Файл: Нормы права (Структура нормы права и характеристика составляющих элементов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Альтернативный подход указывает на несколько вариантов поведения, и стороны могут следовать за одним из них. Например, стр. 2. статья 246 Гражданского кодекса: «Участник в совместной собственности имеет право по своему усмотрению продавать, жертвовать, завещать, закладывать свою долю или распоряжаться ею иным образом ...».
Примером таких распоряжений являются положения статей 340, 341, 342, 344 Уголовного кодекса, которые устанавливают ответственность за нарушение правил боевого дежурства, пограничного патруля, охраны и внутренних служб.
Санкция является логически заключительным элементом (структурным элементом), содержащим указание на неблагоприятные последствия, связанные с нарушениями диспозиции. Эта концепция санкционирует это с юридической точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкции понимают не только негативные явления (чтение, порицание) и положительные последствия (поощрение, одобрение) за общественно полезное поведение.
Простая или специфичная санкция заключается в том, что, когда размер неблагоприятных последствий точно определен. Например, статья 137 административного кодекса «Производство и использование радиопередатчиков без разрешения»[12] влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Трудная или относительная определенная санкция - это та, где границы побочных эффектов перечислены от минимума до максимума или только до минимума. Например, стр. 1. статья 161 Уголовного кодекса «Ограбление, то есть кража чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».
Альтернативная санкция - санкция, в которой указаны и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых инспектор выбирает только один, наиболее подходящий для решения дела.
Санкции по своему характеру подразделяются на меры по защите нарушенных прав, обязанностей и превентивных мер воздействия.
Таким образом, гипотеза - элементные правила, определяющие те обстоятельства, при наличии или отсутствии которых соблюдается правопорядок. Распоряжение является элементом правового правила, указывающего правило поведения, которому должны следовать заинтересованные стороны. Санкция является логически заключительным элементом (структурным элементом), содержащим указание на неблагоприятные последствия, связанные с нарушениями диспозиции.
Повторяющиеся жизненные ситуации, многогранные общественные отношения и необходимые установленные рамки социально полезного поведения человека обусловливают тот факт, что в системе права сформулированы достаточно разнообразные правовые нормы. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, необходимо их классифицировать.
Классификация норм права, т. е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга.
В научной юридической литературе приводится множество различных классификаций правовых норм. К сожалению, один и тот же вид норм авторы обозначают по разному, что приводит к некоторой путанице в понимании.
Классификация норм права может быть осуществлена по следующим видам правовых норм:
1) В зависимости от содержания они подразделяются на:
а) исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления общественных отношений
б) общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права
в) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д.
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности), т. е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного, земельного и т.п. права;
3) в зависимости от их характера делятся на:
а) материальные (уголовные, экологические, социальные, политические и другие материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности, а также субординацию и рамки деятельности государственных органов, в том числе и их принципы организации и деятельности).
б) процессуальные (уголовно- процессуальные, гражданско-процессуальные), в отличии от материальных, не регулируют отношения, а лишь закрепляют процессуальные формы осуществления и защиты предусмотренные материальными нормами прав.
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
а) императивные (содержащие власные предписания) нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
б) диспозитивные (содержащие свободу усмотрения) нормы, которым присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Диспозитивность обозначается как право или возможность поступить иначе, чем указано нормой. Носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им. Такие нормы применяются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
в) поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение) нормы являются обычными регулятивными. Они дают право соответствующим должностным лицам поощрять подчиненных.
г) рекомендательные (предполагающие наиболее приемлемый для государства и общества и общества вариант поведения) нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
5) в зависимости от времени действия делятся на:
а) постоянные (содержащиеся в законах) нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права; нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.
б) временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием) нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.
Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями Конституции того или иного государства (например, ст. 88 Конституции РФ);
6) в зависимости от функций делится на:
а) регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.);
б) охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Охранительные нормы охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы. Предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространение (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.)
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы подразделяются на:
а) абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность),
б) относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкциистатей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания)
в) альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами Уголовного кодекса Российской Федерации различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия:
а) на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ);
б) региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.);
в) локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации)
10) в зависимости от юридической силы - на правые нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.).
11) в зависимости от способа правового регулирования на:
а) управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств) нормы предоставляют право на совершение определенных действий.
б) обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить кварплату, возвратить в библиотеку книги) нормы, заключается в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.
Например в ст.24 Гражданского кодекса РФ закреплено, "гражданин отвечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
в) запрещающие (не разрешающие производить определенные дейстия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения).
12) в зависимости от субъектов правотворчества на:
а) нормы принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами.
б) негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, классификация способствует выявлению и практическому использованию их разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
Заключение
В современной юридической литературе под нормой права понимают общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, в письменной форме и охраняемое органами государства путем контроля за его соблюдением, и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
Нормам права как разновидности социальных норм присущи черты, общие для всех социальных норм. Кроме того, они обладают своими специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм.
Из приведенных мною выше мнений различных авторов, о строении нормы права, нельзя точно определить какой же из указанных подходов является правильным, потому что каждый автор приводит веские аргументы в пользу своего мнения.
Рассматривая тематику правовых норм, следует упомянуть и о том, что в юридической литературе весьма многочисленны вариации их видового деления (классификации). С позиции правового действия (содержательного, целевого и функционального срезов) в качестве наиболее значимых традиционно указываются градации на: общие и специальные нормы, регулятивные и охранительные нормы. Примечательно, что функциональное и ситуативно-действенное деление правовых норм, весьма актуально до сих пор, получило развитие именно в связи с исследованием вопросов систематики права.
Так же стоит отметить, что норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.