Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией АО «МИЛКАЙ».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы жизненного цикла организации
1.2 Стадии жизненного цикла организации
1.3 Поведение организации на стадиях жизненного цикла
2.1 Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла на примере АО «МИЛКАЙ»
2.2 Анализ поведения АО «МИЛКАЙ»
Максимальный упор управленческого воздействия сходится в точке внедрения инновационных мероприятий в любой сфере деятельности организации. Менеджмент считает своей целевой задачей обеспечить стабильность развития организации в долгосрочном периоде. Бюрократизация управления может быть предупреждена за счет денцентрализации управления, делегирования полномочий и корректирования системы мотивации персонала.
Таблица 2 - Задачи организации и управления на стадии зрелости жизненного цикла [12]
Задачи организации |
Задачи управления |
|
|
Стадия спада
На стадии спада организация сталкивается со снижением спроса на свою продукцию и услуги, поэтому менеджмент ориентирован на поиск возможностей сохранения позиции на рынке.
На этой стадии жизненного цикла организации наблюдается рост потребности в специалистах наиболее ценных для организации направлений. Повышается конфликтность внутри организации [5]. Наряду с централизацией процедур по разработке и реализации управленческих решений организация достигает своей максимальной степени бюрократизации. На данном этапе жизненного цикла часто меняется высшее руководство организации, новые менеджеры стараются замедлить тенденции спада.
Таблица 3 - Задачи организации и управления на стадии спада жизненного цикла
Задачи организации |
Задачи управления |
|
|
На стадии спада жизненного цикла достижение целевых результатов организации осложняется снижением спроса, ростом конкуренции, трудностями в управлении активами, создании инновационной продукции, сокращением прибыли. В конце своего жизненного цикла организация должна приступить к реализации фундаментальных изменений, чтобы перейти к началу нового цикла в своем развитии, иначе ее ожидает перспектива полного ухода с рынка и прекращение деятельности.
1.3 Поведение организации на стадиях жизненного цикла
Поведение организации характеризуется каждой стадией жизненного цикла в зависимости от ее формального и сущностного представления в соответствии с детализацией основных этапов. Создание, рост, зрелость и спад могут быть детализированы.
Хотя единой точки зрения на классификацию детализированных этапов жизненного цикла организации не сформировано в научной и специальной литературе, наиболее целесообразным представляется данный подход, раскрывающий поведение организации в рамках 7 стадий ее развития.
Поведение организации зависит от каждой стадии в следующих аспектах: основная цель, тип руководителя, характерная черта организации, самосознание, аспекты особого значения, основные задачи, планирование, способ руководства, общая модель поведения организации.
Анализ стадий жизненного цикла организации на основе соответствующих параметров ее деятельности позволяет объективно оценить положение организации на конкретном этапе цикла. Детализированный жизненный цикл с характеристиками организации на каждой стадии представлен в таблице.
Следствием такого подхода является возможность довольно конкретного планирования будущих мер, связанных с переходом организации на следующий этап жизненного цикла. М. Портер предложил свою модель поведения организации в зависимости от стадий ее развития. В его модели фундаментальными детерминантами поведения организации являются два фактора [14]:
- Организационные цели;
- Стратегический фокус.
Модель поведения организации на стадиях ее развития представлена в таблице.
Таблица 4 - Поведение организации на стадиях ее развития в зависимости от организационных целей и стратегического фокуса [2]
№ |
Стадия жизненного цикла организации |
Организационные цели |
Стратегический фокус |
1 |
Рождение |
Выживание: создание целого |
Идентификация предпринимательской идеи и поиск ресурсов |
2 |
Детство |
Определение миссии и изучение среды организации |
Определение продуктов, функций, рынков |
3 |
Юность |
Количественный рост |
Увеличение доли рынка, завоевание территории |
4 |
Молодость |
Достижение уникальность и завоевание рыночной ниши |
Расширение набора продуктов, функций, рынков |
5 |
Взросление |
Качественный рост, приобретение репутации |
Использование положение для роста благополучия |
6 |
Зрелость |
Стабилизация и общественный вклад |
Поддержание стабильной позиции |
7 |
Старость |
Выживание |
Обновление, устранение больных частей |
Только за счет регулярной корректировки целей и задач организации на предстоящие периоды достигается постоянное соответствие управления организацией ее реальным потребностям на конкретном этапе жизненного цикла и ориентация на долгосрочное развитие.
Организация проходит в своем развитии определенные стадии жизненного цикла: создания, роста, зрелости и спада.
Задача руководителя постоянно учитывать, на какой стадии находится организация в настоящий момент, каковы перспективы перехода к следующей стадии и чем они обусловливаются. Необходимо также отслеживать, в какой стадии жизненного цикла находится отрасль. Рассмотренные особенности поведения организации в зависимости от стадии жизненного цикла должны учитываться менеджментом организации вне зависимости от стиля управления и целей организации. Учет признаков и основных сложностей каждого из этапов жизненного цикла организации является принципиальной задачей менеджмента.
2. Анализ жизненного цикла предприятия АО «МИЛКАЙ»
2.1 Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла на примере АО «МИЛКАЙ»
Адрес: Россия, Удмуртская республика, 426039, г. Ижевск, Воткинское Шоссе, 178
АО «МИЛКАЙ» реализует продукцию четырех крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Удмуртской Республики: «Ижмолоко», «Сарапул-молоко», «Глазов-молоко», «Кезский сырзавод». Также компания является дистрибьютором Valio, «Савушкин продукт», «Омский завод плавленых сыров», «Альтер Вест».
Компания «МИЛКАЙ» - вертикально интегрированная структура ,реализует более 36000 тонн молочной продукции в год. На сегодняшний день ассортимент продукции насчитывает более 130 наименований, которые выпускаются под несколькими зарегистрированными торговыми марками.
Собственная сырьевая база позволяет обеспечить полный цикл производства продукции. Под управлением КОМОС ГРУПП работают 3 птицефабрики, единое предприятие по переработке молока, включающее в себя 4 производственных площадки, 2свинокомплекса, 2 хладокомбината и комбикормовый завод. Планомерная работа по модернизации технологий и увеличению эффективности производства позволила предприятиям Холдинга стать конкурентными участниками глобального рынка
АО «МИЛКАЙ» прошел следующие этапы жизненного цикла:
1. Этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли.
В этот период происходили, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели заложили «теоретический» фундамент новой компании. Идея получила положительную оценку, были сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. Необходимый уровень обязательств измерялся уровнем риска, который организация берет на себя при рождении.
При создании организации были поставлены такие вопросы, как:
Что мы реально собираемся делать?
Как это будет сделано?
Когда это может быть сделано?
Кто собирается это делать и почему?
Основатель ориентировался на потенциального потребителя.
Этап преобразовался из зарождения в становление.
На этой стадии внимание переместилось от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась.
Компания на данной стадии обладала нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствовали. На тот момент субординация была слаба, отсутствовала система приема на работу и контроля выполнения заданий.
Был составлен бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Решения принимались и исполнялись быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который можно было бы положиться при принятии решений, превращали каждое решение в новый прецедент. Управление осуществлялось от кризиса к кризису.
На данной стадии развития предприятием соблюдались определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них - это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе - преданность основателя идее построения устойчивой организации.
Руководитель рационально организовывал управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов, а также принимал необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внешних и внутренних источников.
2. Стадия роста
Эта стадия наступила, когда идея начала работать, т.е. была преодолена нехватка денежных средств и уровень продаж начал расти, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает.
Вследствие нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполнялись одним сотрудником. Это обуславливает то, что, компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя директором предпринимались попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходило без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.
В дальнейшем на этом этапе предприятие перетерпело коренные изменения. Данный процесс протекал более длительно и проблематично, нежели предшествующие. Характерными стали конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации.
Возникла необходимость одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.
Смена целей произошла путем перехода от экстенсивного развития к повышению качества деятельности. Для этого весь персонал был вовлечен в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находились на стадии быстрого роста, и они проявляли интерес к тому, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста.
Происходит переход организации от одного набора проблем к другому. Руководство решает текущие вопросы и создает систему вознаграждений, перераспределяя роли и обязанности, а также устанавливает четкие правила и нормы поведения сотрудников.
Через некоторое время, на этой стадии, предприятию свойственно наличие систем должностных обязанностей и высокой организационной культуры; усложнилась структура организации; наладилось планирование, определились перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли.
3. Этап зрелости.
АО «МИЛКАЙ» находится сейчас в фазе стабилизации. Почти является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление.