ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.05.2019
Просмотров: 4080
Скачиваний: 1
63. Платежи за природопользование: за использование природных ресурсов, за загрязнение среды.
В соответствии со ст. 83 Закона «Об охране окружающей среды», общее природопользование является бесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
- размещение отходов;
- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;
- иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду в пределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользование сверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенном законодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия ее взимания определяются законодательством Республики Беларусь.
В систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды входят: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли. Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства субъекты хозяйствования выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов. Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов. Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом экологической обстановки района (территории), размещения предприятий и экономических возможностей предприятий. Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) - ПДВ (ПДС).
64. Методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов.
Основными направлениями экономического механизма могут быть следующие: экологические налоги; субсидии; система возврата задатка; внедрение элементов рынка в охрану окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; принудительные стимулы.
Экологические налоги представляют собой «цену», которая должна быть заплачена за загрязнение окружающей среды
— прямые инвестиционные субсидии, которые покрывают часть расходов на разработку новых природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Например, во Франции они покрывают до 50 % затрат на приобретение природоохранного оборудования и создание природоохранных сооружений; в Швеции они предоставляются на 5 лет и могут покрыть до 25 % инвестиционных расходов на оборудование по очистке от загрязнений; — предоставление долгосрочных займов с низкими процентными ставками платежей. Например, в Канаде — до 10 лет, а в Финляндии — до 30–50 лет, покрывающих до 70 % стоимости природоохранного проекта; — выдача субсидий для капиталовложений в энергосберегающие технологии, особенно в целях снижения количества сжигаемого органического топлива; — система налоговых льгот: на расходы по НИОКР в области охраны окружающей природной среды, на расходы, связанные с контролем загрязнения воздуха (например, в США), закупкой, установкой и эксплуатацией природоохранного оборудования.
Информационные стимулы в виде обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней играют роль, подобную экономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители и жители близлежащих территорий оповещены о размерах загрязнения или содержания вредных веществ в продукции. В данном случае информированность будет своего рода антирекламой, ведущей к изменению спроса на продукцию, в то же время, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типа технологий.
Задача материального стимулирования рационального природопользования заключается во внедрении в существующую систему материального поощрения и ответственности работников элементов, связанных с учетом экологических показателей, не нарушая общепринятых на предприятии принципов. При этом система стимулирования должна быть простой и доступной для понимания работников. Осуществление на практике разработанных рекомендаций предполагает организацию постоянного контроля за состоянием среды не только на уровне предприятия, но и основных его подразделений, что требует использования надежной контрольно-измерительной аппаратуры. Учитывая важность стимулирования рационального природопользования, в создавшихся условиях целесообразно сумму премий, выплачиваемых за внедрение новой природоохранной техники, и сумму премий за достижение в деле улучшения качества среды включать в необлагаемый налогами размер средств.
65. Налоговая политика в системе управления природоохранной деятельностью
Действующим законодательством в РБ установлена система платности за основные природные ресурсы: минеральные, воду, землю и др. Приняты и действуют законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами». В законе «Об экологическом налоге» установлены плательщики налогов (объединения, предприятия, организации, представительства, обособленные подразделения и физические лица, которые пользуются природным ресурсами или загрязняют окружающую среду). Налогом облагаются:
1. все объемы добываемых ресурсов;
2. выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
3. платежи за переработку нефти;
4. платежи за перемещение нефти и нефтепродуктов;
5. платежи за геологоразведочные работы.
Льготы по налогу:
1. за воду хозяйственно-питьевого и противопожарного назначения;
2. за воду рыбхозу и прудовому рыболовству;
3. за подземные воды, попутно добываемую с полезными ископаемыми;
4. за воду, поставляемую для производства продукции растениеводства и животноводства;
5. за песок и песчано-гравийную смесь для дорожного строительства;
Закон «О платежах за землю». Определены 5 функциональных видов земель, которые подлежат налогообложению:
- с/х назначения;
- населенных пунктов всех типов;
- земли промышленности, транспорта и обороны;
- лесного фонда;
- водного фонда.
Не платят налог:
1. земли, загрязнённые радионуклидами;
2. Заповедники, заказники, ботанические сады и национальные парки;
3. учреждения культуры и образования, здравоохранения, спорткомплексы;
4. земли запаса;
5. кладбища;
6. земли общего пользования (площади, парки и т.д.).
Освободили от налога:
1. пенсионеров и инвалидов 1,2 групп;
2. участников войны;
3. родителей и родственников погибших в войне;
4. многодетные семьи.
С марта 2007г. принято решение перечислять налог за землю в бюджет сельских советов, до этого перечисляли их в бюджет районных советов
Основные инструменты ценового экологического регулирования ведущих западных стран:
1) Платежи за загрязнение окружающей среды: выплата предприятиями-природопользователями определённых сумм в бюджет государства за «услуги» разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоёмы, выбросов в атмосферу, за складирование твёрдых отходов.
2) Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных органов власти. (стоки, твёрдые отходы).
3) Ресурсные платежи: плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану.
4) Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий.
5) Дифференциация налогов на прибыль: система применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают «грязную» продукцию.