Файл: Креативность в массы или массовая креативность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2019

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Креативность в массы или массовая креативность.

Общая ситуация в педагогике.

Олевский Виктор Аронович, к.т.н., пенсионер,

г.Саров, Нижегородская область.


Если «кликнуть» в интернете, что же такое «креативность», получишь множество определений и статей по данному термину.

Наиболее полное и «уравновешенное» из них приведено ниже:

Креативность

  (от англ, creative — творческий, созидательный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. Необходимой предпосылкой успешности креативных действий является работоспособность индивида. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности; впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности. ...

«Профессиональное образование»

Несколько раз внимательно прочитав это высказывание, нетрудно выявить наиболее точное и основополагающее для практической жизни определение «креативности»: рациональное новое решение возникающих проблем.

Многие авторы, см., например, [1 и 2], обязательно относят также к основным признакам «креативности»: быстроту принятия решений и как можно больше вариантов искомых решений.

Однако, есть принципиальные возражения.

К сожалению, когда проблема требует исследований, то срочность (быстрота) отпадает как само – собой разумеющееся. Да и понятие «быстрое решение» - весьма относительное, т.к. это не в спорте и критериев оценки быстроты нет; на скорость возможно только конкурсное решение при ограниченном времени, но всё равно нет никакой гарантии объективности «судей». Ясно одно, что со сто процентной уверенностью можно утверждать: человек обученный приёмам, активизирующим креативное/творческое мышление, будет соображать быстрее, чем без такого обучения.

Много вариантов решения, на наш взгляд, это прошлый век, причём, 60-70 годы. Но в ХХ1 веке, в век информационных технологий (ИТ) – это какая-то архаика, да и в экономическом смысле, в эпоху кризисов и банкротств, слишком накладно.

Что касается новизны, то также есть некоторая неоднозначность: в технике и в науке – это патентоспособные решения, а в художественном творчестве и в управлении вообще нет объективного понятия новизны, всё очень субъективно и относительно: можно сказать, что новизна определятся на экспертном уровне, если определяется.


ИТ в корне меняют ситуацию с принятием рациональных решений любых возникающих проблем: технических, производственных, общественных или управленческих – потому, что когда информационно точно сформулированы исходные требования (а в нашей действительности очень часто всё запутано до невозможности), «увидеть» оптимальное решение обученному человеку не представляет особых трудностей, особенно для специалистов в данной области, ещё раз подчеркну, если работают, используя ИТ.

ЗАМЕЧАНИЕ.

Следует отметить, во многих поисковых исследованиях и в искусстве совершенно не понятно, как ИТ могут помочь ученому (в ряде поисковых работ), художнику, артисту, режиссеру и т.п. специалистам креативно принимать решения; похоже, что это совсем другой случай (из области психологии), но можно только повторить: человек обученный приёмам, активизирующим креативное/творческое мышление, будет соображать быстрее и креативнее, чем без такого обучения. Остальное – от Бога и от правильного руководства.

Остаётся одно – всех без исключения научить креативному мышлению или креативно мыслить. Не следует думать: «зачем всех?» - по тому, что учить нужно с малых лет, когда никто не знает, кто будет кем. И должна быть система в этой учёбе: без пропусков и недомолвок за всё время учёбы: до школы, в школах, в ВУЗах, на курсах повышения квалификации.

Так, как же обучить всех или хотя бы большинство креативно/творчески мыслить? Без активного руководства на уровне министерств – никак. А в министерской системе образования столько догм, что, не смотря на многочисленную критику (типа [3]), там не торопятся меняться.

В частности:

- в дошкольном образовании нет в массовом порядке систематизированного обучения креативному мышлению, нет и всё этим сказано. В основном, через развивающие игрушки, лепку, рисование и музыкальные занятия, остальные занятия направлены на начальное понимание окружающего мира – т.е. как бы, чтобы сами. Иногда это делают воспитатели - энтузиасты;

- в школах, то, что касается обучению творчеству, отнесено на предметы с художественным уклоном и внешкольные кружки, которые охватывают процентов 10 школьников, не более, а также на учителей – энтузиастов. Хотя много рутинной учёбы и в математике (есть калькуляторы), и в русском языке (есть языковой редактор), раньше не было «обществознания» и все от этого не страдали – жизнь достаточно быстро всему научила, а сейчас есть такой предмет, его острая необходимость весьма непонятна. После школы через несколько лет редко кто толком помнит, кроме отличников и хорошистов, элементарные моменты по математике, правила по русскому языку, географические и другие познания, а уж правила общественной жизни так часто меняются (как и ПДД), что их очень сложно уследить, да и пользы от таких знаний для большинства граждан (как и от изменений ПДД) не так много. Т.е. возможностей для незначительного изменения учебных программ, без ущерба для процесса, в пользу обучения креативному мышлению вполне достаточно, тем более, что это чрезвычайно важно – скорее всего, важнее или, по крайней мере, равнозначно обычному получению многопредметных знаний;


- в ВУЗах, там уже произведен отбор успешных будущих специалистов, но судя по множеству ляпов в технических вопросах и в управлении, до массовости нормально умных им ещё очень далеко, тем более, что этому особо и не учат.

Факт есть факт: в министерской педагогической системе массовое обучение креативному мышлению отсутствует.

Как убедить теперь уже два министерства: Министерство образования и Министерство науки и высшего образования? – вот в чём вопрос.

Но… если подойти к проблеме с креативным мышлением, то получим примерно следующее:

- исходные требования:

1) обучать креативному мышлению, начиная с младенчества и на протяжении всего периода обучения под юрисдикцией министерств;

2) обучать не в ущерб действующим ФГОС и педагогическим программам;

- очевидное решение:

1) ввести в действующие ФГОС и педагогические программы обязательное требование: «обучать всех, без исключения, приёмам креативного/творческого мышления, используя возможности действующих программ обучения и существующие реально предметы обучения».

ПРИМЕЧАНИЕ.

Следует особо подчеркнуть, что в первую очередь нужно обучить приёмам креативного/творческого мышления студентов педагогических ВУЗов – будущих воспитателей и учителей.

В дошкольном образовании уже со 2-го года жизни это может быть всё, что связано с ознакомлением с окружающим миром: скорей всего – география и экология, частично музыкальные занятия и художественное творчество.

В школах – этой цели могут послужить география, обществознание и информатика, как предметы, широко охватывающие жизненные потребности и познания человечества.

В ВУЗах и на курсах повышения квалификации – определят сами преподаватели, главное, чтобы задача была поставлена и выполнялась, ведь это не так уж и просто.

Остаётся озаботиться и выработать приёмы обучения креативному/творческому мышлению (литературы по данному вопросу – даже с избытком: более 500 методик [4]), а органично включить эти приёмы в действующие педагогические программы не составит большого труда.


Источники информации.

  1. Курсовая работа: Развитие творческого мышления дошкольников. 2009. www.ronl.ru.

  2. Е.Упилкова. Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста. 2018. www.maam.ru.

  3. В.А.Олевский. Что не так в нашей педагогике. 2018. http://pedgazeta.ru/54376

  4. О литературе к вопросу «Информационные технологии и конструирование». 2017. https://studfiles.net/6445165/ .