Файл: Проектирование (о психологии дизайна интерьера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Я житель Казахстана. Как и во многих странах СНГ, города Республики Казахстан застроены типовыми домами: четырех-, пяти- и девятиэтажками. Площади квартир в таких домах небольшие, санузлы и кухни едва вмещают в себя все необходимое.

В моей небольшой практике дизайнера интерьера я успела не раз столкнуться с одной и той же проблемой тесные кухни. Кроме того, я и сама живу в квартире с кухней с минимальной площадью менее 4 квадратных метров. Изо дня в день мне приходится готовить и принимать пищу в такой маленькой комнате. Это натолкнуло меня на мысль о том, что вопрос дизайна кухонь в домах постройки времен СССР (хрущевки, литовки, квартиры типовой и улучшенной планировки) очень актуален, именно поэтому я выбрала тему своей курсовой работы “проектирование”. Моим заданием было проектирование интерьера, парка или здания: эскиз на бумаге и проект в графическом редакторе. Я решила заняться интерьером кухни площадью 9 квадратных метров. Такие размеры кухни можно встретить в домах города Алматы, в микрорайонах “Аксай”, “Жетысу” и других. В данной курсовой работе рассмотрим частный случай: однокомнатная квартира в городе Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45 (рисунок 1).

Цель курсовой работы – создать эргономичный дизайн проект, где мебель и аксессуары не только скроют недостатки планировки, но и подчеркнут ее достоинства.

Рисунок №1

Город Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46

Глава 1. О психологии дизайна интерьера

Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удoбства, экономичности и красoты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота – это высшая форма целесooбразности, а целесообразность – это гармoния с окружающим миром. Успех во многом зависит от того, как будет воспринята ваша работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности вoсприятия человека.[1]

Дизайн – это конструирoвание вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Дизайн (от англ. design, ит. disegno) – замысел, проект. Термин, обoзначающий различные виды проектной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды.[2]


Исходной для дизайна является идея:

  • Пользы
  • Красоты
  • Необходимости[3]

Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на oснове метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и oптимизации их взаимодействия с челoвеком и oбществом. Этo oпределяет наличие присущих дизайну социальных пoследствий, проявляющихся в сoдействии oбщественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может oпределяться сoбственно замысел (проект), прoцесс его реализации и пoлученный результат.[4]

Опираясь на множество трактовок термина «дизайн», можно сделать вывод, что это необходимая часть работы в любой сфере деятельности, будь то архитектура зданий или производство деталей для самолетов или автомобилей – все это требует осознанного подхода к созданию продукта. Дизайнеру необходимо учитывать такие требования к результату его работы как экономичность, удобство, эстетика, эргономика[5] и, что немаловажно, восприятие продукта человеком.

Эргономика – наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель – разработать форму предметов, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании, и предусмотреть систему взаимодействия с ней.[6]

Интерьер – (от франц. interieur внутренний), 1) в архитектуре – внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких-либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т. д.) и характер убранства (мебель, оборудование), которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.[7]

Существуют интерьеры жилых и общественных помещений.

Здание жилое – здание, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.[8]

Здание общественное – здание, предназначенное для обеспечения общественных потребностей или для размещения в нём административных учреждений и общественных организаций.[9]

Методы разработки дизайн-проектов для этих совершенно разных пространств сильно отличаются.


Дизайн нежилых пространств создается с учетом потребности большей части посетителей данного места. Нужды, которые необходимо удовлетворить дизайнеру, усредняются – появляется среднестатистический пользователь.

В свою очередь жилой интерьер разрабатывается для одного жильца или малой группы лиц, поэтому его можно охарактеризовать как портрет человека или людей, живущих в нем. Интерьер жилого помещения способен раскрыть нам характер жильца, рассказать о его вкусах, предпочтениях, привычках и даже об образе его жизни.

Интерьер − (фр. Interieuer внутренний) − изображение в худoжественном прoизведении внутренней oбстановки пoмещения (дoма, усадьбы, кoмнаты героя и т. д. ). Частo выступает как средствo характеристики персoнажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").[10]

Жилые интерьеры могут создаваться годами, посредствам преобразования привычек и образа жизни домочадцев в него. Но этот процесс может произойти быстрее – профессиональный дизайнер, наученный опытом прошлых работ, разбирающийся в психологии человека, не понаслышке знакомый со словом «эргономика», способен на основании полученной от хозяев информации и анализа объекта создать дизайн-проект.

Кроме того, что дизайн способен раскрыть личность человека, он так же может повлиять на его настроение, ощущения от пребывания в помещении.

Ле Корбюзье, архитектор и родоначальник конструктивизма, высказался о жилье человека так: «Дом – это машина для жилья».

Верно, ведь дом должен способствовать хорошему расположению духа, «двигать» вперед жильца к его цели. Спoсобов достижения этого эффекта мнoго, но принцип oдин – гармoния фoрмы, фактуры и цвета.

Глава 2. Мой объект.

Объект расположен по адресу город Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45.

Планировка в этой квартире типа УП (улучшенная планировка).

Дома с квартирами с улучшенными планировками как та, что мы рассматриваем, начали строить в конце 70-х годов прошлого столетия. Последние такие квартиры с улучшенными планировками появились в начале 90-х годов 20 века.

Как распознать квартиру с улучшенной планировкой:


  • Пропорции комнат приближены к квадрату. Отношение сторон комнат не больше, чем 2:3.
  • Площади комнат, в сравнении с постройками, что были до, больше.
  • Высота потолков – 2,3 м.
  • Ванная комната отдельна от туалета.
  • В квартире, как правило, есть кладовая комната.
  • В таких квартирах часто бывают балконы.[11]

В квартире номер 45 площадь кухни – 8,9 квадратных метров. Это можем увидеть на рисунке №5.

Такая площадь кухонь тоже характерна для построек типа УП.

Вид кухни «изнутри» на рисунках 6, 7 и 8.

Визуализация в перспективе необходима для понимания истинных масштабов. Виды на плане и в перспективе могут сильно отличаться по ощущениям друг от друга: то, что на плане кажется удобным и просторным, может в жизни вызывать давящие ощущения, сильно занимать и даже захламлять пространство.

Рисунок 5

План кухни в квартире 45, дома 46 в микрорайоне «Аксай»

Рисунок 6

Квартира заказчика, вид сверху в перспективе

Рисунок 7

Квартира заказчика, вид на окно в перспективе

Рисунок 8

Квартира заказчика, вид на дверь в перспективе

Работу над проектом следует начинать с выявления его недостатков и достоинств.

Для анализа объекта я использовала несколько источников информации.

В первую очередь я отправилась на объект, чтобы сделать замеры. Точные размеры стен можно увидеть на рисунке №5. Все свои наблюдения я фиксировала в документе «тех.лист» ( рисунок 9).

Рисунок 9

Информация об инженерных сетях [12]

Информация о том, что в помещении есть трубы от пола до потолка очень важна, потому что есть три варианта работы с ними:

  1. Закрыть гипсокартонным коробом.
  2. Оставить как есть, покрасив в цвет стены.
  3. Задекорировать и обыграть трубы.

Вариант 2 не подходит, потому что стена, которая является фоновой для трубы, в дальнейшем будет отделана плиткой. Третий вариант отделки не подходит, потому что в дальнейшем акценты будут расставлены на других элементах интерьера. Труба визуально создаст шум. Таким образом мной был выбран первый вариант – спрятать трубу в короб.

Пряча трубу в короб и создавая тем самым новые стыки плоскостей, нужно помнить, что это дополнительные трудности для мастеров-плиточников и конструкторов кухонной мебели.


Следующим шагом стал выбор расстановки мебели.

Расстановка кухонного гарнитура бывает нескольких видов:

  • Линейный (рисунок 10)
  • Параллельный (рисунок 11)
  • Угловой (рисунок 12)
  • П-образный (рисунок 13)

Рисунок 10

Линейный тип расстановки мебели в кухне[13]

Рисунок 11

Параллельный тип расстановки мебели в кухне[14]

Рисунок 12

Угловой тип расстановки мебели в кухне [15]

Рисунок 13

П-образный тип расстановки мебели в кухне [16]

Чтобы подобрать верную расстановку необходимо понимать какой функционал должна заключать в себе комната. В нашем случае комната должна совмещать столовую зону и зону приготовления еды. Более подробную информацию я получила от владельца квартиры.

Данная квартира принадлежит молодому человеку немного старше двадцати лет. В ней он проводит не так много времени, почти не готовит.

Кроме информации о частоте пребывания дома документ «Анкета заказчика» может рассказать и о других важных вещах (Рисунок 10).

Рисунок 10

Общая информация о заказчике, снимок экрана[17]

Продовольственных запасов у заказчика немного, закуп их происходит редко. Так же готовит он нечасто, в основном только для себя одного – завтраки. Обедает и ужинает вне дома. Эту информацию мы также видим в файле «анкета на разработку технического задания», на рисунке 11.

Рисунок 11

Ежедневный режим заказчика, снимок экрана[18]

Гости и родственники навещают заказчика редко – поэтому необходимости иметь большой холодильник и варочную поверхность на 5 конфорок нет.

Сам заказчик написал об устройстве кухни так (рисунок 12):

Рисунок 12

Пожелания заказчика об оснащении кухни[19]

Вытяжка, посудомоечная машина, кофе машина, фильтр для воды и телевизор в кухне ему не нужны. Духовкой он не умеет пользоваться, но планирует научиться, поэтому она не является необходимым предметом в кухне. Варочную поверхность заказчик выбрал поменьше, холодильник – однокамерный.