ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2019

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что не так в нашей педагогике

Олевский Виктор Аронович, к.т.н., пенсионер,

г.Саров, Нижегородская область

Первый основной посыл (догма) современной педагогики: «Воспитание – неизбежный конфликт, ибо есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется» (Алмазов Б.Н.) [1]. Не так давно смотрел перепалку педагогических учёных, оказывается – это очень серьёзный их лозунг. Для студентов педвузов это сразу же кодировка на большие трудности, причём, навсегда. А, например, дошкольники и довольно часто школьники занимаются с большим удовольствием и с радостью. Не пора ли методически задуматься, а то сразу становится скучно и очень грустно.

Основные претензии к школе и к системе образования:

  1. признать одним из доминирующих направлений: воспитание творческой личности с устойчивой православной моралью, начиная с раннего дошкольного возраста.

РАЗЪЯСНЕНИЕ к православной морали (воспитание против мошенничества и коррупции).



Мошенничество и коррупция – весьма злободневная тема, по крупному им оказывают противодействие СК и прокуратура, насколько успешно – трудно сказать, хотелось бы намного больше и активнее такого противодействия.


В начале о многочисленной малой коррупции.

Все из СМИ наслышаны о многомиллионной коррупции, а по мелочи - это, как так и надо, лишь где – нибудь промелькнёт несколько слов. Мелкий коррупционный развод – это своего рода почти уважаемый бизнес, т.к. не «в особо крупных».

Самый больной для народа вопрос – это здоровье (медицина и еда) и ещё ЖКХ:

- лет 25 назад жене посоветовали врачи по имеющимся симптомам обратиться в московский диагностический центр, обследовалась, через несколько дней я съездил, получил результаты с более, чем с двумя десятками паразитов, а по каждому паразиту отдельное лекарство, на общую сумму порядка 60000 р., а тогда цена хорошей легковой была 20000 р. на вторичном рынке, а мой ежемесячный заработок – 4000 р. Ну и 60 000 р. мне накопить было весьма трудно;

- совсем недавно, после инфаркта, «попал» на обследование в одну престижную клинику, две недели немного по – обследовали меня, а в заключение сказали, что ничего непонятно с моим сердцем, нужно ещё обследоваться. Но не всё так плохо: в больнице 122 в СПб, сделали две манипуляции (коронографию сосудов сердца и их стентирование) за два дня, и … свободен;

- а строительные и другие подряды – всё аналогично, только поймать сложно;

- ЖКХ – это даже рассматривать нет охоты: начиная от энергосберегающих лампочек, многолетней чехарды со счётчиками учёта и заканчивая квитанциями-счетами на оплату. Вот и капремонт – это наш стиль жизни: собрали с нашего небольшого города Сарова сотни миллионов р., а потратить никак не могут по прямому назначению, подрядчиков не хватает, что же делается в больших городах: «Где деньги,… какие деньги?»;


- при покупках продуктов нас призывают: надави на мясо, читай внимательно надписи, знай все продуктовые добавки, ГМО и т.п. Да у нас после школы многие люди не знают какие реки текут в Сибири, как посчитать площадь, объём и многое другое, а тут надо всё знать.


Немного о мошенничестве:

- мошенников в интернете – бесчисленное количество, устаёшь в «спам» отправлять: не бесплатно предлагают большие выигрыши и т.п. развлечения;

- под флагом «товары Почты России» предлагают миллионные выигрыши, только… купи у них какую-то ерунду за хорошие деньги (посмотрите форумы), и «достают» - преследуют месяцами;

- да и многое из мелкой коррупции можно отнести к мошенничеству.


Так «ЧТО же ДЕЛАТЬ?». Вообще-то на этот вопрос ответы должны давать комитеты и министерства, там достаточно специалистов, но пока почему-то эти проблемы для них не главное.

Думаю, что многое зависит от воспитания, начиная с маленьких и так по всем образовательным уровням, следует воспитывать нормальные православные человеческие качества: «не обмани, не воруй» и многие другие подобные. До «перестройки» был моральный кодекс коммунизма, во многом повторяющий и православную мораль, и общество было более-менее адекватно этой морали, а сейчас, по-моему, нет ничего подобного в массовом порядке, вернее – есть, но как-то вскользь;

  1. нужно учить мыслить творчески/креативно, снизив нагрузку на рутинные занятия и, индивидуально, на малоинтересные предметы.

Кстати, в широкой продаже такие учебные пособия есть.

В частности можно было бы учесть нижеследующее:

а) у нас две дочери и шесть внуков и один правнук (двое совсем маленькие): с математической «шишкой» одна дочь и два внука (он и она), для остальных (более 50%) математика, физика, химия – сплошные мучения. Учесть бы это в учебном процессе. Условно «разделите варианты» по уровню успеваемости, например, как в Израиле – это конечно несколько усложнит работу учителя;

б) до 7-го класса по математике детей усиленно мучают бестолковым делом: упражнениями со сложными вычислениями, которые сделать на калькуляторе очень просто и быстро. Зачем? Калькуляторы есть у всех;

в) русский язык (орфография) очень сложный и запутанный, сейчас все набирают тексты на компьютере с текстовыми редакторами и у всех есть компьютеры, так почему бы не облегчить школьную долю, снизив языковую нагрузку? Другое дело умение строить фразы и излагать мысли;

г) по статистике ЕГЭ по экзаменационным предметам получается, что большинство приходится на обязательные – русский язык, математика и ещё обществознание, информатика, английский язык, физика и биология, а все остальные предметы сдают менее 10% школьников. Это тоже не помешало бы учесть в системе школьного образования, например, как в США или ФРГ;

3) нужно уметь преодолевать агрессию и злость.


Весьма актуальная и важная тема, граничащая с терроризмом. В нашей педагогике этой проблемой занимается «педагогическая психология» [3], однако за слишком громадным количеством психологических вопросов немного уделяет внимание умению преодолевать агрессию и злость. Такой предмет студенты выучивают, сдают и … забывают (судя по многолетней работе моей жены в системе ДО и возникающим актам агрессии у молодых людей). В этом вопросе преуспел К.Бютнер [4], только слабо чувствуется это в нашем дошкольном и школьном образовании, да и вряд ли его специально изучают будущие педагоги. Кроме этого, несомненную пользу несёт в себе православие, в частности можно было изучать [2]. Хотелось, чтобы больше внимания в программах обучения уделялось умению преодолевать агрессию и злость.



ПРИМЕЧАНИЕ к «педагогике».

По простоте душевной написал в правительства разных стран эти свои соображения, только из Беларуси ответили по делу, а из РФ – отписка с рекомендацией убеждать всех через СМИ и научную печать. Написал непосредственно в Минобрнауки и комитет ГД по образованию – никто ничего не ответил: мол, умных много, а мы одни. Я знаю, как будет: коллективный разум всегда берёт верх (писал президенту о том, что надо больше про технарей и изобретателей в СМИ вещать, ответили отпиской, а потом: то тут, то там стали представлять).



Используемая литература:

  1. Г.М.Коджаспирова. Педагогика, М., Гардарики, 2004. Учебник для вузов.

  2. Протоиерей Сергий Филимонов. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ И ГНЕВ: СОВЕТЫ ДУХОВНИКА. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2008.

  3. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов. / под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой/- СПб., 2011.

  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М.: Педагогика. 1991.