Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
ГЛАВА 2. НОТАРИАЛЬНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ПРАВА
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
ВВЕДЕНИЕ
Институт нотариата в современных условиях является не просто частью правовой системы современной России, он давно уже вышел за рамки собственно юридической деятельности и превратился в полноценный институт гражданского общества, в важнейшее средство обеспечения прав и законных интересов граждан нашей страны.
Уровень развития нотариата и степень его независимости выступают важным индикатором уровня правовой системы страны, а также уровня развития гражданского общества. Частота обращений граждан за нотариальной помощью можно рассматривать как важный показатель правовой культуры общества и уровня его зрелости. Правовое регулирование нотариальной деятельности осуществляется Конституцией РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, федеральными законами и законами субъектов РФ, а также иными нормативно-правовыми актами.
В последнее время в законодательство о нотариате были введены существенные новеллы.
Во-первых, в несколько раз снизились тарифы за нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью.
Во-вторых, у нотариуса появилась возможность в электронной форме запрашивать выписки из ЕГРП (Единого государственного реестра прав) и данные из государственного кадастра недвижимости, что значительно ускоряет сбор документов по сделке и позволяет нотариусу проверить наличие ограничений (обременений) права.
В-третьих, нотариусы регистрируют по просьбе участников сделки права в Росреестре в сокращенные сроки регистрации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования деятельности нотариата.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие деятельность нотариата.
Целью исследования является изучение правовых основ организации нотариата.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и назначение системы нотариата ;
2. Изучить источники права о нотариате;
3. Определить разграничение компетенций между нотариальными органами;
4. Охарактеризовать виды нотариальных действий и компетенцию нотариусов.
Методологическую основу исследования составляют и методы юридического познания, которые относятся как к общенаучным, так и к частнонаучным. В общенаучные методы, используемые в исследовании входят:
– анализ;
– синтез;
– индукция;
– дедукция;
– классификация.
В частнонаучные методы, используемые в исследовании входят:
–метод сравнительного правоведения;
– формально-юридический метод;
– историко-правовой метод;
– метод правового моделирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
Изучение проблемы места нотариата в правовой системе России сопряжено с анализом понятия нотариата в узком юридическом смысле как системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института и корпоративного сообщества. Будучи объектом правовой регламентации, нотариальная деятельность нуждается в теоретическом осмыслении с точки зрения методологии юридического регулирования, общих и частных подходов законодателя к установлению прав и обязанностей соответствующих субъектов правоотношений, а также правовых процедур. Все это в совокупности образует некую подсистему действующего российского права, место которой нуждается в выяснении и теоретическом обосновании. Одной из конструкций, характеризующих место нотариата в правовой системе России, является понятие нотариального права в объективном смысле этого словосочетания.
Такой подход, в частности, предложен в докторской диссертации И.Г. Черемных,[1] а также в ряде иных научных публикаций.[2] В отличие от указанных авторов, В.В. Гошуляк считает «преждевременным вывод о появлении нотариального права как самостоятельной отрасли права», аргументируя это тем, что каждая отрасль права должна иметь свои предмет, методы, задачи, функции и иные подобные характеристики.[3] Нотариат – составная часть любой правовой системы.
Поэтому расхождение в данных научных позициях во многом объясняется фактическим построением базовых отраслей современного российского права преимущественно на основе романо-германских юридических традиций и опыта советского государства и права.
Если признать, что нотариальное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, необходимо отнесение его либо к публичной, либо к частной отраслям, выяснение его материально-правовой или процессуальной природы. Однако и в этом случае останется ряд проблемных вопросов, связанных с конституционно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым регулированием организации и деятельности нотариата.
Современный нотариат представляет собой правоохранительный институт, включающий систему органов и должностных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение стабильности гражданского оборота, а также осуществления функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Характеризуя роль современного российского нотариата, необходимо учесть его уникальную двойственную природу, заключающуюся в том, что нотариат, являясь элементом системы государственного управления, не является как таковым государственным органом. Можно сказать, что государство делегирует ему правоохранительную функцию, а его деятельность носит публичноправовой характер, служа интересам общества.[4]
В частности, это отчетливо видно в процессе нотариальных действий в сфере права собственности (удостоверение приобретения или отчуждение объектов собственности), процедур наследования, выдачи доверенностей, удостоверения копий документов. В процессе своей деятельности нотариат функционирует со всеми ветвями власти, и в этом заключается особенность его механизма. Законодательная власть создает и совершенствует нормативно-правовую базу функционирования нотариата, формирует его правовой статус, принципы его деятельности и функции. Исполнительная ветвь власти формирует функциональную сторону нотариата и практические аспекты его деятельности.
Судебная власть контролирует нотариальную деятельность. В ходе исследования были подвергнуты тщательному анализу все основные аспекты взаимодействия нотариата с органами государственной власти и выявлены основные их особенности. Специфика взаимодействия нотариата и законодательной власти основана на том, что создание и регламентация его деятельности возникает только на основе акта органа государственной власти.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность института нотариата в России в целом, являются Конституция РФ и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Законодательная база нотариата постоянно совершенствуется, в частности, принимаются федеральные законы, изменяющие и дополняющие законодательство о нотариате. В процессе взаимодействия органы законодательной власти и нотариата руководствуются действующим законодательством РФ. Таким образом, обеспечивается постоянная связь законодательной ветви власти и нотариата. Изучая особенности взаимодействия нотариата с органами исполнительной власти, необходимо отметить, что функционально работа нотариальных органов непосредственно связана с работой органов юстиции, так как именно данная система органов осуществляет правоприменительную и правоохранную виды деятельности.
В частности, через органы юстиции государство осуществляет руководство нотариатом для того, чтобы интересы общественных масс всегда соблюдались. Наиболее значимой функцией управления здесь является контроль, что особенно важно в настоящее время, для которого характерно наличие как государственного нотариата, так и частного. Причем, преобладающий объем деятельности по управлению частными нотариальными конторами в настоящее время осуществляет Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты в субъектах РФ. Выявленные тенденции отражают современный период в развитии российского нотариата, главными чертами которого являются отказ от тотального, директивного управления нотариатом со стороны органов юстиции и появление гибких форм взаимодействия граждан и юридических лиц с нотариусами (например, через интернет).
В частности, хотелось бы отметить Приказ Минюста России от 30.08.2017 № 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования». Данный нормативно-правовой акт вступит в силу с 1 января 2018 года. Он очень важен как для нотариусов, так и для граждан пользователей услуг.
Правила, по которым действует нотариус, станут еще четче регламентированы, а также граждане смогут иметь конкретное представление о том, как совершается нотариальное действие, и что может потребовать от них нотариус. Регламент, наряду с Основами законодательства РФ о нотариате и другими нормативно-правовыми актами, уточняет ряд моментов в порядке совершения нотариальных действий. В частности, он стал первым документом, определившим перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя.[5]
Рассматривая особенности взаимодействия нотариата и судебных органов, можно отметить, что Основы законодательства о нотариате содержат четкие правовые нормы, определяющие значение суда в процессе нотариальной деятельности. Как и судьи, нотариусы используют нормы гражданского процессуального законодательства в своей работе. А поскольку полномочия нотариусов имеют публично-правовую природу, то и беспристрастности. И судебные, и нотариальные органы реализуют одну и ту же функцию, - предварительный и последующий контроль за законностью в гражданском обороте. Именно поэтому их деятельность тесным образом соприкасается.[6] Таким образом, можно сказать, что нотариат взаимодействует со всеми подсистемами правоохранительного блока во всех ветвях государственной власти, осуществляя деятельность социального характера. В процессе усложнения правоотношений и развития гражданского общества в целом в процессе взаимодействия нотариата с органами государственной власти возникают проблемы.
Рассмотрим наиболее значимые из них. Во взаимоотношениях законодательной власти и нотариата существует ряд проблем, связанных с несовершенством законодательства, в частности, с недостаточной регламентацией особенностей его функционирования, а также оценки его потенциала во взаимодействии с правоохранительной и налоговой системой, нормативного совершенствования нотариальных процедур. Для решения этих проблем необходимо регламентировать нотариальную деятельность с учетом социально-экономических изменений, происходящих в стране. Центром современных нотариальных исследований одним из главных вопросов является выбор наиболее оптимальной и целесообразной модели развития российского нотариата. Это обусловлено реформированием гражданского и нотариального законодательства.[7] На основе проведенного обзора современных проблем взаимодействия нотариата и органов юстиции как органа исполнительной власти, регулирующего его деятельность, можно выделить в качестве наиболее значимой из них проблему более четкого разграничения организационно-контрольных полномочий органов юстиции и нотариальных палат.
Данная проблема также связана с недостаточно совершенным законодательством в нотариальной сфере, что обуславливает необходимость урегулирования механизма взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции. Кроме того, актуальна проблема контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
Проблематика взаимоотношений судебной власти и нотариата связана с необходимостью развития нотариата как института, осуществляющего предупредительно-профилактические функции, что может стать одним из важнейших элементов судебной реформы. В настоящее время назрела объективная необходимость совершенствования отношений нотариата и судебной системы, поскольку в связи с усложнением гражданских правоотношений растет и число судебных дел.
Для того, чтобы судебные споры разрешались быстро и эффективно, нотариус должен осуществлять превентивное правосудие, обеспечивая участникам судебного процесса юридическую безопасность, то есть должен гарантировать то, что нотариальный акт имеет особую юридическую силу по отношению к актам, оформленным сторонами процесса в простой письменной форме.
От того, насколько оперативно и качественно будет работать нотариус, во многом зависит рассмотрение дел в установленные сроки. Рассмотрев ряд проблем, касающихся взаимодействия нотариата со всеми ветвями государственной власти, и проанализировав все вышеизложенное, необходимо отметить, что на первый план по значимости ставятся проблемы законодательного характера, решением которых может стать совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность нотариата в целом.