Файл: Государственная социальная помощь (Порядок и условия предоставления социальной помощи).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика государственной социальной помощи.
1.1 Теория государственной социальной помощи
1.2 Виды и цели оказания государственной социальной помощи
Глава 2. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
2.1 Получатели государственной социальной помощи
2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи
2.3 Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи
3. Характеристика видов государственной социальной помощи
3.1 Особенности социальной политики в различных сферах жизнедеятельности
В соответствии со ст.14 Федерального закона "О государственной социальной помощи", данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".[12]
Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ".
Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон "О прожиточном минимуме в РФ" регулирует следующие вопросы:
- назначение прожиточного минимума;
- определение потребительской корзины;
- порядок её установления;
- величина прожиточного минимума;
- периодичность её исчисления;
- порядок установления;
- учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. [13]
Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Этот закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи.
Помимо сказанного, этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период. [14]
Федеральный закон РФ от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации ".
Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных показателях). [15]
1.2 Виды и цели оказания государственной социальной помощи
Цели оказания государственной социальной помощи:
- Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- Адресное использование бюджетных средств;
- Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- Создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- Снижение уровня социального неравенства;
- Повышение доходов населения. [16]
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
- Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
- Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.
Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [17]
Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:
- Безвозмездность выплаты пособий.
Данная характеристика обозначает, что пособия, которые получают граждане, не подлежат возврату в бюджет, из которого были выплачены. Из этого следует, что граждане получившие социальные выплаты имеют право тратить полученные средства на необходимые для обеспечения себя жизненно важными средствами – продуктами питания, средствами личной гигиены, лекарствами и т.п., при этом не думая о том, что деньги потребуется возвратить.
2. Выплата пособий в фиксированных законодательством размерах.
В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" не указывается определённый размер выплаты пособий, но, тем не менее, он устанавливает предельный размер данной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Из этого следует, что размер государственной социальной помощи зависит от суммы дохода получателя, а также, важным условием является то, что сумма дохода и сумма помощи не может превышать прожиточный минимум. [18]
3. Государственные социальные выплаты – есть материальная поддержка граждан.
Так как в России имеется определенная категория граждан (находящаяся за чертой бедности), которым не хватает материальных средств даже на такие первичные жизненно важные средства как еда, лекарства, одежда и другое. Исходя из этого, государственная социальная помощь для этой категории граждан является значительной материальной поддержкой, и данное пособие помогает обеспечивать себя всем необходимым.
4. Пособия выплачиваются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» - источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В том случае, если средств бюджета субъектов РФ будет не хватать, то средства будут выделены из бюджетной системы вышестоящего уровня. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.
Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены. [19]
Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.
Помимо денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. [20]
При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.
Общая схема государственной социальной помощи указана на Рисунке 1.
(Рис.1)
Структурировано изложенные принципы государственной социальной помощи можно посмотреть на Рисунке 2.
(Рис.2)
Таким образом, в заключении первой главы хочется сказать, что государственная социальная помощь представляет собой поддержку государством малоимущих граждан, которая заключается в выплате пособий, субсидий и предоставлении социальных услуг и необходимых для жизни товаров.
Законодательные акты, которые регулируют отношения между малоимущими гражданами и государством – это Конституция РФ, ФЗ «О государственной социальной помощи», «О прожиточном минимуме в РФ» и другие ФЗ, а также нормативно правовые акты и иные законы субъектов РФ.
Данная помощь предоставляется в виде денежных выплат, а также в виде натуральной помощи.
Основные цели – создание необходимых условий для жизни малоимущих категорий граждан и поддержка незащищенных слоев населения.
Глава 2. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
2.1 Получатели государственной социальной помощи
Ст.7 Федерального закона РФ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что получателями такой социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации. [21]
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. [22]
На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в РФ" была заложена правовая основа для определения прожиточного минимума в России. В данном законе получили свое закрепление вопросы определения и величины потребительской корзины, периодичность ее исчисления и порядок установления. Согласно этому закону Правительство РФ обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по России в расчете на душу населения. Прожиточный минимум включает в себя потребительскую корзину, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг и выражает минимальные потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Она включает в себя питание, непродовольственные товары и необходимые услуги, основную часть этого минимума составляет питание (68%). Данные наборы дифференцируются в зависимости от природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий, а также с учетом роста цен. Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные платежи и сборы. В соответствии с российским законодательством каждый гражданин обязан платить законно установленные платежи и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане не являются исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является непосильным бременем. Поэтому естественной представляется необходимость включения в минимальный прожиточный минимум кроме потребительской корзины обязательных платежей и сборов. Право на государственную социальную помощь могут иметь граждане Российской Федерации, а также, право на данный вид помощи могут иметь лица, находящиеся в России на законных основаниях, (беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства) при соблюдении ими условий на получение такой помощи. Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Это позволяет сузить количество получателей государственной социальной помощи.[23]
При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученного как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров, иного имущества, определяются как стоимость этих товаров, иного имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст.40 Налогового кодекса РФ.
В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина. [24]
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. №512).
В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе:
- Средняя заработная плата;
- Заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- Пособие по временной нетрудоспособности,
- Пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- Все виды пенсий;
- Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования;
- Доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства);
- Проценты по банковским вкладам;
- Алименты;
- Оплата по договорам;
- Доходы по акциям;
- Доходы от занятия предпринимательской деятельностью;
- Авторские вознаграждения;
- Денежные эквиваленты полученных льгот;
- Наследуемые и подаренные денежные средства. [25]
Сумма заработной платы, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения. Суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого или иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. Суммы оплаты сезонных и временных работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за месяцы, приходящиеся на расчетный период.