Файл: Социальное обслуживание населения (Льготы населению по системе социального обслуживания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Начало 21 века ознаменовалось укреплением российской государственности, в том числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране стоит вопрос реализации социальных программ. Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

При этом Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите, и современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

Данная работа посвящена рассмотрению системы правового регулирования социального обслуживания детей и людей пожилого возраста.

На сегодняшний день усилия руководства страны направлены на исправление демографической ситуации. В этих условиях гарантированное обеспечение социального обслуживания детей и людей пожилого возраста путем предоставления им социальных услуг является важной государственной задачей.

Ввиду изложенного рассмотрение системы правового регулирования социального обслуживания детей представляется актуальным на сегодняшний день. Данная работа как раз и посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования социального обслуживания детей и людей пожилого возраста.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей и несовершеннолетних детей.

Предметом исследования - является исследование системы предоставления социального обслуживания населению

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность проблем

развития системы социального обслуживания пожилых людей и

несовершеннолетних детей в современной России

Решению этой цели служат следующие задачи:

рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста и несовершеннолетних детей;

рассмотреть виды социальных услуг, предоставляемых населению;

изучить порядок и формы предоставления социального обслуживания социальному обслуживанию пожилых и несовершеннолетних детей;


проанализировать порядок рассмотрения решения подачи документов на социальное обслуживание населения

изучить льготы которые могут предоставляться населению на оказание услуг социального обслуживания.

Глава 1. История правового регулирования социального обслуживания.

1.1 История социального обслуживания.

В июне 1991 года вследствие крушения Советского Союза образовалось новое российское государство.

Согласно конституции, которую Российская Федерация приняла через два года после своего образования в качестве независимого государства, в 1993 году, Россия является социальным государством. В статье седьмой этой конституции говорится:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. -

А это значит, что социальная политика государства потребовала коренных изменений и реформ, направленных на создание современной системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.

С 1992 года, по сути, начался процесс формирования в России системы социального обслуживания. Этот процесс сразу же натолкнулся на проблемы, вызванные недавним крушением советской системы, такие как смена идеологии, с разрушением геополитического пространства, региональные конфликты на постсоветском пространстве и на Кавказе, с разрушением старой государственной системы, массовым обнищанием населения.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений - 97%. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом - О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г. - органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения - талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.- , которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.


Всё это отнюдь не могло способствовать быстрому и беспрепятственному формированию современной системы социального обслуживания

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы - О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов -, а в ноябре - Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации -. Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в период 1994-1995 гг. система социального обслуживания в России складывается именно как система, и начиная с данного периода начинается её дальнейшее совершенствования.

1.2 Современная система социального обслуживания РФ.

1.Современное социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации - в соответствии с федеральным законом - Об основах социального обслуживания населения в РФ -.


Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К системе социальных служб относятся:

государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;

государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.

Учреждениями, социальными службами, социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого-педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры, отделения социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких пенсионеров;

стационарные учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками - ;

геронтологические центры;

иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.

Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях.

Правительство РФ утвердило федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ на его основе устанавливать территориальные перечни гарантированных услуг с учетом потребностей населения.


В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:

услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания - материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно- гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг-;

услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию - услуги по организации питания, быта, досуга; социально- медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг-;

дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому - наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др. ;

услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке - обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций;

услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях - отделениях дневного или ночного пребывания - : услуги по организации питания, быта и досуга; социально- медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.

На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне. Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.