Файл: Понятие и признаки правового государства (Анализ признаков правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.Н. Хропанюк формулирует также четыре основные признака правового государства: 1) верховенство закона во всех сферах общественной жизни; 2) реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития; 3) взаимную ответственность государства и личности; 4) разделение властей как основной принцип организации и деятельности правового государства[10]. По-своему, специфически интерпретирует принципы правового государства (как признаки) В.В. Оксамытный. По его мнению, признаками такого государства являются демократический, политический режимы, развитое гражданское общество, признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности[11].

Примерно одинаково звучит изложение основных признаков правового государства у целого ряда отечественных авторов[12]. Некоторые авторы относят к принципам правового государства (Л.И. Спиридонов, А.Ю. Ларин и др.) наличие гражданского общества. А.Б. Венгеров в качестве признака правового государства отмечает и такой новый, как информационное обслуживание.

А.В. Малько по-своему подходит к определению признаков правового государства. Он дает их развернутую классификацию:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2. наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового обеспечения;
  3. разделение властей на ветви;
  4. федерализм;
  5. верховенство закона;
  6. взаимная ответственность государства и личности;
  7. наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права[13].

Что касается применения признаков правового государства в отношении России то следует упомянуть наиболее общие признаки.

Наиболее общими признаками правового государства являются, во-первых, верховенство закона во всех сферах жизни общества, а это значит, что в системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей признаётся закон. Существование же подзаконных, ведомственных актов не возбраняется. Речь идёт лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов, чтобы они не искажали сути и содержания самих законов. А в России, как известно, за последнее время набралось столько таких актов, что они заполонили практически всё правовое пространство. Кроме этого в нашей стране время от времени возникает борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, что негативно сказывается на функционировании отечественной правовой системы. И если и дальше так будет продолжаться, то ни о каком правовом государстве не может быть и речи.


Во-вторых, деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разграничение государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможность злоупотребления властью. Данный принцип нашёл своё отражение в статье 10 нынешней Конституции. Однако исполнительная власть в России по отношению к другим всё же имеет ряд преимуществ и занимает весьма привилегированное положение в государстве. Законодательная и судебная ветви власти являются более или менее зависимыми от неё, хотя, по сути, исполнительная власть должна лишь исполнять решения других властей.

В-третьих, в правовом государстве признаётся полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, к тому же устанавливается и поддерживается принцип взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Однако всегда ли это имеет место в нашей стране? Гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере - да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически, хотя, к сожалению, не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном в отношении власть имущих. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идёт об удовлетворении его законных прав и интересов. Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и бесчисленного числа чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан - преимущественно обязанности, говорить о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина не приходится. Вот и получается, что ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям (например, развал СССР), фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.

2.2 Верховенство закона как базовый признаке правового государства


Верховенство закона как теоретическая основа правового государства берет свои истоки с глубокой древности. Но и по сей день в современной теории государства и права ведутся исследования, связанные с концепцией верховенства закона как теоретической основы правового государства. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение.

Как верно замечено в литературе, «влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно»[14]. Сущность правового государства - в связанности государства правом; такое положение абсолютно новое для российской правовой ментальности, которой издавна присуща чрезмерная, неоправданная ориентация на государственную власть, на полное подчинение личности государству. Принцип связанности государства правом (верховенства права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность правового государства. Социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.

Идея правового государства сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих требованиях права и исключали бы взаимный произвол. Эта концепция всегда основывалась на дуализме государства и права, и одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Теоретически господство закона выражается в том, что он не просто является продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публичноправовых отношениях. В этой связи точным является замечание, что «в условиях подлинной демократии связь между правом и государством зависима и производна от связи между правом и обществом; истинным создателем права является демократическое общество, а государство осуществляет известные действия по изданию юридических актов и реализации их исполнения. Только гражданское общество способно сделать свое государство правовым»[15].


Исходя из концепции правового государства укрепление суверенитета государственной власти и утверждение господства закона представляют собой два тесно связанных процесса на путях к правовой государственности. Все общеобязательные акты: Конституция, закон, подзаконные акты - должны быть правовыми и по порядку и по процедуре своего принятия и действия.

В юридической литературе некоторые авторы верховенство закона как признак правового государства называют «приоритетностью», а не верховенством или господством [5, с. 380]. Однако нами поддерживается позиция других авторов, которым представляется, что именно термин «верховенство» лучше раскрывает роль правовых форм и начал в жизни общества - все должно быть подчинено закону, он главный ориентир и критерий правового государства (Л.А. Морозова, М.Н. Марченко, А.М. Муртазалиев, В.В. Лазарев, В.Н. Хропанюк).

Так, Л.А. Морозова выделяет четыре основных признака верховенства закона:

  • правовая организация государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
  • правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободе человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол власти;
  • связанность государства им же созданными законами, то есть ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
  • верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов. Важно, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких-либо опосредующих актов[16].

Правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Все имеющиеся в теории государства и права взгляды на верховенство закона как на теоретическую основу правового государства сходятся в том, что в правовом государстве закон выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом, он обладает высшей юридической силой. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.


Некоторые авторы называют этот принцип правового государства как «господство права и верховенство закона, где господство права - и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом; верховенство закона - и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон»[17]. Верховенство закона над другими правовыми актами является важным императивом такого принципа права, как законность, в широком смысле которого следует понимать требование строгого соблюдения (применения и т. п.) законов и основанных на законах правовых актов. Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и зарубежном законодательстве. В отличие от требований законности принцип господства права включает качественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), интерес субъектов права и т. д. Под термином закон иногда может пониматься не только нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, но и другой правовой акт[18].

В общей теории права и государства верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, то есть с тем, нормы какого содержания закрепляются в законах. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей, современным политическим реалиям и, таким образом, соответствовал своей правовой природе.

На сегодняшний день Российская Федерация представляет собой сложное федеративное образование. Его особенностью является то, что оно возникло не в результате объединения национально-государственных образований, а в результате объединения значительной части республик в качестве субъектов Российской Федерации. Анализ практики взаимоотношений субъектов РФ показывает, что проблемы взаимоотношений внутри Федерации остались.

Поэтому принцип верховенства закона в федеративных отношениях в первую очередь призван защищать и укреплять юридическое (конституционное) признание федеративной формы государственного устройства; обеспечивать сохранение государственного единства, целостности, соблюдение демократии; обеспечивать национальную безопасность, характер взаимоотношения целого и его субъектов (взаимная ответственность, достижение взаимодействия); обеспечивать в рамках Федерации права человека и гражданина в соответствии с международными нормами о правах человека и общепризнанными принципами международного права; реализовывать юридические механизмы разрешения конфликтов.