ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2019
Просмотров: 3486
Скачиваний: 37
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра географической экологии
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Практикум
для студентов географического факультета
специальности 1- 33 01 02 «Геоэкология»
МИНСК
2007
УДК 502.5(076.5)
ББК 26.82я73
Л22
А в т о р - с о с т а в и т е л ь
Г. И. Марцинкевич
Рекомендовано Ученым советом
географического факультета
20 июня 2007 г., протокол № 9
Р е ц е н з е н т
кандидат географических наук,
доцент А. Н. Мотузко
Л22
Ландшафтоведение : практикум для студентов геогр. фак. спец.
1-33 01 02 «Геоэкология» / авт.-сост. Г. И. Марцинкевич. – Минск:
БГУ, 2007. – 47 с.
Практикум содержит методические разработки по выполнению лабора-
торных и контролируемых самостоятельных работ, которые сопровождаются
таблицами с необходимой количественной и качественной информацией, об-
разцами карт природных, природно-антропогенных ландшафтов и карты эколо-
гического состояния ПТК. Представлена также тематика контрольных работ
для студентов заочного отделения и список основной и дополнительной лите-
ратуры по курсу «Ландшафтоведение».
Предназначен для студентов географического факультета заочного отде-
ления специальности 1- 33 01 02 «Геоэкология».
УДК 502.5(076.5)
ББК 26.82я73
© БГУ, 2007
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшей особенностью современного высшего образования становится поиск
и внедрение новых образовательных подходов и технологий, позволяющих повысить
уровень обучения студентов. Одним из них, в наибольшей степени соответствующим
требованиям времени, является обучающе-исследовательский подход, цель которого
– переориентация процесса обучения на развитие творческого потенциала личности,
формирование логического, независимого, аналитического мышления. Достижение
этой цели возможно через освоение студентами навыков переработки и продуциро-
вания новых знаний на основе усвоенных методов, моделей и схем организации и
выполнения учебных работ. В этом процессе важную роль призван сыграть учебно-
методический комплекс дисциплины, одним из элементов которого является практи-
кум. Его предназначение – оказание методической помощи студентам при выполне-
нии практических, лабораторных и самостоятельных работ, при подготовке к колло-
квиуму, промежуточному зачету, экзамену, при написании контрольной или курсо-
вой работы.
Настоящий практикум по ландшафтоведению разработан с использованием обу-
чающе-исследовательского подхода, что прослеживается по всем его разделам. Так,
наиболее простые задачи ставятся в лабораторных работах, которые рассчитаны на
закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков. Однако ввиду
того, что лабораторные работы предусматривают индивидуальные задания, в резуль-
тате их выполнения каждый студент обладает хотя и небольшим, но собственным
материалом. Это обстоятельство учтено при разработке тематики контролируемых
самостоятельных работ, которые нацелены на развитие научного мышления, способ-
ностей анализа и синтеза полученного материала.
Практикум содержит большое количество источников информации, однако они
представлены не общим списком, а разнесены по отдельным разделам. Так, перечнем
основных литературных и картографических источников снабжены все задания для
самостоятельной работы, каждая тема для выполнения контрольной работы. Помимо
этого, список основной и дополнительной литературы приведен в учебной программе
курса «Ландшафтоведение».
Лабораторные работы и КСР сгруппированы в 4 модуля в соответствии с требо-
ваниями, предъявляемыми к учебным материалам, предназначенным для системы
дистанционного обучения (СДО) и размещенным в оболочке «eUniversity». По этим
же модулям подготовлены контрольные вопросы для промежуточного и итогового
тестирования.
4
1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Контролируемая самостоятельная работа – важный элемент обучающей деятель-
ности, выполняемой студентами в аудитории или во внеаудиторное время без уча-
стия преподавателя, но с условием обязательной оценки за ее исполнение.
КСР могут носить репродуктивный, реконструктивный или творческий характер.
Самые простые задачи (репродуктивного типа) предполагают единственный путь
решения, обозначенный в задании. Задачи реконструктивного типа предусматрива-
ют преобразование материала, его упорядочивание и систематизацию. Результатом
этого этапа выступает географическое описание территории, построение графиче-
ских или матричных моделей, составление аннотации к работе. Творческие задания
требуют анализа проблемной ситуации, получения новой информации с помощью
выбранных студентом самостоятельно средств и методов решения.
Контролируемая самостоятельная работа – традиционный вид учебной работы в
вузе, но в последние годы он наполнился конкретным содержанием, приобрел разно-
образные формы и методы проведения и контроля. Определилась и унифицированная
структура задания по КСР. Так, задание на КСР должно содержать следующие пунк-
ты: тема, цель, форма и методы проведения, содержание, форма контроля, ис-
точники информации.
Тема и цель работы требуют ясных, кратких, четких, недвусмысленных определе-
ний, а формулировка цели, кроме того, должна преследовать приобретение новых
знаний, умений и навыков. Важная часть КСР – форма и методы ее проведения.
Существует несколько вариантов самостоятельных письменных работ, выполняе-
мых в аудитории или в домашних условиях. Это реферативные работы, эссе, где не-
обходимо сформулировать и высказать собственную точку зрения на проблемный
вопрос; географическая характеристика территории. Студентам IV–V курсов полезно
давать задания по разработке методики собственных исследований
Географическое образование предусматривает выработку умений по составлению
тематических, оценочных, прогнозных и многих других видов карт какого-либо оп-
ределенного участка, а также производство различных картометрических работ по
имеющимся картам. Полученные таким образом данные могут использоваться для
построения графиков и моделей, в том числе с помощью компьютера. Моделирова-
ние может быть и отдельным заданием КСР, если для этого имеется достаточный
фактический материал. Кроме того, контролируемая самостоятельная работа может
проводиться с использованием интерактивных форм.
В содержательной части работы в сжатом виде дается краткий план текста или
процесс выполнения картографического задания с указанием желательного конечно-
го результата.
К настоящему моменту выработано три способа проверки работы – письменный,
устный, электронный. Наиболее эффективным видом контроля является рейтинговая
оценка, которая позволяет студенту самому ориентироваться, как его знания выгля-
дят на фоне знаний однокурсников. Рейтинговая система имеет важное воспитатель-
ное значение, заставляя студента более тщательно и вдумчиво выполнять задания
КСР.
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение», разработанная на ка-
федре геоэкологии, приведена в таблице 1.
5
Таблица 1
Шкала рейтинговых оценок по курсу «Ландшафтоведение»
Расчетно-аналитические работы
Рейтинговая система оценок
Зачетные
баллы за
выполнение
задания
Зачетные баллы за
модуль
Суммарные рей-
тинговые оценки
Модули
Ча-
сы
Вид
занятий
Тема занятий
Ча-
сы
Мин
Макс
Мин.
Макс.
Мин.
Макс.
Лаборатор.
работа 1
Составить карту ПТК.
6
4
7
КСР 1
Дать характеристику ПТК,
проанализировать их верти-
кальное и горизонтальное
строение.
2
2
3
1 модуль.
История развития науки. Верти-
кальное и горизонтальное строение
территориальных комплексов
(ПТК).
8
Компьют.
тестиров..
По теме модуля
-
6
8
12
18
Лабор.
работа 2
Составить карту ПАК.
4
3
5
КСР 2,3
Проанализировать строение и
дать характеристику ПАК.
4
4
6
2 модуль.
Развитие представления об антропо-
генном ландшафте, строение и ха-
рактеристика природно-
антропогенных комплексов
(ПАК).
8
Комп. тести-
рование
По теме модуля
-
6
8
13
19
Лабора-
тор.работа 3
Изучить и проанализировать
структуру ПТК ландшафтно-
го района.
2
3
5
КСР 4
Характеристика ландшафт-
ного района.
2
2
3
КСР 5
Оценить антропогенную пре-
образованность урочищ
2
2
3
КСР 6
Оценка экологического со-
стояния ПТК
2
3
4
3 модуль.
Ландшафтное районирование.
Ландшафтно-экологические иссле-
дования.
8
Комп. тести-
рование
По теме модуля
5
8
15
23
40
60