Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить статью А.Ю. Аверинцева «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи», в которой он пишет, что «благословенная трудность семьи — в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к Другому» [цит по 6]. По мнению ученого мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский образ, так сказать, понять ее изнутри и наоборот. Родители и дети должны быть одним целым. В данной статье вся женская и мужская сущность рассматривается с точки зрения христианских учений на примере богов.

Рассмотрению гендерных ролей в мифологических системах уделил внимание А.Е. Наговицин. Ученый рассматривает роли мужчины и женщины в семье с точки зрения мифологических систем. Главной функций семьи, по мнению автора, является поддержание социальных норм. Второй по значимости функцией является жизнеобеспечение. В рассматриваемый Наговициным период главные роли играли мужские божества. В космогонических системах разных народов в переходный к государству период мужские мифологические персонажи занимают ведущие роли в социальном и правовом пространстве. Со временем эта функция возвращалась женским персонажам, но существовала параллельная ответственность со стороны мужчины и женщины. По мнению Наговицина, на протяжении развития мифологических систем от родового строя к государственному выявляется постоянная гендерная роль женских божеств, связанная с понятием судьбы [цит по 4]. Кроме этого практически во всех мировых мифологических системах женские божества были связаны с идеей посмертного существования души и судьбы человека. При развитии государственных структур прослеживается замена женских божеств на мужские. Еще одной особенностью общества в государственный период играет то, что половая принадлежность правителя начинает играть все меньшую определяющую роль в системе государственных институтов. В эпоху становления государства такая функция общества, как поддержание социальных норм отходит на второй план, а функция жизнеобеспечения становится главной функцией. В период ранних государств женщине передается функция покровительницы культуры, за ней закрепляются семейные отношения, продолжение рода. В период же перехода от матриархата к патриархату наблюдается вытеснение женских образов мужскими богами войны. Таким образом, автор делает вывод о том, что при изменении родо-семейных отношений на государственные происходит замена части главных женских божеств на мужские [цит по 4].


Что значит быть женщиной? Как это? Эти вопросы актуализирует в своей статье «Искусство быть женщиной» А.Р. Абдуллин [цит по 1]. На эти вопросы можно дать множество ответов, они могут быть и банальны, и научны, например, «быть женщиной» означает быть хорошей матерью, женой. Но нам нужна истина того вопроса. По мнению Абдуллина, она заключается в том, что женщину делает женщиной — женственность, но женщина не может быть женственной, если ей не открылся дар — любить [1]. Истиной является и то, что каждая женщина по-своему хороша, так как женственность есть истина и способ бытия любой женщины.

1.2 Описание воспитательного климата в семье

Семья — важная и одновременно сложная социальная ячейка общества, необходимый элемент его нормального развития, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворение естественных потребностей человека в любви и общении. Семья — большое благо и радость для человека, но вместе с тем она требует от него немалых усилий и порождает большое число повседневных житейских забот, в том числе — и этого не следует скрывать — материального характера.

В семье отражаются, а нередко и сталкиваются разнообразные связи и интересы ее членов, которые находятся под воздействием многих факторов (экономических, социальных, правовых, моральных) и создают такие «вечные» социальные проблемы, как отношения старшего и младшего поколений, взаимоотношения полов, свобода расторжения брака, положение внебрачных детей и детей, оставшихся без родителей. Все эти сложные аспекты семейной жизни должны внимательно изучаться для правильной оценки сущности и возможностей семьи и дальнейшего ее укрепления, в чем в равной мере заинтересованы как члены семьи, так и общество в целом[1].

Специалисты, занимающиеся изучением проблем семейной жизни, накопили большой фактический и экспериментальный материал о семейных отношениях, раскрыли многие тайны, познали глубинные процессы человеческого организма и уже сегодня могли бы во многом помочь как молодым супружеским парам, так и людям с семейным стажем. Однако проблемы семьи трудно освещать в популярной форме. Люди не любят начетничества, назидания, нотации, которые, к сожалению, нередко встречаются в работах о семье и браке [6].

Ключевое условие семейного благополучия, его фундаментальная основа – чувство любви и притяжение друг к другу. Конечно, и в благополучных семьях случаются раздоры по поводу разделения семейных обязанностей, воспитания детей и отношений с родителями. Но при этом супруг и благоверная всякий раз испытывают, несмотря на временные разногласия, чувство люби и уважения друг к другу. Естественно, бывают исключения, когда только один из супружеской четы несет в себе данную «цементирующую» брак – «ЛЮБОВЬ». Но тогда она обязана быть такой крепкой, чтобы могла возместить аналогичное чувство у другой половинки. И зачастую как раз это глубокое чувство может со временем вызвать настолько же сильную ответную реакцию в душе у менее щедрого на эмоции спутника жизни.


Родители защищают и материально обеспечивают детей.

Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.

Ребенок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всем, независимо от обстоятельств.

В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи [5].

Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.

По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.

Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребенку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование - это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.

Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами [8].

Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребенка:

  1. Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод - стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребенка.
  2. Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод - мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребенка.
  3. Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
  4. Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребенка. Вывод - стараться замечать и признавать хорошие качества у ребенка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребенку, в которой он так нуждается.
  5. Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребенок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод - родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
  6. Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
  7. Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребенок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод - разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
  8. Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребенка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребенка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод - непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребенка.
  9. Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод - любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребенка таким, какой он есть, он мое продолжение…» [10].

Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи - воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.

ГЛАВА 2. Воспитательные возможности семьи в развитии личности ребенка

2.1 Воспитание в семье

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи - это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.


Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

2.2 Методы воспитания

Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.