Файл: Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт в нашей современной жизни играет серьезную роль не только для отдельно взятого человека, но и для страны в целом. Так показатели развития сферы спорта, выступающей в качестве сферы услуг в целом, позволяют говорить о состоянии как национальной экономики, так и качестве жизни населения.

Стоит особо подчеркнуть, что спортивно-зрелищные представления являются весьма молодым жанром искусства, окончательно сложившимся лишь в конце 70-х –начале 80-х годов. При этом главная роль в его становлении отводится Физкультурным парадам и Спартакиады народов СССР, в частности открытия и закрытия, регулярно проводимым в нашей стране. Безусловно, взлет популярности данного жанра случился после окончания Игр XXII Олимпиады 1980 года в Москве, а также XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 году.

При этом массовым спортивно-зрелищным мероприятиям и праздникам на стадионе отводится важная особенность, которая заключается в том, что все, что видит зритель, всегда является постановочным, другими словами, исполняется в первый раз. Именно в данном жанре не принято повторяться, в связи с чем режиссерам-постановщикам просто необходимо придумывать каждый раз что-то необычное, оригинальное, способное поражать зрителей раз за разом.

Ни для кого не является секретом то, что спорт в советской истории всегда был на лидирующих позициях в общественной жизни. В настоящее время вопросы, касающиеся развития сферы спорта в целом, а также оптимизации процесса управления спортивно-зрелищными мероприятиями с целью повышения экономического эффекта от их непосредственного проведения являются особенно актуальными.

Это объясняется различными международными соревнованиями разного масштаба, проводимых в России: это и летний Чемпионат мира по легкой атлетике в Москве в 2013 году, зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года, а также недавно прошедший Чемпионат мира по футболу 2018 года. От того, насколько высок уровень организации спортивно-зрелищных мероприятий, зависит и развитие спорта и интереса к нему в стране, а также улучшение имиджа страны.

Вышесказанное говорит об актуальности проблематики данной курсовой работы, посвященной изучению путей повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Целью данной курсовой работы является исследование путей повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:


1) изучить теоретические аспекты организации спортивно-зрелищных мероприятий;

2) рассмотреть понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности;

3) проанализировать возможные экономические эффекты от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований;

4) исследовать пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Объектом моего исследования выступают спортивно-зрелищные мероприятия. Предметом исследования являются особенности экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий в современных условиях.

Методологической базой данной работы явились изучение научной литературы и научных статей, анализ и синтез, а также методы системного подхода.

  1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1 Понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности

Со времен Древней Греции проведение крупных спортивных соревнований принято считать мероприятием важным и престижным [4, с. 74]. Выделение спортивно-зрелищной услуги как специфического вида социально-экономической деятельности тесно связано с развитием и трансформацией спортивной сферы в современных условиях.

Исследования показывают, что с конца ХХ века в сфере спорта происходит изменение ролей и сочетания государственного и частного секторов, а также проявляются тенденции повышения значимости и доли профессионального спорта в общей структуре физической культуры и спорта, применения коммерческих методов управления спортивной сферой, что повлияло на формирование и развитие такого понятия как спортивно-зрелищная услуга.

Вместе с тем, это не изменяет социальную сущность спорта и его восприятие как социального института [3, с. 585-586]. Это могут быть такие крупные мероприятия, как олимпиады, фестивали, спортивные парады, показательные выступления, детские спортивные праздники и обычные спортивные соревнования [14, с. 3].


Учитывая современные тенденции трансформации социально-экономической сущности спортивной сферы, в курсовой работе исследовано и обосновано понятие спортивно-зрелищной услуги. Необходимость более углубленного анализа спортивно-зрелищной услуги связана с её специфическими чертами, высокой динамикой развития в спортивной сфере и значительным потенциалом возможностей интеграции социального, культурного, воспитательного и делового аспектов жизни общества.

Формат спортивно-зрелищной услуги является наиболее приемлемым, как с точки зрения популяризации и пропаганды спортивного образа жизни и гуманизации общества, так и организации спортивно-зрелищных мероприятий на основе передовых бизнес-технологий.

В силу современных потребностей человек все больше времени уделяет лицезрению зрелищ. Вот как определяет понятие зрелища В.И. Столяров и М.Я. Сараф: зрелищным является такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей [6, с. 100].

В законодательстве Российской Федерации отсутствует чёткое определение спортивно-зрелищной услуги, Представляется, что понятие спортивно-зрелищная услуга имеет два аспекта: с одной стороны, спортивный аспект, проявляющийся в общедоступности услуги для наблюдения, соревновательной конкуренции спортсменов, достигших наивысших результатов в конкретных видах спорта, и, с другой стороны, зрелищный (созерцательный, сопереживательный, эмоциональный) аспект, ориентированный на зрителей, вовлеченных в соревновательный процесс, выступающих потребителями комплекса гостиничных, досуговых и иных услуг.

Развитие спортивного менеджмента в нашей стране как никогда актуально. Кампания по организации и проведению Олимпийских Игр, которые скоро пройдут в России, заинтересована в людях, имеющих опыт управления в спортивной индустрии [1]. Ведь на проведение данного мероприятия выделяются огромные суммы денег из федерального бюджета. Главной целью спортивных менеджеров становится рациональное их использование в достижении максимальных результатов.

На основе проведенного анализа предложено выделить ряд специфических социально-экономических особенностей спортивно-зрелищной услуги [12, с. 12]:

1) социальный - культурный и идеологический характер услуги, выполняющей просветительскую, досуговую функцию, воспитывающую чувство коллективизма и солидарности, способствующей социализации личности, а также пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;


2) высокая фондоемкость и технологичность базовой инфраструктуры спортивно-зрелищного мероприятия; предоставление спортивно-зрелищной услуги требует наличия технически и технологически оснащенного спортивного сооружения, отвечающего нормативам международных спортивных организаций, а также дополняющей развитой сервисной инфраструктуры;

3) инновационность, проявляемая в применении современных методов организации и управления спортивно-зрелищными мероприятиями, безопасности, продажи и проверки билетов на спортивно-зрелищное мероприятие, высоких технологий в спортивной инфраструктуре;

4) новизна и зрелищность, привлекающая зрителей к просмотру спортивно- зрелищного мероприятия, всегда развивающегося по новому сценарию и обладающего элементами шоу и связанная с этим способность вызывать сильные эмоциональные переживания у потребителей;

5) массовость потребления, усиливающаяся с развитием современных информационных и коммуникационных систем;

6) мультипликативность воздействия на региональную и национальную экономику, вызывающая рост производства и появление новых рабочих мест в смежных отраслях экономики: строительстве, туризме, гостиничном бизнесе, транспорте, производстве и продажах спортивных товаров, продуктов питания и разнообразных видов услуг;

7) комплексность услуг, заключающаяся в том, что основная спортивная услуга потребляется неразрывно от сопутствующих и дополнительных услуг, таких как обеспечение безопасности, информационное обеспечение, гостиничные и транспортные услуги, услуги питания, страхования и др.

Таким образом, как показали результаты проведенного исследования, спортивно-зрелищная услуга – это комплексная услуга, связанная с проведением спортивно-зрелищного мероприятия, обладающего рядом специфических черт и направленного на удовлетворение потребностей зрителей, цель которых в сопереживании и просмотре спортивного мероприятия, обладающего неотъемлемыми зрелищными качествами. Социально-экономическая сущность спортивно-зрелищных услуг, а также их специфические черты обусловливают особенности определения участников и требования к организационно-управленческому механизму их предоставления.

1.2 Особенности организации и управления в сфере спортивно-зрелищных услуг


В современных условиях развития мировой экономики, которые характеризуют определенная стагнация экономической активности и снижение темпов роста стран-лидеров, приобретает особую популярность стимулирование экономической активности бизнеса и домашних хозяйств стран с помощью событий мирового уровня. Значительное информационное сопровождение такого события, повышение туристических потоков в страну организатора приводят к определенным экономическим эффектам [2, с. 55].

Осознание того, что привлекательность конкретного региона или города в ближайшем будущем будет определяться прежде всего естественным желанием людей в них жить, требует от нас реальных действий по созданию комфортной среды для работы и отдыха. Близится то время, когда регионы и города России будут открыто соревноваться за привлечение экономически активных граждан. Только «под человека» и его потребности может по-настоящему развиваться территория или пространство, как принято говорить в современной науке.

Долгое время физическая культура и спорт были у нас сферами, прямая связь которых с благополучием нации прослеживалась разве что через сухие показатели экономических потерь государства и частного сектора, обусловленные заболеваемостью людей. Однако в нашем сознании начинает формироваться понимание того, что развитие физкультуры и спорта в регионе - часть системной политики по развитию данной территории, повышению ее экономической и социальной привлекательности [9, с. 4].

Крупные спортивные мероприятия (иначе говоря, мегамероприятия), такие как Олимпийские игры или чемпионаты мира по различным видам спорта, дают шанс принимающим странам и городам привлечь к себе внимание, показать свои преимущества и обеспечить искомый приток активного населения, деловых партнеров и туристов.

Однако не следует самонадеянно считать, что непродолжительная вспышка международного внимания автоматически повысит инвестиционную и коммерческую привлекательность нашего региона. Необходима системная, планомерная работа по развитию всех уровней спортивных мероприятий и объектов спортивной инфраструктуры.

Только в этом случае краткосрочное внимание мировой общественности к конкретному городу или региону стимулирует его развитие и станет сигналом о том, что на этой территории имеются все возможности для полноценной жизни и эффективной работы. В этом плане представляется очень полезной идея профессора М. А. Котлярова обратиться к опыту зарубежных коллег по оценке эффективности крупных спортивных мероприятий, экономических и социальных последствий от их проведения.