Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
2.1.МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Источники финансирования ОМС бывают внешними и внутренними. Около 95% средств, имеющихся у фондов, составляют страховые взносы граждан. Система ОМС построена таким образом, чтобы привлекать новые источники финансирования и расширять границы для стабильного поступления денежных средств.
Обслуживание граждан по полису обязательного медицинского страхования выполняется бесплатно.[11] Финансирование медицинского страхования населения РФ производится из нескольких источников, в числе которых государственное субсидирование, страховые отчисления из фонда заработной платы, а также дополнительные ресурсы.
Страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования за каждого отдельно взятого гражданина вносятся по-разному. Это зависит от того, трудоустроен человек или имеет другой статус. В зависимости от этого критерия различаются субъекты выплат страховых отчислений в фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом:
- За трудоустроенного гражданина платит его работодатель;
- За нетрудоустроенного (ребенка, безработного, пенсионера, инвалида) производятся отчисления из бюджета данного региона;
- Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе ИП и самозанятые физические лица выплачивает взносы самостоятельно.
Процентная ставка страховых взносов
Страховые отчисления в фонд ОМС в 2018 году составляют 5,1% от фонда заработной платы. Для некоторых организаций предоставляется льготная ставка, это обусловлено заботой государства о некоторых группах лиц и стимулированием благотворительной деятельности. Пониженная ставка страховых взносов имеется у следующих налогоплательщиков:
- Инвалидов по здоровью всех групп (2,9%);
- Общественных и благотворительных организаций (0%);
- Организаций, уставным капиталом которых являются вклады (2,4%);
- Компаний, занимающихся информационными технологиями и внедрением технических инноваций (4%);
- Организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (0%);
- Аптек на системе единого налога на вмененный доход (0%);
- Организаций и ИП Крыма (0,1%).
Вовремя перечисленные страховые взносы на обязательное медицинское страхование – гарантия того, что каждый гражданин, нуждающийся в медицинской помощи, получит ее бесплатно. Зная тарифные ставки, по которым производится расчет, можно без труда рассчитать необходимую к перечислению сумму.
Кроме взносов самих застрахованных лиц существуют и иные источники финансирования обязательного медицинского страхования. Во-первых, это средства федерального бюджета, которые по распределению попадают в бюджет ФФОМС. Их расходование регулируется федеральным законодательством и чаще всего идет на компенсацию недополученных доходов из-за сниженных тарифов на взносы для некоторых категорий лиц. ОМС пополняется также из бюджета регионального, средства из которого отправляются в ТФОМС по такой же схеме, как и из федерального бюджета в ФФОМС.
Кроме того, источниками финансирования могут выступать личные денежные средства граждан, благотворительные взносы, доходы от инвестиций и ценных бумаг, средства, предоставленные банками и иными кредиторами. Финансы, находящиеся в распоряжении фондов ОМС, не подлежат передаче в другие организации и фонды, а также не могут быть изъяты для каких-либо целей государства.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В последние годы в системе обязательного медицинского страхования в России выявилось немало проблем. Для того чтобы рассмотреть все проблемные вопросы и выявить пути решения, необходимо изучить опыт прошлых лет.
Принятие в 1991 году Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны видилось на тот момент своевременным и единственно правильным политическим ходом. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны.
При данной модели средства системы обязательного медицинского страхования при всех издержках постоянно, целенаправленно и стабильно поступали на счета медицинских учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов. Опыт прошедших лет подтвердил правильность выбора страховой модели в качестве альтернативы неэффективному бюджетному финансированию здравоохранения по мощности сети лечебно-профилактических учреждений.
Несмотря на успешное внедрение «смешанной» модели финансирования здравоохранения за прошедшие годы накопилось множество проблем, которые требуют своего разрешения в новом Федеральном Законе об обязательном медицинском страховании. Существующая «Бюджетно-страховая» модель финансирования здравоохранения свою историческую миссию выполнила. Сегодня требуется переход к более прогрессивной «страховой» модели обязательного медицинского страхования.
В новой идеальной модели страховой медицины предусматрено использование преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования она всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
В старой бюджетной структуре государственных расходов на здравоохранение средства федерального бюджета составляют около 8%, средства бюджетов субъектов РФ - около 50%, средства обязательного медицинского страхования - 42%. В итоге ситуация только ухудшилась: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – стабильно снижающийся уровень ответственности за ее финансирование. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе превратились в пустые декларации.[12]
Оказываемые населению медицинские услуги все более часто становятся платными. Результаты исследований личных расходов населения на медицинскую помощь, за последние годы, показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных).
Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.
К наиболее значимым финансовым проблемам можно отнести следующие:
- Катастрофическая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования системы здравоохранения.
- Низкий тариф ЕСН в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения, так как величина этих отчислений не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
- Слабое финансирование системы обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:
- неисполнение закона о медицинском страховании администрациями субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население;
- отсутствие законодательной основы по размеру страхового взноса на неработающее население;
- непогашение сформировавшейся большой финансовой задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.
В результате доля средств, поступающих на страхование неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности населения РФ.
- Многоканальность финансирования медицинских организаций. Многоканальность финансирования (ОМС, добровольное (дополнительное) медицинское страхование (ДМС), бюджет, платные медицинские услуги) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в лечебно-профилактических учреждениях и создает предпосылки для сговора. В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в сфере обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования одновременно, над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате вышеуказанных факторов граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения очень распространены по всей стране.
- Также одним из проблемных вопросов считается низкий тариф оплаты медицинских услуг. Структура тарифов в системе обязательного медицинского страхования формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.
- Отсутствие повышения оплаты труда медицинских работников является наиболее острой проблемой, что влечет за собой катастрофическую нехватку профессиональных медицинских кадров по всей стране. Поступления от платных услуг в лечебные учреждения часто распределяются не на основе ясных схем материального поощрения, а в зависимости от личных пристрастий главных врачей. Врач оказывается в полной зависимости от руководителя. Данные факты ограничивают мотивацию к оказанию качественной медицинской помощи, даже на платной основе.
В итоге по мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения в полной мере доказала свою несостоятельность, а основные принципы обязательного медицинского страхования так и не заработали на должном уровне. Как и раньше граждане по своему желанию не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.
Реализованная в России модель, «система обязательного медицинского страхования», по сути, не является истинной моделью страхования, она скорее выглядит как своеобразная форма финансирования системы здравоохранения.
В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:
1) исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;
2) в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ обязательного медицинского страхования, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 - 20%, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование;
3) разработать адаптированную систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.
Перспективы развития обязательного медицинского страхования планируется реализовать по нескольким основным направлениям:[13]
1) Увеличение финансирования отрасли здравоохранения. В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы - до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз;
2) Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на обязательное медицинское страхование;
3) Формирование кардинально новых подходов для планирующегося значительного взноса денег в систему обязательного медицинского страхования (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация национальных проектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей - введение накопительных счетов граждан России;
4) Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему обязательного медицинского страхования, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.
Также необходимо повысить роль застрахованного в системе обязательного медицинского страхования. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе - по результатам своего лечения давать оценки страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.