Файл: Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности
1.2 Особенности организации и управления в сфере спортивно-зрелищных услуг
1.3 Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований
2.2 Анализ экономического содержания крупных спортивных соревнований на примере Олимпийских игр 2014
2.3 Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий
Во-первых, практически всегда имеет место переоценка выгод и недооценка затрат при планировании мероприятия. Это касается прогнозирования туристических потоков, затрат на создание объектов инфраструктуры, улучшения отдельных макроэкономических показателей или индикаторов развития конкретной территории.
Во-вторых, необходим дифференцированный подход в зависимости от того, идет ли речь о стране с переходной экономикой или о промышленно развитой стране.
В-третьих, необходимо, чтобы мероприятия вписывались в долгосрочную программу развития страны и региона. Только в этом случае их проведение даст положительный результат и сформирует эффективное экономическое, инфраструктурное и социальное наследие.
В-четвертых, необходимо заранее просчитать эффект для местного населения, что как минимум должно подразумевать понимание дальнейшего использования возведенных объектов, развитие предпринимательства и занятости на конкретной территории, недопущение ущемления прав местного населения.
Исследование реального влияния мегаспортивного события на принимающую страну показывает, что крупные спортивные мероприятия приносят высокие издержки и низкие выгоды. Потенциальные риски (а также потенциальные выгоды) от проведения мегасобытия для развивающихся стран могут быть даже выше. Мегаспортивные мероприятия способны помочь правительствам преодолеть политические противоречия и осуществить необходимые инвестиции в развитие инфраструктуры [9, с. 36].
Однако преодоление этих противоречий может очень дорого обходиться в плане осуществления непродуктивных инвестиций в спортивные сооружения, при этом отсутствуют гарантии, что общие инфраструктурные инвестиции принесут положительный финансовый эффект для принимающих городов.
Практические исследования показывают, что для обеспечения экономического роста целесообразнее не проводить мегаспортивных мероприятий в развивающихся странах, но продолжать это делать в развитых странах, которые лучше приспособлены нести издержки по организации крупномасштабных событий.
Вариант, что промышленно развитые страны будут субсидировать эти мероприятия, проходящие в развивающихся странах, тоже маловероятен, тем более что все они выступают конкурентами при подаче заявок. Мировое первенство, чемпионат Европы по футболу или Олимпийские игры могут укрепить международный имидж и повысить узнаваемость государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом по итогам исследования были достигнуты следующие задачи
1) изучены теоретические аспекты организации спортивно-зрелищных мероприятий;
2) рассмотрено понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности;
3) проанализированы возможные экономические эффекты от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований;
4) исследованы пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий.
Подводя итоги всего вышесказанного, стоит подчеркнуть, что спортивно-зрелищные мероприятия, примером которых могут являться чемпионаты мира по футболу, летние и зимние Олимпийские игры уже исторически проводятся не только с целью увеличения престижа страны, принимающей мероприятия такого типа, укрепления чувств национального единения и гордости, но также и для придания толчка более эффективному социальному и экономическому развитию страны в целом и регионов, городов в частности.
Неудивительно, что принимающие страны используют эффект от такого непродолжительного, но пристального мирового внимания всего мира для решения как текущих, так и стратегических вопросов развития территорий. Любое спортивное мероприятие, в частности международное, оказывает огромное влияние на функционирование всех сфер национальной экономики страны, принимающей гостей и являющейся местом проведения этих игр. При этом наблюдается тенденция позитивной пропаганды спорта и здорового образа жизни.
Однако необходимо помнить о том, что проведение международного спортивно-зрелищного мероприятия потенциально может принести прямые и косвенные экономические выгоды не только для страны, но и для региона в частности. Так, к числу прямых выгод можно отнести – строительство и возведение объектов инфраструктуры, которые связаны с данным мероприятием, долгосрочные выгоды – снижение транспортных издержек посредством улучшения сети автомобильных, а также железных дорог, расходы туристов, приезжающих из других городов и стран для посещения игр.
Косвенные же выгоды могут включать эффект от рекламы, представляющей принимающий город или страну в качестве потенциального места назначения для туризма или бизнеса в будущем, и усиливает чувство гражданской гордости и национальной общности, а также поднимает престиж принимающего города или страны.
Однако существуют и потенциальные отрицательные стороны, которые связаны с возможным повышением требуемого объема финансов, неэффективным использованием земли, неадекватным планированием и недостаточным использованием объектов, что, в свою очередь, определяет необходимость использования разнообразных инструментов по прогнозированию и предотвращению таких угроз.
В заключение остается лишь подчеркнуть, что олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и другие крупные спортивно-зрелищные мероприятия никогда не проходят бесследно, они затрагивают абсолютно все сферы деятельности любой страны. В связи с чем влияние на экономику таких мероприятий несет в себе особое значение для стабильного развития стран и дальнейшего прогнозирования в макро и в микросреде.
Таким образом, физическая культура и спорт сегодня в современных условиях рынка являются не только значительным компонентом здорового образа жизни, но и, безусловно, одним из ключевых факторов развития экономики, который способен активным образом воздействовать на все сферы расширенного воспроизводства.
1. Алфёрова, Д.В. Event-менеджмент спортивных мероприятий / Д.В. Алферова // Научное сообщество студентов XXI столетия. - № 9. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/9.pdf (дата обращения: 17.07.2018).
2. Бельских, И.Е. Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области / И.Е. Бельских // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. - № 37(316). – С. 55-60.
3. Восколович, Н.А. Особенности развития спорта как социального института / Н.А. Восколович // «Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии. V Международная конференция. - М: МГУ. – ТЕИС. – 2012. - Т.1. - с.585-586.
4. Генусов, Б.Л. Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований / Б.Л. Генусов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2010. - № 1(61). – С. 74-76.
5. Гуреева, Е.А. Оценка экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований / Е.А. Гуреева, И.В. Солнцев // Изд-во Русайнс. – Москва, 2014. – 92 с.
6. Ермилова, В.В. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества / В.В. Ермилова, Е.Е. Кротова // Общество. Среда. Развитие. – 2015. - № 2. – С. 100-103.
7. Кадыров, А.Р. Экономический и социальный эффекты проведения крупных спортивных мероприятий / А.Р. Кадыров // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9 (часть 2) – С. 342-347.
8. Казанцева, А.А. Влияние крупных спортивных мероприятий на экономику принимающих стран [Электронный ресурс] / А.А. Казанцева // Научное сообщество студентов XXI столетия. - № 4(64). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/4(64).pdf (дата обращения: 17.07.2018).
9. Котляров, М.А. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий [Текст]: Екатеринбург: АМБ, 2015. - Часть первая. – 132 с.