Файл: Понятие и признаки правового государства (Анализ признаков правового государства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика правового государства
1.1 Понятие и сущности правового государства
1.2 Конституционно- правовые основы России как правового государства
Глава 2. Анализ признаков правового государства
2.1 Общая характеристика признаков правового государства
2.2 Верховенство закона как базовый признаке правового государства
2.3 Характеристика гражданского общества общество как признака правового государства
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) определяется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[6]. Однако в последнее время в средствах массовой информации и в научных кругах имеют место дискуссии по поводу справедливости этого тезиса, прописанного в основном законе РФ. Не всегда то, что прописано в основном законе дает нам право утверждать, что это на самом деле так.
По мнению автора, в части создания правового государства в России, как и в других государствах мира, необходимо создание определенных предпосылок, важнейшей из которых является формирование гражданского общества, так как невозможно без зрелости общества, готовности стать им. В России общество еще не достаточно созрело для реализации своих прав и осуществлении своих обязанностей перед государством.
Закономерны вопросы: что понимается под правовым государством; в каких конституционно - правовых нормах нашел отражение данный принцип; как реализуется принцип правового государства в деятельности органов государственной власти; какие особенности, характерны для реализации этого принципа в деятельности государственных органов России? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение[7].
Правовое государство - это государство, деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Подчиненность деятельности органов власти судебным решениям и законам является признаком конституционных режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе и органами или лицами, обладающими реальной властью, определяется в странах общего права как «верховенство права». В отечественной юриспруденции этот принцип называется «законностью». Необходимо учесть, что термин «верховенство закона» также существует в российском праве. Под ним понимается подчиненность закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона - важнейший компонент правового государства[8].
В соответствии с Конституцией РФ приоритетной задачей для России является обеспечение личной безопасности каждого человека и гражданина. Поэтому важное значение приобретают правовые процессы, которые основаны на законе, справедливы, своевременны и доступны для населения, а, следовательно, и деятельность правоохранительных органов России достаточно эффективна.
Законы должны относиться ко всем без исключений, в соответствии с принципом равенства всех перед законом и судом, в том числе к тем лицам и органам, кто создает законы. Правосудие в России не должно принимать во внимание политическое и должностное положение, экономическую и социальную обеспеченность, наличие власти, национальное происхождение или другие факторы, характеризующие статус физических и юридических лиц. Юрисдикция судов, выносящих решения по гражданским и другим делам, должна быть единой и распространяться на всех без исключения лиц.
В законах России сформулированы условия своей применимости в общих чертах. Они не издаются для решения конкретных задач. Однако иногда требование обобщенности сталкивается с трудностями. Примером может послужить то, что в России существуют нормы, которые относятся к лицам четко обозначенного политического и социально - экономического статуса. В силу общественного неравенства, часть граждан имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих прав и интересов, соответственно, они имеют намного больше шансов на выигрыш судебного дела.
Автор солидарен с научным подходом, что в правом государстве должны быть такие законы, которым граждане могли следовать. При этом законы не просто должны существовать, но и быть доступными для ознакомления и содержать понятные требования. Существование в государстве неопубликованных законов, частая изменчивость и внутренняя противоречивость законов, делают их на системном уровне неисполнимыми, и оставляет возможность избирательного их применения. Более того законы должны точно и непротиворечиво формулировать критерии противоправности и наказуемости.
Независимость суда от законодательной и исполнительной ветвей власти играет значительную роль в правовом государстве. В случае если законодательная власть смыкается с судебной властью, то правовое регулирование и судебное правоприменение может стать предметом произвола. Если суд зависит от исполнительной власти, то он не может защитить подсудимого от нелегитимного применения силы.
В ст. 10 Конституции РФ указывается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[9].
Правосудие в России обеспечивается за счет полного набора заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью.
Как известно, в СССР к правовому государству не стремились, и только с принятием Конституции РФ 1993 г. начался процесс создания этого государства в России. Критики часто вступают в полемику по поводу того, что Россия не является правовым государством и то, что нам еще далеко до него. По мнению автора, можно смело утверждать о том, что в России уже сделаны значительные шаги для достижения намеченной цели.
- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, который опирается на конституционно - правовое закрепление признания этих прав и свобод, а также обязанность государства соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам человека и гражданина закрепляется в Конституции РФ и других законах. Так, в гл. 1 Конституции РФ определяются гуманистический подход основ конституционного строя, а в гл. 2 закрепляются права и свободы человека и гражданина.
- Главный механизм гарантий прав и свобод - независимость суда. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Уголовно - процессуального кодекса РФ и др.) В ходе дальнейшей судебной реформы предполагается существенно расширение и детализация конституционных гарантий независимости судов и расширение их компетенции. Такой подход свидетельствует о том, что Россия делает правильные шаги, для формирования правового государства.
- Верховенство Конституции РФ по отношению ко всем без исключения нормативным правовым актам, как на федеральном, так и региональном уровне. Никакой закон или другой акт не может корректировать Конституцию РФ и более того более противоречить ей. В свою очередь Конституция РФ образует основу российской правовой системы, она призвана создавать такой правовой порядок, при котором закон и право не должны расходиться. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица - от главы государства, чиновника и до гражданина - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения должны нести установленную законом ответственность (административную, гражданскую, уголовную и др.).
В Конституции РФ также определяется, что «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).
- Приоритет международного права. Этот признак правового государства дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить нормам международного права. Как известно через соблюдение норм международного права происходит определенная унификация национальных правовых систем. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права определяется в двух составляющих. Во - первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. А во - вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора, т.е. положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом.
Все эти принципы защищают тезис, что в России формируется правовое государство. Для автора было необходимым раскрытие не только проблем, имеющих место в России и не полностью соответствующих принципу правового государства, но и положительных. Ведь любая объективная работа должна не противоречить принципу нейтральности, а, соответственно, и принципу правды.
Стоит также отметить, что России есть куда стремиться в плане правоприменения, однако не стоит забывать, что по меркам западных государств, Россия является молодым государством, а, соответственно, в данный момент, мы лишь можем говорить о развитии тех сфер государства, которые были чужды советскому строю. В виду вышесказанного в данной публикации, можно сделать вывод, что Россия относится к числу правовых государств не только де - юре, но и де - факто. Во - первых, действия государственных органов происходят только на основе нормативных правовых актов. Другими словами реализуется принцип «верховенства закона». Во - вторых, в России существуют институты, которые отражают его правовое государство (равенство всех перед законом и судом и т.д.). В - третьих, в России существует разделение властей на три независимые ветви власти.
Исходя из вышеизложенного можно отметить, что правовое государство - это, государство, которое обслуживает потребности правового, саморегулирующего общества, т.е. обеспечивает режим господства права и закона, создает гарантии от административного вмешательства в процессы жизнедеятельности человека и общества, защищает интересы человека и гражданина, социальные блага в рамках правовой процедуры разрешения споров.
Правовое государство - цель государство - идеал, к которому должна стремиться Россия. При этом во всех сферах Российской государственности происходят перемены, которые и были предметом рассмотрения через основы правового государства. Следует также отметить, что в повседневной жизни человек сталкивается со многими проблемами и социальным злом, в том числе с совершаемыми правонарушениями и преступлениями. Поэтому человеку необходимо не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. Естественно, через формирование гражданского общества и создание правового государства, так как на современном развитии человечества альтернативы правовому государству нет.
Таким образом, построение правового государства в России предусматривает решение задач не только в части верховенства права и закона, но и не в меньшей степени предусматривает соблюдение и защиту прав и свобод человека, материальное и духовное благополучие граждан России. И все эти задачи, направлены на обеспечение достойного уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры органов государственной власти и декларативного закрепления прав и свобод человека и гражданина. Государство становится правовым только тогда, когда указанные положения, закрепленные в конституционно - правовых нормах,
Глава 2. Анализ признаков правового государства
2.1 Общая характеристика признаков правового государства
Значительная часть отечественных авторов в своих публикациях по правовому государству называют его основные признаки. Так, В.С. Нерсесянц к числу отличительных признаков правового государства относил, как минимум: признание и защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организацию и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, свободы, равенства. Г.Н. Манов сформулировал четыре основополагающих признака правового государства: 1) верховенство права; 2) народный суверенитет; 3) разделение властей; 4) незыблемость прав и свобод личности32. Каждый из этих принципов закреплен в Конституции РФ, потому они могут рассматриваться как конституционные основы правовой государственности.