ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.05.2019
Просмотров: 4081
Скачиваний: 1
6) Субсидии: государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий.
7) Экологическое страхование: страхование экономической ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды.
Основные элементы системы рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и ФРГ:
1) Баббл-принцип. Норматив выбросов устанавливается для целого региона. Цель: развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счёт оптимального перераспределения выбросов меж участниками рынка.
2) Банки выбросов – специальные банки, в которые фирма, сократившая объёмы своих выпусков ниже нормативного уровня, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы потом продать или использовать его при необходимости.
66. Содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
Загрязнение и истощение окружающей среды в результате производственной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.
Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в ден. форме фактич-ие или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологич.ситуации в рез. антропогенной деят.
Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими веществами продуктами питания, плохим качеством питьевой воды, шумами и т. п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжит. жизни, ухудш. условий труда и отдыха населения и жизнедеят. в целом.
Экономич. ущерб явл. комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов* от загрязнения различн. прир. сред — воздушного бассейна, водных источников, земель, лесных экосистем и др. В кач. основных реципиентов рассматрив.: 1) население; 2) объекты жилищно-коммун. хозяйства (селитебная территория, жилищный фонд, городской транспорт, зеленые насаждения и др.); 3)сельскохозяйств. угодья, животные и раст.; 4) лесные ресурсы; 5) элементы основных фондов промышленности и транспорта; 6) рыбные ресурсы; 7) рекреационные и лечебно-курортн. ресурсы.
Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды. Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимается стоимостная оценка фактических и возможных убытков, обусловленных воздействием загрязнения. Оценка экономического ущерба может быть выполнена методом прямого счета как сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных выбросов. Применяется следующая последовательность расчетов: выбросы вредных примесей из источников их образования; концентрация примесей в атмосфере (водоеме); натуральный ущерб; экономический ущерб.
Первая стадия расчетов содержит анализ объемов и структуры выбросов. На втором этапе для измерения концентрации выбросов проводится расчет рассеивания вредных примесей. На третьем этапе оценивают натуральный ущерб от загрязнения окружающей среды. На четвертом этапе осуществляется оценка натуральных изменений в стоимостном выражении. Экономическая оценка экологического ущерба определяется потребностью общества в их соизмерении с затратами, необходимыми для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду. Классификация экологического ущерба по характеру и степени его проявления осуществляется на основе эконо-мической оценки воздействия антропогенных факторов на окружающую среду.
Социальный ущерб от загрязнения природной среды. Методика определения совокупного экономического ущерба. Соц. ущерб(СУ)—это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязн-м воздухом, эколог. неблагопо-лучными продуктами питания, питьевой водой плохого кач-ва, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудше-нию усл-й труда и отдыха населения и жизнедеят-ти в целом.
Соц. потери можно условно подразделить на так назыв. восполнимые и невосполнимые. СУ в части восполнимых потерь м.б. измерен в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и соц. обеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение (амбулаторное или стационарное), а также потери произв-ва от невыходов на работу. Невосполнимый СУ, к-рый невозможно оценить стоимостными показат-ми, как-то: потеря здоровья, досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья, сокращение продолжит-ти жизни, психолог-й дискомфорт и т.п.
Но наиб. практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие заг-рязн-я и истощения окр. среды,к-рый складывается из экон. и соц. ущербов.
67. Методика расчета экономического вреда от выбросов, сбросов, размещения отходов, загрязнения химическими веществами.
Общий ущерб от загрязнения окружающей среды рассчитывается по формуле
У = Уа + Ув + Уп, (6.1)
где У – общий ущерб от загрязнения окружающей среды;
Уа – ущерб от загрязнения атмосферного воздуха;
Ув – ущерб от загрязнения водных объектов;
Уп – ущерб от загрязнения и истощения почв.
Расчет годовых величин экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха производится по формуле
, (6.2)
где Уа – ущерб от загрязнения атмосферного воздуха;
γ – удельный ущерб от единицы выбросов в атмосферу, р./усл. т;
σ – коэффициент, учитывающий региональные особенности территории, подверженной вредному воздействию, и связанный с относительной опасностью её загрязнения (таблица 6.3);
f – коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредных веществ в атмосфере;
Аi – коэффициент приведения примеси к монозагрязнителю (таблица 6.7), усл. т/т;
mi – масса выброса i-го вида примеси (таблица 6.5), тыс. т;
n – количество вредных веществ.
Расчет экономического ущерба от загрязнения водных объектов производится по формуле
, (6.3)
где Ув – ущерб от загрязнения водного объекта;
ρ – удельный ущерб единицы сбросов, р./усл. т;
β – коэффициент, учитывающий особенности водоема, подверженного загрязнению, и связанный с относительной опасностью его загрязнения (таблица 6.4);
Di – коэффициент приведения i-й примеси к монозагрязнителю (таблица 6.8), усл. т/т;
mi – масса сброса i-го вида примеси (таблица 6.6), т;
n – количество вредных веществ.
Экономическую оценку ущерба от деградации и загрязнения земель в общем виде можно представить формулой
Уп = У1 + У2 + У3, (6.6)
где Уп – экономический ущерб от деградации и загрязнения почв;
У1 – экономический ущерб от деградации почв (снижение цены земли);
У2 – экономический ущерб от загрязнения почв химическими веществами;
У3 – экономический ущерб от захламления почв санкционированными свалками.
Экономическая оценка ущерба от деградации почв производится по формуле
У1 = Нс S Кэ Кос k, (6.7)
где Нс – норматив стоимости земель (таблица 6.14), р./га;
S – площадь почв и земель, деградировавших в отчетном периоде времени (таблица 6.10), га;
Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории (таблица 6.11);
Кос – коэффициент для особо охраняемых территорий (таблица 6.12);
k – коэффициент, учитывающий рост цен, определяется по таблице 6.9
68. Использование показателей эколого-экономического ущерба для реализации эколого-сбалансированной политики. Льготное налогообложение и ценообразование. Рыночные механизмы природопользования.
Льготное налогообложение: это снижение ставок на отдельные виды доходов с физических лиц, вычеты из доходов ФЛ
Не облагаются налогами:
1. Все государственные пособия, в том числе по безработице, в случае гибели военнослужащего, по беременности и родам, все виды пенсий, алименты, пособия по ВН,
2. Адресная помощь малоимущим и социально незащищенным слоям населения,
3. Выплаты в связи со стихийными бедствиями,
4. Стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов и.т.д.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) уплачивается налогоплательщиком со всех видов доходов, полученных им из самых разных источников — от продажи имущества до выигрыша в лотерею. В то же время закон не только устанавливает эту обязанность, но и предоставляет налогоплательщикам определённые права, в частности, право на получение налоговых вычетов.
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию «экологосбалансированного» поведения производителя и потребителя, а также использованию в этих целях механизмов спроса и предложения. В систему экономического стимулирования входят:
– налогообложение;
– субсидирование;
– льготное кредитование природоохранной деятельности;
– ускоренную амортизацию природоохранных фондов и др.
Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств от их продажи.
оздание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, где на конкурсной основе российские и иностранные предприниматели могли бы покупать природные ресурсы, право на их разработку или аренду при жестком экологическом контроле и комплексной экологической экспертизе, позволили бы существенно увеличить государственные и региональные доходы от природопользования. Рынок природных ресурсов должен предусматривать и создание ипотечной системы, что позволит владельцам закладывать их с целью получения инвестиций для развития производства.