ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.05.2019
Просмотров: 426
Скачиваний: 2
2.2.Содержание практической деятельности студентов.
Содержание производственной практики определяется образовательным стандартом специальности.
В содержание практической деятельности студентов входит:
1. Учебная работа.
1) Ознакомление с учебно-воспитательной работой учреждения образования (беседа с администрацией, учителями, классным руководителем; изучение материальной базы учреждения; ознакомление с расписанием учебных занятий и его анализ.
2) Наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках по географии, занятии по экологическим дисциплинам, проводимых учителями школы и другими практикантами. Обращать внимание на подготовку к занятию, на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, реализацию дидактических принципов, особенности применения методов и приемов обучения, на организацию коллектива учащихся разных возрастных групп; методы, приемы и средства, используемые учителем на уроках в воспитательных целях; регулирование мыслительной нагрузки.
3) Изучение учебных программ, тематического и поурочного плана учителя, плана внеклассной работы по предмету, личных дел учеников, классных журналов.
4) Изучение психологических аспектов учебно-воспитательной работы учителя на уроке (учет возрастных и индивидуальных особенностей, познавательной деятельности учеников, выявление и учет мотивации, особенностей педагогических отношений и микроклимата на уроке и т.д.);
5) Разработка индивидуального плана проведения всех мероприятий на период практики.
6) Разработка поурочных планов-конспектов уроков, факультативных занятий, занятий кружков.
7) Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, технических средства обучения к урокам.
8) Самостоятельное проведение уроков по предмету. На уроке эффективно использовать различные методические приемы, формы и средства обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии, руководство самостоятельной работой учащихся, использование учебного кино, магнитофонных записей и т.д.);
9) Индивидуальная работа с учащимися по своему предмету во внеурочное время.
2. Внеклассная работа по предмету.
В качестве учителя-предметника студент-практикант проводит не только уроки по своему предмету, но активно участвует в проведении внеклассной работы.
За время практики он должен планировать внеклассную работу по предмету в соответствии с планом воспитательной работы класса и школы (экскурсии, конференции, дискуссии, просмотр учебных кинофильмов, организация олимпиад, конкурсов, тематических вечеров и др.); принимать участие в организации и проведении факультативных занятий по предмету; участвовать в оформлении кабинета по предмету и организации работы в нем учащихся; активно участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету, одно из которых должно быть зачетным.
3. Воспитательная работа включает следующие виды деятельности:
1) изучение плана воспитательной работы классного руководителя;
2) посещение воспитательные мероприятия и участие в их анализе;
3) проводение индивидуальной воспитательной работы с учащимися;
4) изучение индивидуальных особенностей учащихся класса и определение доминирующ воспитательные задачи и системы мероприятий по их реализации на основе проведения комплекса «диагностических методик» и составления словесного «Портрета» одного из подростков;
5) выполнение задания по школьной гигиене.
4. Методическая и самостоятельная работа.
Практикант должен ознакомиться с системой повышения методического мастерства учителя. Для этого необходимо:
1) участвовать в работе школьного методического объединения учителей по предмету;
2) собрать сведения об истории школы, ее современной жизни, особенностях учебно-воспитательной работы, лучших учителях школы;
3) изучать технические средства обучения и наглядные пособия кабинетов с последующим использованием их в учебной работе;
4) посещать уроки опытных учителей, участвовать в последующем анализе;
5) посещать уроки своих коллег-практикантов, участвовать в их обсуждении;
6) дать психолого-педагогический анализ 1-2 посещенных уроков;
7) систематически знакомиться с методической литературой, имеющейся в библиотеке школы, университета.
3.Информационно- методическая часть.
3.1.Календарно-тематический план.
Содержание деятельности студентов, обучающихся в дневной форме получения образования, представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание работы студентов дневной формы получения образования.
Сроки |
Виды деятельности |
Форма и способы организации и контроля |
1 неделя |
1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе. 2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отношений учащихся класса.
3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе. Посещение и анализ уроков учителя. Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом. Изучение структуры урока.
4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).
5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики. 6. Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми. |
Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.
Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.
Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.
Записи в дневнике.
Записи в дневнике.
|
2 неделя |
1. Изучение потребностей, интересов, склонностей детей класса. 2. Изучение характера конкретного ученика. 3. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию. 4. Проведение внеклассного мероприятия. 5. Проведение уроков в закрепленных классах. 6 Посещение уроков сокурсника. 7. Наблюдение уроков учителей. 8. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения. |
Выполнение заданий кафедры психологии. Записи в дневнике. Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия. План-конспект, наглядный материал. Составление и оформление планов-конспектов уроков. План-конспект, записи в дневнике. Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ. Записи в дневнике. |
3 неделя
|
1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО (2 урока ежедневно). 2. Подготовка и проведение экскурсии.
3. Проведение 2-х зачётных уроков.
4. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников. Анализ организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. |
Планы-конспекты. Записи в дневнике.
План-конспект, записи в дневнике. План-конспект, записи в дневнике. Записи в дневнике. |
4 неделя |
1. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и ТСО. 2. Подготовка и проведение мероприятия. 3. Изготовление наглядных пособий к урокам. 4. Проведение 2-х зачётных уроков. 5. Психолого-педагогический анализ уроков учителя и сокурсников. |
Планы-конспекты. Записи в дневнике.
План-конспект, записи в дневнике.
План-конспект, записи в дневнике. Записи в дневнике. |
Содержание деятельности студентов, обучающихся в заочной форме получения образования, представлено в таблице 2.
Таблица 2. Содержание работы студентов заочной формы получения образования.
Сроки |
Виды деятельности |
Форма и способы организации и контроля |
1 неделя |
1. Знакомство со школой, классом, с особенностями и содержанием учебно-воспитательной работы в школе и закреплённом классе. 2. Изучение уровня развития классного коллектива и межличностных отношений учащихся класса.
3. Ознакомление с работой учителей, работающих в закреплённом классе. Посещение и анализ уроков учителя. Определение доминирующего стиля взаимоотношений учителя с классом. Изучение структуры урока.
4. Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, личными делами и медицинскими картами учащихся).
5. Знакомство с планом внеклассной воспитательной работы учителя. Составление своего плана воспитательной работы на период практики. 6. Проведение уроков в закрепленных классах. |
Оформление визитки школы. Записи в дневнике практики.
Планирование работы. Составление индивидуального плана. Записи в дневнике, отдельно сдать индивидуальный план руководителю от кафедры.
Протоколирование и психолого-педагогический анализ уроков учителя в дневнике.
Записи в дневнике.
Записи в дневнике. Составление и оформление планов-конспектов уроков. |
2 неделя |
1. Подготовка наглядного материала к внеклассному мероприятию.
2.Знакомство с различными подходами в организации воспитательной работы с детьми. 2. Проведение внеклассного мероприятия. 3. Проведение уроков в закрепленных классах. 4. Наблюдение уроков учителей. 5. Изучение практического применения на уроке методов, приёмов и средств обучения. 6. Проведение одного зачётного урока. |
Разработка и проведение зачетного внеклассного мероприятия. Записи в дневнике.
План-конспект, наглядный материал. Составление и оформление планов-конспектов уроков. Записи в дневнике. Протокол наблюдения и анализ. Записи в дневнике.
План-конспект, записи в дневнике. |
В ходе прохождения педагогической практики студенты ведут дневник практики.
3.2.Примерное планирование выполнения заданий.
В индивидуальном плане работы должны быть запланированы различные виды заданий.
Например:
1.Знакомство со школой, классом, организацией внутришкольного контроля, со структурой и педагогическим обеспечением ученического самоуправления.
2.Учебно-воспитательная работа по предмету……
а/ изучить методику деятельности учителя, для чего…..
б/.посетить ….. уроков в классе;
в/. подготовить дидактический материал к урокам по темам…….
г/.подготовить наглядные пособия к урокам по темам……
3. Внеклассная воспитательная работа:
а/принять участие в подготовке и проведении общешкольного дела;
б/.организовать и подготовить учащихся к участию….
в/.подготовить и провести экскурсию (тема, куда);
г/ подготовить и провести беседу на тему….
д/ провести вечер, праздник, конкурс на тему…..
е/ принять участие в спортивных соревнованиях школы….. и др.
4. Методическая работа:
а/ создать методическую копилку;
б/ изучить учебную программу, тематический и научный план учителя, план воспитательной работы;
в/ разработать конспекты уроков, внеклассных мероприятий, экскурсии;
г/ принять участие в заседании методического объединения учителей начальных классов.
3.3. Подведение итогов практики
В трехдневный срок после окончания практики студенты дневной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.
1.Дневник по практике.
2.Два плана-конспекта зачётных уроков внеклассных мероприятий.
3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.
4. Методический портфель (папка копилка).
5.Отчет.
В трехдневный срок после окончания практики студенты заочной формы получения образования предоставляет следующую отчетную документацию руководителю практики от кафедры естественнонаучных дисциплин.
1.Дневник по практике.
2.План-конспект одного зачётного урока и внеклассного мероприятия.
3.Протокол психолого-педагогического анализа урока сокурсника.
4. Отчет.
В течение первых двух недель после окончания практики руководителем практики от кафедры проводится аттестация студентов.
Оценка практических достижений студентов проводится по 10-балльной шкале, представленной в Положением о порядке организации и проведения практики студентов в университете №82 от18.02.2013 г.
3.4 Список литературы
3.4.1 Основная литература
1.1. Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. — Минск : Аверсэв, 2006. — 157 с.
1.2. Даринский, А.Б. Методика преподавания географии: учеб.пособие / А.Б.Даринский. — М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
1.3. Десятибалльная система оценки: Примерные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по географии: Инструктивно-методические материалы / Под научн. ред. О.Е. Лисейчикова. — Минск: Аверсэв, 2003. — 32 с.
1.4. Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. университетов и институтов. / И.В. Душина, В.Б.Пятунин, А.А.Летягин. — М.: Дрофа, 2007. — 509 с.
1.5. Иванов, Ю.А. Методика преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. — Брест : БрГУ, 2012. — 420 с.
1.6. Иванов, Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии : учебно-методическое пособие / Ю.А. Иванов. — Брест : БрГУ, 20112. — 226 с.
1.7. Иванов, Ю.А. Практикум по методике преподавания географии: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Иванов. Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. — Брест: БрГУ, 2011. — 171 с.
1.8. Каропа, Г.Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г.Н.Каропа. — Гомель: ГГУ, 2004. — 248 с.
1.9. Методика обучения географии в средней школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. — М., 1983. — 320 с.
1.10. Новик, Н.Н. География. Организация внеклассной работы / Н.Н. Новик. — Мн.: Новое знание, 2007. — 168 с.
1.11. Обух, Г.Г. Методика обучения географии. / Г.Г. Обух. — Минск, 2001. —184 с.
1.12. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.
1.13. Программа для средней общеобразовательной школы. География. V-XI классы. — Мн.: Национальный институт образования, 2009.
1.14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии / А.Ф.Прохорчик. — Мн.: Народная асвета, 1980. — 105 с.
1.15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г.К.Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.
1.16. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.Хуторской. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.
1.17. Шаруха, І.М. Пачатковая прыродазнаўча–геаграфічная адукацыя на Беларусі: манаграфія. — Магілёў : МДУ імя А. А. Куляшова, 2001. — 120 с.
1.18. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: метод. пособие: в 5 ч. / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — Ч. 2 : Частная дидактика. — 128 с.
1.19. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: практикум / И.Н. Шарухо. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 112 с.
1.20. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: методическое пособие / И.Н. Шарухо. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — Ч. 4: Урочная и внеурочная формы обучения географии. — 180 с.
1.21. Шарухо, И.Н. Методика преподавания географии: в 5 ч.: методическое пособие / И.Н. Шарухо. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — Ч. 5: Частная методика. Особенности отдельных курсов школьной географии. — 104 с.
3.4.2 Дополнительная литература
2.1. Аксакалова, Г.П. Факультативные занятия по географии / Г.П.Аксакалова [и др.]. — М. : Просвещение. 1985. — 144 с.
2.2. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова [и др.]. — М. : Просвещение, 1988. — 152 c.
2.3. Вопросы экологии на уроках географии: Учебно-методические материалы в помощь учителю / Научн. ред. Л. А. Коробейникова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 196 с.
2.4. Галай, И.П. География в 6 классе: учеб.-метод. пособие / И.П.Галай, Ж.М.Якубович, Е.И.Галай. — Мн.: Народная асвета, 2000. — 214 с.
2.5. Галай, И.П. Начальный курс географии: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И.П. Галай, Б.Н. Крайко, Е.И. Галай. — 3-е изд., перераб. — Минск: Нар. асвета, 2010. — 150 с.
2.6. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 6 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. — Мн.: Аверсэв, 2005 — 79 с.
2.7. Галай, И.П. Начальный курс географии: тесты для 7 класса: пособие для учителей / И.П.Галай, Е.И.Галай. — Мн.: Аверсэв, 2005 — 128 с.