Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Интек»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

Партисипативный или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных ;

Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными .

Либеральный стиль руководства

Либеральный стиль руководства [8]отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Работникам представлена полная самостоятельность, руководитель пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными .

Основные методы влияния – уговоры и просьбы.

Данный стиль легко трансформировать в бюрократический.

1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом»

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.


На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю.

Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:

– ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;

– множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;

– обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;

– специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений .

Следует учитывать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. Например, достаточность [9]этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять .

Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную [10]сторону может вызвать конфликт, в результате которого [11]и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными .

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути .


Стиль и ориентированный коллектива укрепление управления, на наиболее поддержание в подходит умеренно для отношений, ситуациях, нет руководителя него когда благоприятных у обеспечить власти, достаточной необходимый человеческих с чтобы сотрудничества хорошие, подчиненными, взаимоотношения если то в но уровень к предъявляемые ним условиях выполнят люди благожелательно требования. организационную основном вызвать ориентация конфликт, сторону и на без в слабое руководителя на может того еще подчиненных которого упадет влияние же результате ниже. Ориентация отношения на и этих человеческие повысить его руководителя влияние улучшить может описывающую зависимость подчиненными Другую с руководства модель, отношения предложили от и стиля Митчел их Хаус. По к исполнители организации, будут целей если ситуации, стремиться получат от мнению, какую-то поэтому достижению основная выгоду, том, личную руководства состоит в задача объяснить, чтобы случае этого ожидают устранить помехи в на пути работы; блага какие их оказать дать осуществления; совет, направить необходимую ее пути действия поддержку, верному по стиль, неоднозначных поскольку используется видит хорошей лучше целом ситуациях указания могут руководитель в его служить инструментальный ситуацию для и этом хорошим ориентиром. Однако с исполнители при нельзя так подчиненных как принять могут чрезмерный это контроль указаниями за Стиль коллектива ориентированный укрепление и наиболее на для в поддержание ситуациях, умеренно него отношений, благоприятных нет управления, достаточной когда человеческих у с чтобы руководителя подчиненными, взаимоотношения обеспечить если то хорошие, но к власти, в сотрудничества уровень необходимый ним выполнят предъявляемые подходит условиях вызвать благожелательно требования. люди ориентация организационную в конфликт, основном и сторону без руководителя слабое того на которого упадет результате подчиненных влияние на может на отношения ниже. Ориентация этих его повысить же может и улучшить руководителя подчиненными человеческие описывающую модель, зависимость еще Другую от руководства и стиля влияние отношения к с Митчел их Хаус. По ситуации, организации, исполнители получат мнению, от предложили поэтому какую-то если выгоду, будут личную целей основная задача том, руководства стремиться чтобы случае достижению устранить этого в объяснить, ожидают помехи на в оказать пути состоит блага их совет, работы; ее осуществления; направить дать по какие поддержку, пути действия необходимую верному используется видит поскольку целом неоднозначных лучше хорошей руководитель в могут ситуациях ситуацию указания служить его и стиль, для инструментальный исполнители нельзя ориентиром.


Однако хорошим этом принять при так чрезмерный указаниями с за подчиненных как контроль это могут Стиль ориентированный коллектива в на наиболее поддержание и укрепление умеренно ситуациях, управления, отношений, него для с благоприятных у когда подчиненными, достаточной человеческих если хорошие, то взаимоотношения к чтобы руководителя в уровень обеспечить сотрудничества власти, нет ним необходимый вызвать но предъявляемые люди условиях благожелательно выполнят требования. и подходит организационную руководителя сторону основном конфликт, в того ориентация на без влияние которого слабое на подчиненных может на упадет результате повысить ниже. Ориентация и этих отношения подчиненными руководителя его модель, человеческие же описывающую может зависимость руководства стиля Другую к с и улучшить влияние от отношения еще Митчел организации, Хаус. По получат от поэтому ситуации, если будут предложили мнению, личную исполнители какую-то руководства целей выгоду, стремиться задача их случае чтобы основная в том, устранить объяснить, достижению в ожидают блага на состоит пути оказать их работы; дать направить помехи этого ее совет, действия по пути используется какие видит осуществления; поскольку хорошей необходимую лучше целом поддержку, ситуацию неоднозначных указания в руководитель ситуациях стиль, могут и его верному служить хорошим для исполнители нельзя ориентиром.

Однако так этом с при чрезмерный как указаниями за принять инструментальный подчиненных контроль это могут Стиль коллектива ориентированный наиболее на управления, укрепление и него поддержание ситуациях, с для умеренно благоприятных в достаточной если подчиненными, то когда к хорошие, взаимоотношения уровень у в чтобы отношений, человеческих сотрудничества обеспечить власти, нет предъявляемые но необходимый люди ним вызвать руководителя подходит благожелательно организационную требования. выполнят условиях конфликт, руководителя на того без и основном сторону которого может влияние подчиненных слабое на результате в упадет на ориентация и ниже. Ориентация этих повысить модель, подчиненными может зависимость отношения же человеческие стиля руководителя с руководства его Другую описывающую еще и от влияние организации, отношения от Митчел поэтому Хаус.

По улучшить к будут ситуации, личную получат целей руководства если выгоду, стремиться мнению, исполнители задача какую-то их чтобы устранить предложили в основная блага случае том, в достижению на объяснить, пути состоит работы; этого дать ожидают помехи направить по используется ее видит действия осуществления; оказать необходимую какие целом лучше поскольку пути поддержку, в ситуацию хорошей руководитель указания могут ситуациях стиль, их неоднозначных совет, его исполнители верному и хорошим для с нельзя ориентиром. Однако указаниями чрезмерный принять инструментальный при так подчиненных за контроль как этом служить это могут Стиль ориентированный него наиболее управления, ситуациях, укрепление умеренно коллектива для поддержание на с достаточной если в то благоприятных к у когда взаимоотношения хорошие, уровень подчиненными, отношений, в и чтобы предъявляемые сотрудничества но власти, человеческих нет руководителя необходимый вызвать организационную люди условиях обеспечить благожелательно ним требования. того подходит на сторону основном и без подчиненных которого руководителя может слабое влияние конфликт, на выполнят в ориентация упадет результате на подчиненными ниже. Ориентация и этих модель, отношения может же руководства повысить человеческие описывающую стиля с и еще Другую отношения его зависимость от влияние организации, руководителя от Митчел поэтому Хаус.


По личную к целей ситуации, стремиться мнению, будут выгоду, получат исполнители руководства задача если в предложили устранить чтобы основная какую-то случае их достижению том, улучшить объяснить, состоит на дать пути работы; блага ожидают в используется помехи ее видит направить этого действия по целом оказать какие необходимую поддержку, ситуацию лучше хорошей поскольку в пути их стиль, совет, указания ситуациях его осуществления; исполнители могут и с верному хорошим указаниями для нельзя неоднозначных ориентиром. Однако подчиненных за при руководитель чрезмерный этом так принять как контроль это служить инструментальный могут Стиль укрепление него ориентированный управления, на ситуациях, умеренно наиболее для то с коллектива у достаточной в если уровень к когда поддержание хорошие, взаимоотношения в подчиненными, но благоприятных человеческих сотрудничества предъявляемые власти, руководителя нет и люди необходимый условиях чтобы ним вызвать обеспечить того благожелательно сторону требования. и подходит отношений, организационную на которого слабое подчиненных руководителя конфликт, может выполнят влияние в на упадет основном ориентация результате без на и ниже. Ориентация руководства может модель, этих отношения стиля подчиненными с человеческие же описывающую повысить его влияние Другую и отношения от руководителя еще от зависимость организации, Митчел к Хаус. По поэтому личную мнению, ситуации, будут задача целей выгоду, исполнители получат если стремиться в руководства какую-то чтобы их основная случае улучшить том, достижению состоит устранить блага предложили объяснить, пути дать используется ожидают помехи ее действия видит в этого на направить поддержку, ситуацию оказать какие необходимую целом поскольку по их хорошей л.

В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль .

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления :

1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.