Файл: Организация маркетинга на предприятии (ЗАО «Перекресток»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • более эффективное использование производственных мощностей
  • стимулирование производства и реализации наиболее необходимых товаров
  • дальнейшее развитие форм и методов сбыта в соответствии с требованиями рынка.

Переход промышленных предприятий на организацию своей производственно-сбытовой деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменением оргструктуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства.

Реформа хозяйственного механизма, представляющая собой изменение совокупности организационных структур, форм хозяйствования, методов управления, правовых норм, все в большей мере опирается на использование объективных законов товарного производства, и, прежде всего, закона стоимости. Это означает, что производство и обмен совершенствуются на основе общественно необходимых затрат труда, чему соответствуют рыночные отношения, процесс свободной купли-продажи товаров.

Рыночные связи в нашей стране еще не получили должного развития. Формирование нормально функционирующего рынка — процесс достаточно сложный и длительный. В конечном счете, важно, чтобы потребитель мог выбрать производителя, товар, цену, место и условия продажи.

Следует отметить, что организация маркетинга на предприятии — это не формальное выделение специального подразделения, а, прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Как показывает опыт, служба маркетинга на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама и т. д.).

Таким образом, любое предприятие просто обязано планировать свою деятельность, подчиняя ее условиям рыночной конъюнктуры. В этом плане фирме следует улучшать свои позиции.

2. Анализ организации службы маркетинга в ЗАО «Перекрёсток»

2.1. Общая характеристика ЗАО «Перекресток»

Закрытое акционерное общество «Перекрёсток» было создано в 2000 г. Предприятие создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников. Основными видами его деятельности является:


- изготовление молочной продукции;

- изготовление кондитерских изделий;

- торгово-закупочная и посредническая деятельность;

- организация оптовой и розничной торговли.

Предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности в пределах, установленных законодательством и утверждаемых Уставом.

Предприятие самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.

Предприятие самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

Предприятие располагает обученным производственным и техническим персоналом, имеющим опыт производства молочной и пищевой продукции.

Предприятие «Перекрёсток» занимает площадь 0,7 гектара, на которой расположены административное здание, складские и производственные помещения.

Эта оргструктура является продуктовой, которая наиболее подходит данной организации, т.к. она является многопродуктовой и в этой организации в основе взаимодействия с внешней средой лежит механистический подход. В этой организации существуют 2 завода: молочный завод и завод кондитерских изделий. В различных цехах изготавливаются различные виды молочной продукции и различные виды кондитерских изделий.

Анализируя показатели деятельности предприятия можно сказать, что оно стабильно развивается. Это связано, прежде всего, с наличием устойчивого спроса на продукцию и услуги, оказываемые предприятием, наличием значительной клиентской базы и эффективной системой маркетинга на предприятии. Так, увеличение объема товарной продукции в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 г. составило 114,1%, рост балансовой прибыли – 113,5%, штат сотрудников увеличился на 4 чел.

Предприятие выпускает разнообразные молочные и кондитерские изделия:

– молоко пастеризованное, обезжиренное, сухое, топленое;

– производные из молока: сливки, кефир, ряженка, йогурты и др.;

– торты, пирожное, сладкая выпечка.

Таким образом, целью деятельности ЗАО «Перекрёсток» является качественное удовлетворение общества в продуктах питания, а также получение прибыли.


2.2. Организация службы маркетинга в ЗАО «Перекрёсток»

Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением ЗАО «Перекрёсток» и подчиняется директору ЗАО «Перекрёсток». Отдел маркетинга был создан в 2009 году, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга.

Служба маркетинга создана с целью:

- максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

- воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

- развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции;

- обеспечения целевого управления процессом производства: разработка-производство-реализация.

В отделе маркетинга работают 8 человек. Директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Отдел подразделен на три группы в соответствии с выполняемыми задачами.

1) Группа анализа информации.

Штат - 2 специалиста (маркетологи).

Задачи группы:

- ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:

- внутренняя первичная и вторичная информация (объемы продаж, ассортимент и т.д.);

- внешняя первичная и вторичная информация (информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка);

- приведение информации в формализованный вид и формирование отчетов.

2) Группа маркет-исследований.

Штат - 3- специалиста (2- маркетолога, 1 - социолог или психолог).

Задачи группы:

- Исследование процесса продажи товара;

- Исследование конкурентов (на основе отчетов группы анализа информации)

- Исследование покупателей:

- "Устный" опрос;

- Опрос техническими средствами.

- Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований.

- Исследование новых и перспективных товаров.

3) Группа по рекламе и Public Relations.

Штат - 2 специалиста по рекламе и PR.

Задачи группы:

- Определение целей и задач рекламы в конкретных ситуациях;

- Организация рекламной деятельности;

- Определение размера и направлений расходования средств, для осуществления рекламной деятельности;


- Выбор средств и методов рекламы;

- Подготовка содержательной части рекламы;

- Координация рекламной деятельности;

- Измерение и контроль эффективности рекламы.

Права, обязанности и ответственность работников, оговоренные в должностных инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.

По существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на отдел возложено выполнение следующих функций и задач:

1) Задачи:

- координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;

- выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ;

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

- разработки мер по совершенствованию управления и производства.

2) Функции:

- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;

- организация сбыта продукции в соответствие с заключенными договорами;

- участие в разработке ценовой политики предприятия;

- организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучение рынка сбыта;

- контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;

- обеспечивает первоочередную поставку в фирменный магазин предприятия нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса;

- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия предлагаемую к производству;

- ориентация разработчиков новой продукции и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- анализ конкурентоспособности продукции предприятия, предлагаемых к производству, сопоставление ее потребительских, цены с аналогичными показателями конкурирующей фирмы;

- выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований;

- выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции, технологи производства выпускаемой и новой продукции;

- разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции;

- изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта;


- разработка предложений и рекомендаций по улучшению характеристик выпущенной и новой продукции предприятия.

Создание службы маркетинга в ЗАО «Перекрёсток» привело к финансовым, материально-техническим и производственным улучшениям.

Для расчета эффективности от создания службы маркетинга на предприятии ЗАО «Перекрёсток» необходимо в первую очередь определить дополнительную прибыль, полученную в результате создания службы, и затраты, необходимые на маркетинговые мероприятия.

Затраты на организацию службы маркетинга на предприятии ЗАО «Сливки» в 2009г.

Вид затрат

Кол-во

Стоимость затрат, руб.

Набор офисной мебели

8

48000

Персональные компьютеры

8

160000

Канцелярия

-

10000

Телефонная связь

5

5000

Другая оргтехника

-

30000

Просчитав затраты, можно определить экономическую эффективность создания службы маркетинга:

Эф=З/Пр*100%=253/41193 * 100%= 0,6%

где: Эф – экономическая эффективность создания службы;

З – затраты, связанные с организацией службы, тыс. руб.;

Пр – валовая прибыль, тыс. руб.

По результатам расчета можно сделать вывод, что сумма затрат на создание отдела маркетинга составила лишь 0,6% от полученной прибыли предприятия за год.

Ежегодно затраты на маркетинг в ЗАО «Перекрёсток» составляют 9-10% от всех затрат на производство.

После создания службы маркетинга объем реализованной продукции увеличился на 36207тыс.руб., в то время как суммарные затраты на производство – на 17079 тыс.руб. (98,2% от них приходятся на маркетинг).

Эффективность маркетинговой деятельности можно определить как отношение объема продаж, связанного с маркетинговой деятельностью к затратам на маркетинговую службу:

Эфм=∆П/Зм

Эфм – эффективность маркетинговых мероприятий;

∆V – прирост объема реализованной продукции, тыс. руб.;

Зм – затраты на маркетинговые мероприятия, тыс.руб.

Эфм = 36207/17079 = 2,12

Таким образом, создание службы маркетинга оказало эффективное влияние на объем реализованной продукции и, соответственно, на чистую прибыль. Увеличение объема реализованной продукции вследствие маркетинговой деятельности показывает, что усилия по реализации товара оказались успешными и товар «попал» в целевую группу потребителей.