Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления, уплаты и отчетность по НДФЛ в ООО «ОАЗИС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопоставление изменения объемов основных видов доходных источников региональных бюджетов в 2016 и 2017 гг. позволяет сделать следующие выводы.

С 2016 г. вектор динамики региональных доходов в среднем по России изменил направление со спада на рост. При этом темпы роста налоговых поступлений были достаточно высоки: из 78 регионов, имеющих положительную динамику налоговых и неналоговых доходов в 2016 г., у 52 регионов доходы выросли более чем на 10% в номинальном выражении.

В реальном выражении доходы выросли у 65 регионов, при этом у 16 из них темп роста превысил 10%. Наибольший вклад в прирост доходов обеспечил налог на прибыль организаций. В 2016 г. поступления по данному налогу в реальном выражении выросли у 68 регионов, при этом темп роста более 25% наблюдался в 29 субъектах Российской Федерации.

В 2017 г. в динамике доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сохранился положительный тренд. Однако после «рывка» 2016 г. темпы роста поступлений в региональные бюджеты стали более умеренными как в номинальном, так и в реальном выражении.

В 2017 г. доходы выросли у 69 регионов в номинальном выражении и у 63 регионов – в реальном. Существенно сократился темп поступлений налога на прибыль. Если количество регионов, у которых доходы по налогу на прибыль в реальном выражении выросли, осталось примерно на уровне 2016 г. (64 региона), то количество регионов с темпом роста поступлений по налогу на прибыль свыше 25% сократилось с 29 до 18.

Необходимо отметить увеличение числа регионов, демонстрирующих рост поступлений по НДФЛ в реальном выражении. В 2016 г. число таких регионов составляло 51, в 2017 г. оно выросло до 73. В 2016 г. поступления по НДФЛ снижались в реальном выражении у 33 регионов. В 2017 г. число таких регионов сократилось до 12.

Наилучшую динамику налоговых и неналоговых доходов в 2017 г. продемонстрировали Республика Крым (47%1), Ненецкий автономный округ (43%), Республика Калмыкия (29%), Белгородская (26%) и Кемеровская (26%) области. Все перечисленные регионы стали лидерами роста благодаря увеличению поступлений налога на прибыль. При этом в указанных регионах темпы роста поступлений налога на прибыль в 2017 г. были экстремально высокими: 239% в Республике Калмыкия (в 2016 г. рост поступлений по данному налогу составил 26%), 222% в Республике Крым (в 2016 г. имел место спад поступлений на 18%), 108% в Ненецком автономном округе (в 2016 г. – сокращение на 55%), 99% в Белгородской области (рост на 5% в 2016 г.), 97% в Кемеровской области (рост на 11% в 2016 г.) Обратим внимание, что из регионов, лидировавших по росту поступлений налога на прибыль в предыдущем году, свои позиции сохранила только Республика Тыва (139% в 2016 г. и 70% в 2017 г.). В Республике Ингушетия прирост поступлений налога на прибыль составил 100% в 2016 г., а в 2017 г. имеет место сокращение данного показателя на 10%.


По отдельным регионам наблюдается значительное снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. Так, налоговые и неналоговые доходы Чукотского автономного округа и Сахалинской области сократились на 22 и 17% соответственно по сравнению с уровнем предыдущего года, доходы Кабардино-Балкарской Республики – на 15%. Отметим также сокращение налоговых и неналоговых доходов Ханты-Мансийского автономного округа, которое продолжается с 2016 г. (-9% в 2016 г. и -7% в 2017 г.). Таким образом, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдаются более сдержанные темпы роста поступлений в региональные бюджеты по суммарным налоговым и неналоговым источникам и по налогу на прибыль. Вместе с тем имеет место рост доходов от НДФЛ в реальном выражении, что косвенно свидетельствует о росте доходов населения.

Таким образом, подоходный налог занимает не последнее место по значимости источников государственных доходов, в сравнении с другими налогами. Поступления от налога на доходы занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней.

Можно обозначить основные направления совершенствования механизма исчисления НДФЛ в Российской Федерации:

  • изменение составляющих необлагаемых доходов;
  • дополнительное увеличение размеров налоговых вычетов;
  • определение возможностей для применения прогрессивной шкалы налогообложения;
  • разделение таких понятий как «дивиденды» и «оплата труда»;
  • разработка методов выявления «обезличенных» доходов, которые получены в натуральной форме;
  • повышение инновационной активности физических лиц;
  • переход к уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства.

Стоит рассмотреть каждое направление в развернутом виде.

Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц происходит постоянно и невозможно ограничиться только несколькими направлениями. Существуют общие проблемы, которые могут повлиять также на систему исчисления данного налога, поэтому следует указать предпочтительные изменения с учетом остроты проблем макроэкономического регулирования:

  • увеличение стандартного налогового вычета до соответствия величине прожиточного минимума ребенка;
  • закрепление четких правил в законодательстве об индексации фиксированных размеров стандартных налоговых вычетов, учитывая инфляцию в стране, что помогло бы предотвратить постоянное снижение их реальной стоимости;
  • увеличение сумм социальных налоговых вычетов и предоставление их определенным категориям налогоплательщиков, а также право переноса сумм данных вычетов на следующий налоговый период;
  • уменьшение размера социальных и стандартных вычетов с учетом роста доходов налогоплательщика либо полное его ограничение на данные вычеты;
  • изменение возможности получения социальных налоговых вычетов в течение периода, в котором произведены расходы, а не по окончании такового;
  • отмена запрета на повторное предоставление имущественного налогового вычета на новое строительство или приобретение жилья и установление периодичности его использования с ограничением права повторного использования суммарной величиной полученного налогоплательщиком дохода за этот период;
  • введение необлагаемого минимума равного прожиточному минимуму, для наименее обеспеченных и социально защищенных категорий налогоплательщиков.

Установление необлагаемой базы откроет новые возможности, в частности, это может помочь отменить некоторые виды льгот, потому что налогоплательщики с низким уровнем доходов являются их основными получателями. Необходимость введения необлагаемой базы совершенно очевидна, к тому же введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц соответствует основополагающим принципам налогообложения. Один из них сформулирован еще А. Смитом гласит, что налогоплательщик, получающий большие доходы, должен нести большее налоговое бремя в сравнении с малоимущими налогоплательщиками.

Безусловно, претворение в жизнь предлагаемых выше направлений приведет к некоторым потерям налоговых поступлений в бюджет. Для того чтобы компенсировать уменьшение доходов бюджета, необходимо будет прибегнуть к прогрессивному налогообложению налога на доходы физических лиц. Потому что такая мера будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Такие реформы потребуют от Правительства РФ скрупулезной разработки законодательства в сфере налогообложения доходов, нужно будет усилить контроль над уплатой данного налога, а это может повлечь за собой политическую и социальную напряженность. Именно такие жесткие меры, могли бы позволить эффективно бороться с бедностью населения, существующим экономическим неравенством, и большой дифференциацией населения по уровню доходов.

Главное преимущество такого вида налогового регулирования — это справедливое распределение тяжести налогового бремени на различные по уровню доходов категории налогоплательщиков. Если рассматривать прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, опираясь на принципы кейнсианского подхода, то она является важной составляющей, работая как большой стимул для экономической деятельности и расширения платежеспособного спроса. В данном подходе от налога на доходы физических лиц освобождаются самые низкие доходы, а к средним и особенно высоким доходам применяется прогрессивная шкала налогообложения.

Низкие и средние доходы при таком подходе, быстро расходуются на потребление, а значит, расширяют платежеспособный спрос и стимулируют производство. Высокие доходы значительно сберегаются, оказывая меньшее влияние на спрос и рост производства. Поэтому существует мнение, что следование кейнсианским принципам налогообложения подоходного налога с применением прогрессивной ставки является наиболее социально справедливым, потому что способствует перераспределению доходов в пользу малоимущих слоев населения и финансированию государственных расходов, что в целом расширяет платежеспособный спрос и благоприятно влияет на развитие экономики.


Для совершенствования налогообложения механизма исчисления налога на доходы физических лиц физических лиц требуется дальнейшее изучения оценки тяжести налогов для населения и рассмотрения индивидуальной платежеспособности как принципа в построении налоговой системы государства. Платежеспособность физических лиц должна стать основным критерием расчета налоговой нагрузки на население каждого региона Российской Федерации. Из-за того, что использование налоговых льгот в России сталкивается с трудностями их применения и контроля, налог на доходы физических лиц должен действовать по прогрессивной ставке.

На сегодняшний день существует большая необходимость в разработке и претворении в жизнь последовательной, социально и экономически обоснованной налоговой политики в сфере механизмов исчисления налога на доходы физических лиц. Российское законодательство сейчас находится на стадии поэтапного усовершенствования, постоянные изменения говорят о развивающейся сущности механизмов совершенствования исчисления налога на доходы физических лиц.

Также разумно было бы установить уменьшенную ставку налога на доходы физических лиц в размере 13% на такие виды деятельности, где присутствуют реальные затруднения налогового контроля над доходами граждан. Такие как доходы от сдачи гражданами внаем жилых и нежилых помещений, для автоперевозчиков, для частных преподавателей и для прочей частной деятельности. Для всех прочих видов доходов, а это основные группы населения, которые получают среднюю по стране заработную плату, лучше было бы ввести минимальную ставку налога не превышающую 7 — 8%, при этом оставить ставку в размере 30% для тех категорий граждан, которые получают действительно значительные доходы.

Приемлемая ставка для разных групп населения должна определяться, в первую очередь исходя из размера доходов, уменьшенных на величину требуемых затрат. Разделение доходов по их видам не допустимо, поскольку это будет способствовать значительному расширению схем оптимизации налога. Таким образом, в свое время, пониженная ставка подоходного налога на доходы, которые выплачивались в виде дивидендов, привела к выплате больших сумм, не относящихся к заработной плате граждан.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.


Заключение

Система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

В современных условиях система налогообложения доходов физических лиц выполняет несколько социально-экономических функций по регулированию доходов населения, стимулированию предпринимательской деятельности и обеспечению накопления доходов бюджета. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из важнейших федеральных налогов. С точки зрения доходов бюджета этот налог занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль организаций.

Налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны. Нельзя забывать, что он является и одним из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства. Налог на доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX - начала XX столетия, и за всю историю существования доказал на практике свою действенность и жизнеспособность.

Все граждане, резиденты и нерезиденты, обязаны исполнять обязательства по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Если доход является заработной платой сотрудника, определенной трудовым договором, или вознаграждением по договору ГПХ, то обязанность по расчету и перечислению НДФЛ в бюджет несет налоговый агент. В случае с некоторыми видами других доходов, налогоплательщик должен сам подсчитать, сколько подоходный налог составит с его доходов, заявить о них и представить налоговому органу декларацию.

Все виды и размеры ставок налога на доходы физлиц устанавливаются ст. 224 Налогового Кодекса РФ. Налоговые ставки по НДФЛ различаются в зависимости от статуса налогоплательщика формы его дохода.

Подоходный налог с физлиц налоговики собирают со всего работающего населения страны, облагая этим сбором зарплату, дивиденды, вклады и выигрыши. Исключение составляют лишь те виды доходов, которые получены в виде социальных выплат от государства – они, согласно законодательству России, освобождаются от уплаты НДФЛ.

Внесение изменений в налоговое законодательство происходит ежегодно. Правила Налогового кодекса РФ корректируются, изменяются, вводятся новые. Все эти действия направлены на повышение эффективности налоговой системы.