Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно- розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, Законодатель сформировал четыре основные задачи ОР деятельности в России и утвердил их в федеральном законе, регулирующем правовые отношения в этом виде правоохранительной сферы.

Говоря об основании оперативно-розыскной деятельности необходимо пояснить важный факт того, что данный вид правоохранительной деятельности обеспечивает нормальное функционирование дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает уголовный процесс - в стране.

Говоря по-другому, оперативные службы и подразделения обеспечивают деятельность органов, правомочных осуществлять уголовное преследование согласно уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

Этому также соответствуют и задачи, поставленные государством перед службами и подразделениями правоохранительных органов и иных силовых структур, наделенных полномочиями, позволяющими ведение оперативно-розыскной деятельности.

Некоторые оперативные службы и подразделения неформально относятся к органам дознания, то есть выполняют некоторые функции предварительного следствия и дознания непосредственно и в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным кодексом.

Изучая вопрос об основании применения оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь вышеизложенными законодательными основами современного российского государства, появляются определенные тезисы этого правового явления.

Основной смысл основания оперативно -розыскной деятельности опять-таки кроется в ее задачах, которые перед ней поставило наше государство.

Первой задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Говоря по-другому, это означает, что в современной российской юридической науке предусмотрено оказание помощи оперативных служб и подразделений различных правоохранительных структур органам предварительного следствия и дознания.

Органы предварительного следствия и дознания своими действиями и процессуальными решениями дают карт-бланш на проведение оперативно-розыскной деятельности, а если быть точнее на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Иными словами первоочередным основанием оперативно-розыскной деятельности в России является наличие возбужденного уголовного дела в порядке сто сорок шестой статьи уголовно-процессуального кодекса, по факту совершенного преступления, либо наличие оперативной информации о готовящемся преступлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью его пресечения


В данном случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту предоставленных оперативными подразделениями материалов проверки. Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия, дознания, суда и органов исполнения назначенных судом уголовных наказаний.

Третье основание обусловлено тем, что обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против вышеперечисленных сфер жизни государства использую хорошо-развитые способы конспирации, а также сами в прошлом могут иметь опыт оперативной работы.

Четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, подлежащего конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет доходов, полученных преступных путем, что является преступлением, предусмотренным статьей 174.1 Уголовного кодекса РФ, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами. Также нужно отметить конституционное основание ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность посредством применения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий ограничивает конституционные права граждан. Конституция это подтверждает тем, что на проведение оперативно-розыскной деятельности в некоторых случаях необходимо разрешение суда.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены принципы и основания оперативно - розыскной деятельности. ОРД, как таковая по своему понятию в российском современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества. Система принципов оперативно-розыскной деятельности важна как основа деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений

Глава 2. Структура правовой основы оперативно- розыскной деятельности


2.1 Понятие структуры правовой основы оперативно- розыскной деятельности

Далее разберёмся с понятием структуры правовой основы оперативно- розыскной деятельности. Правовая основа ОРД – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД деятельности.

Нормативное регламентирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации позволяет ответить на вопрос: "Какими правовыми нормами в современном российском праве регламентирована ОРД деятельность"?

Также этот факт дает понимание статуса этих правовых норм, открывает представление о сущности материальной реализации оперативно-розыскной деятельности. Нами в данном пункте работы будет обозначен регламент оперативно-розыскной деятельности, который задают данные правовые нормы, регулирующие данный вид правоохранительной деятельности.

Для получения развернутого ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации, как к источнику возникновения и существования оперативно-розыскной деятельности, как элемента современного права, но для полного понимания данного объекта исследования.

Рассмотрим более подробно главные правовые инструменты ОРД в России, которые предусмотрены в шестой статье федерального закона "Об ОРД " от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

Данный правовой инструмент оперативно-розыскной деятельности имеет название оперативно-розыскных мероприятий, о которых уже отмечалось мною раннее в предыдущем параграфе курсовой работы, когда речь шла обосновании ОРД в Российской Федерации.

Вообще, говоря, языком философии и теории государства и права, оперативно-розыскные мероприятия являются своего рода материальным воплощением ОР деятельности в жизнь, то есть это что делается физически при осуществлении данного вида правоохранительной деятельности. Для более полного понимания этого правового инструмента оперативно-розыскной деятельности необходимо обратиться к его общему определению.

Оперативно-розыскные мероприятия – это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства.


На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий.

Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности.

ОР деятельность своей работой защищает конституционные нормы, а также с целью их защиты их же и нарушает, проводя негласные ОР мероприятия.

Сама Конституция РФ предполагает это нарушение посредством судебной ветви власти. Иными словами конституция дает регламент оперативным службам и подразделениям правоохранительных органов Российской Федерации на проведение негласных ОР мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан РФ.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Конституция является одним из основных правовых регуляторов ОР деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.

Итак, нормативное регламентирование оперативно - розыскной деятельности является ее правовой основой. Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются следующие нормативно-правовые акты и их виды, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 ­ Содержание правовой основы ОРД[8]

Следовательно, правовая основа ОРД 2-х уровневая:

- Законодательные акты;

- Подзаконные акты

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации, регламентируют оперативно-розыскную деятельность. Нами были выделены ФЗ "О полиции" и ФЗ "О безопасности", потому что МВД и ФСБ России являются федеральными государственными органами исполнительной власти, которые в свою очередь больше остальных осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность во взаимодействии со своими правовыми регуляторами имеет ряд следующих, присущих ей признаков:

1) ОРД – это самостоятельный вид деятельности

2) ОРД реализуется свойственной только ей имеющийся организационно-упорядоченной формой

3) ОРД направлена на борьбу с преступностью и осуществляется на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, организацию профилактики, проверки и разработку


4) ОРД имеет четкую оперативно-поисковую направленность и выражается в поиске информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес

5) ОРД проводят должностные лица от имени государства и на правовой основе Вышеперечисленные признаки подтверждают собой правовую основу, регламентирующую оперативно-розыскную деятельность.

Приведем уровни правового регулирования ОРД:

1. Конституционный регулирования уровень правового

2. Международные правовые акты

3. Законодательный регулирования уровень правового

4. Подзаконный регулирования уровень правового

Таким образом, правовая основа ОРД – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД деятельности.

Конституция является одним из основных правовых регуляторов ОР деятельности, тем самым она ее регламентирует на основе определенных законодательных норм.

Анализирую природу оперативно – розыскной деятельности, необходимо выделить ее отличительные черты: во – первых, собранная в ее ходе информация не является доказательством по уголовному делу, в связи с чем, после того как она собрана нужно провести кропотливую работу с целью того, что бы информация отвечала всем требованиям УПК и в последствие влилась в доказательную базу на уровне с остальными доказательствами собранными и отвечающими требованиям УПК.

Во – вторых, оперативно – розыскная деятельность производится в строгом соответствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а специального Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

В-третьих, оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительного расследования. В – четвертых, на совершение определенных оперативно – розыскных мероприятий требуется санкция прокурора или решение суда. В – пятых, оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного расследования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.

2.2 Пробелы законодательства о регулировании оперативно - розыскной деятельности и пути их устранения