ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2019
Просмотров: 3487
Скачиваний: 37
11
На ксерокопии топографической карты простым карандашом вначале обводим
контуры урочищ, расположенных в пределах вогнутых и плоских мезоформ рельефа,
– ложбины стока, поймы, котловины, учитывая рисунок горизонталей и помня, что
проведенная граница не должна пересекать изолинию, а может идти только в соот-
ветствии с ней( рис. 2) .
Следующий шаг − выделение урочищ, располагающихся в пределах надпоймен-
ных террас, которые хорошо просматриваются на топографических картах вдоль
пойм. Закончив эту работу, следует внимательно осмотреть оставшуюся территорию,
помня, что «белых пятен» на карте быть не должно. Это означает, что территория
должна быть разделена между теми урочищами, которые еще не нанесены на карту.
Границы между этими урочищами проводятся также с учетом рисунка горизонталей
(рис.3).
Завершив составление карты, следует еще раз обратиться к списку урочищ, кото-
рый был составлен ранее. В нем иногда можно обнаружить, что отдельные урочища
различаются между собой только почвенно-растительным покровом. В этом случае
необходимо провести группировку урочищ, помня, что ведущим признаком выделе-
ния ПТК является мезорельеф. Разнообразие почв и растительности, выявленное в
разных точках, приводит лишь к усложнению легенды урочищ, но не к их увеличе-
нию. Например, если две разные точки имеют одинаковые геоморфологические ха-
рактеристики и отличаются лишь по почвенно-растительному покрову, то эти конту-
ры необходимо рассматривать как одно урочище со сложной фациальной структу-
рой. В этом случае в название урочища вводятся наименования почв и растительно-
сти из двух точек, в результате чего оно будет иметь более сложный вид, чем у дру-
гих ПТК. Например:
т. 54, 61 – урочище ложбин стока с дерново-подзолисто-глеевыми и дерново-
перегнойно-глеевыми супесчано-суглинистыми почвами, суходольными злаковыми
лугами, сосновыми злаковыми лесами.
С учетом проведенной группировки предварительный список урочищ, составлен-
ный ранее, можно рассматривать как окончательный.
Подобрав цветовую гамму (рис.4) для урочищ, приступаем к оформлению ланд-
шафтной карты в соответствии с разработанными условными обозначениями. Закон-
ченная и оформленная карта с условными знаками и топоосновой представляется на
проверку преподавателю. Оценка за эту работу включается в общую рейтинговую
систему оценок.
12
1.2. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 (2часа)
Тема. Вертикальное и горизонтальное строение природно-территориальных
комплексов.
Цель: Формирование навыков анализа вертикального и горизонтального
строения ПТК и умений систематизации материала.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа, выпол-
няемая по материалам лабораторной работы 1.
Содержание. В рабочей тетради расчертить на двух страницах таблицу 4.
Заполнить все графы таблицы, пользуясь топографической картой, составленной са-
мостоятельно ландшафтной картой ПТК и условными обозначениями к ней. Палет-
кой измерить площади урочищ, определить их удельный вес в % от общей площади
участка.
После заполнения таблицы произвести описание трех урочищ, (одного доми-
нантного, одного субдоминантного, одного редкого), по следующему плану:
1. Определение термина «урочища», критерии выделения
2. Урочища доминантные, субдоминантные, редкие ( определяются по
удельному весу площадей, выраженных в %)
3. Географическое положение урочища, абсолютные и относительные высо-
ты.
4. Геологические отложения и мезорельеф
5. Почвенно-растительный покров
Текст сопровождается круговой диаграммой, на которой показывается струк-
тура доминантных, субдоминантных, редких урочищ в %.
Таблица 4
Анализ вертикального строения ПТК
Площадь
Урочище
название
км
2
%
Абсолют-
ные высоты
Относи-
тельные
высоты
Геологи-
ческие
отложения
Мезо-
рельеф
Поч-
вы
Расти-
тель-
ность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка
Основные источники информации:
1. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Практикум.,-Мн.-2006. Электронная вер-
сия
2. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Учебник. Мн.: БГУ 2007
3. Учебная топографическая карта (фрагмент). Масштаб 1:50 000
4. Фрагмент выполненной самостоятельно карты ПТК (лабораторная работа 1),
масштаба 1: 50000
13
Модуль 2
2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (4 часа)
Тема. Овладеть приемами составления карты природно-антропогенных комплек-
сов (ПАК).
Цель работы: выработка умений выделения ПАК в ранге урочищ с использова-
нием количественных показателей.
Материалы: фрагмент топографической карты масштаба 1:50 000,ксерокопия
карты природных территориальных комплексов (лабораторная работа 1), палетка
(10х10см), калькулятор.
В 70-х годах ХХ ст. в ландшафтоведении сформировалось новое направление, по-
лучившее название антропогенного ландшафтоведения. Основоположником этого
направления был профессор Ф.Н. Мильков. Антропогенными ландшафтами стали на-
зывать комплексы сознательно, целенаправленно созданные человеком для выполне-
ния тех или иных социально- экономических функций.
Антропогенные ландшафты принято разделять на техногенные (ТЛ) и природно-
антропогенные (ПАЛ). Последние формируются человеком с учетом ресурсного по-
тенциала природных ландшафтов для выполнения определенных социально-
экономических функций. Сельскохозяйственная, лесохозяйственная, рекреационная
и прочая деятельность сопровождается изменением главным образом биоты, но вле-
чет за собой замену природного ландшафта природно-антропогенным.
Классификация природно-антропогенных ландшафтов Беларуси предусматривает
их трехступенное ранжирование на классы, подклассы, роды. Классы ПАЛ выделя-
ются по направлению хозяйственной деятельности человека в определенных отрас-
лях народного хозяйства. По этому признаку обособлены: сельскохозяйственные,
сельскохозяйственно-лесные, лесные, рекреационные, охраняемые ПАЛ .
Таблица 5
Критерии выделения подклассов ПАЛ по структуре земельных угодий, %
а) сельскохозяйственный класс
Подклассы
Структура угодий
пахотные
пахотно-культурно-
сенокосные
лугово-
пахотные
пастбищно-лугово-
болотные
сенокосно-
пастбищные
Пашня
>
70
30 – 60
50 – 70
до 15
10
Леса
до 20
до 20
до 20
до 20
до 20
Луга
до 10
до 10
10 – 40
10
70 – 80
Болота
до 10
15 – 20
5 – 15
до 80
до 15
б) сельскохозяйственно-лесной класс
Подклассы
Структура угодий
лесополевые
сенокосно-лесополевые
пахотно-лесные
Пашня
50 – 70
до 60
20 – 50
Леса
20 – 50
25 – 50
50 – 70
Луга
до 10
10 – 30
до 10
Болота
до 10
до 10
до 10
в) лесной класс
Подклассы
Структура
угодий
лесохозяйственные
лесоболотные
Пашня
до 20
до 15
Леса
>
70
70
Болота
до 10
15 – 30
14
Подклассы ПАЛ определяются по структуре земельных угодий и указывают на
сложившиеся виды хозяйственной деятельности внутри класса. Так, подклассами
сельскохозяйственных ландшафтов являются пахотные, лугово-пахотные и др., сель-
скохозяйственно-лесных – лесополевые, пахотно-лесные и т.д.(табл. 5). Природно-
антропогенные урочища выделяются также с учетом структуры земельных угодий в
предеклах природного урочища. Название подклассов урочищ формируется по двум
преобладающим типам угодий. Различают, например, пахотные волнистой лессовой
равнины, лесополевые камовых холмов, сенокосно-пастбищные плоской поймы , се-
литебно-пахотные волнистой моренной равнины и др. ПАУ. Таким образом, набор
подклассов урочищ, как правило, шире набора подклассов ландшафтов, помещенных
в табл.5.
Выполнение лабораторной работы начинается с оцифровки каждого контура уро-
чищ на ксерокопии карты природных урочищ, выполненной самостоятельно.
Далее в рабочую тетрадь переносим таблицу 6 и приступаем к подсчету площадей
земельных угодий с помощью палетки. Завершение этой работы производится сту-
дентами самостоятельно (КСР 2).
2.2 КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 (2 часа)
Тема. Подсчет структуры земельных угодий природных территориальных ком-
плексов в ранге урочищ.
Цель: приобретение навыков расчета количественных показателей структуры зе-
мельных угодий ПТК.
Форма и методы проведения: индивидуальная письменная работа, выполняемая
с использованием оборудования и по материалам лабораторной работы 2 (топогра-
фическая карта, оцифрованная карта контуров урочищ).
Содержание. Внимательно изучаем фрагмент топографической карты и сравни-
ваем конкретный набор имеющихся угодий с предлагаемым перечнем в табл. 6 (гр.
5–22). Перечерчиваем таблицу в рабочую тетрадь. Графы 1–4 обязательные, далее
отбираем по мере необходимости.
Для работы используем палетку. Помним, что масштаб карты 1:50
000, т.е. 1 см
2
имеет площадь 500
×
500 м (0,25 км
2
). Сначала записываем общую площадь нашего
участка в графу 1 табл. 8. Далее, используя оцифрованную карту контуров, измеряем
площадь каждого контура отдельно, и заполняем графы 2 и 3. Третью графу заполня-
ем сначала карандашом. Суммируем полученные цифры в графе 3 и сверяем резуль-
тат с показателем в графе 1. Сумма площадей контуров и площадь всего участка
должны совпадать. Если это условие соблюдено, то все показатели в графе 3 можно
записывать ручкой.
Для заполнения графы 4 надо определить долю площади каждого контура в %%
от общей площади участка. После этого приступаем к заполнению остальных граф
таблицы. Для этого на карте контуров урочищ палеткой определяем площади пашни,
лесов, лугов и т. д. по каждому контуру. Заполняем соответствующие графы (5, 7, 9,
11 и пр.) таблицы. Далее высчитываем долю каждого вида угодий в процентах от об-
щей площади контура урочища. Полученные цифры записываем в графы 6, 8, 10, 12 и
пр.
15
Таблица 6
Количественные показатели структуры земельных угодий ПТК
Общ.
пл.
Кон-
туры
Площадь кон-
тура
Пашня
Лес
Кустарник
Луг
Болото
Населен-
ный пункт
км
2
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Окончание табл. 6
Сад
Озеро,
водохранилище
Другие
Природное урочище
Природно-
антропогенное
урочище
Подкласс
ПАУ
Класс
ПАЛ
км
2
%
км
2
%
км
2
%
название
название
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Методы контроля: проверка преподавателем, рейтинговая оценка.
Основные источники информации:
1. Выполненные на лабораторных занятиях карты.
2. Марцинкевич Г.И., Ландшафтоведение. Мн., БГУ 2007.
3. Фрагмент топографической карты. Масштаб 1: 50 000.
2.1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 (продолжение)
Тема: Разработать типологию и выполнить карту природно-антропогенных ком-
плексов.
Цель работы: приобретение навыков составления крупномасштабной карты
ПАК.
Материалы: ксерокопия топографической карты с точками, таблица 7 с запол-
ненными графами 1-22.
Для завершения работы необходимо заполнить графы 21-24 таблицы 7. Графа 21
содержит краткое (без почвенно-растительного покрова) название природных уро-
чищ в соответствии с ранее выполненной картой. В графу 23 записываем название
подкласса ПАК, определяемое по одному-двум максимальным показателям структу-
ры земельных угодий (в %) данного ПТК. Название природно-антропогенного уро-
чища составляется из сведений в графе 21 и 23. Заключительный шаг – определение
названия класса ПАК с учетом всех предыдущих данных по горизонтальной строке.
Образцы названия классов и подклассов помещены в табл. 8.
После этого необходимо провести типологию ПАК на уровне классов и подклас-
сов и разработать систему условных знаков для карты. Ввиду того, что на ней будут
показаны только классы и подклассы ПАК, по своему содержанию и оформлению
она сравнительно простая. Классы ПАК отражаются на карте методом качественного
фона, подклассы показываются штриховкой. Образец оформления карты см. на рис.
5.