ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что новые информационные технологии бурными темпами внедряются во все сферы деятельности жизни людей. Появление локальных и глобальных сетей передачи данных предоставило пользователям компьютеров новые возможности оперативного обмена информацией.

Если до недавнего времени подобные сети создавались только в специфических и узконаправленных целях (университетские сети, сети военных ведомств, спецслужб и так далее), то развитие Интернета и аналогичных систем привело к использованию глобальных сетей передачи данных в повседневной жизни практически каждого человека. Информация, как ресурс, несет в себе значительную ценность, поэтому при нынешней информатизации общества очень важно сохранить целостность и неприкосновенность передаваемой информации.

Информация сегодня – ценные ресурс, от которого зависит как функционирование предприятия в целом, так и его конкурентоспособность. Угроз безопасности информационных ресурсов предприятия много – это и компьютерные вирусы, которые могут уничтожить важные данные, и промышленный шпионаж со стороны конкурентов преследующих своей целью получение незаконного доступа к информации, представляющей коммерческую тайну, и много другое. Поэтому особое место приобретает деятельность по защите информации, по обеспечению информационной безопасности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема ИБ и защиты информации исследовалась в трудах ведущих российских ученых Белова Е.Б., Галкина А.П., Герасименко В.А., Шелухина О. И., Хорева А.А., Ярочкина В.И. За несколько последних лет принят ряд нормативных правовых актов по этим вопросам. Из них только некоторые относятся к информационной безопасности и касаются только лишь общих положений обеспечения безопасности (например, Закон РФ «О безопасности»).

Объектом исследования являются аспекты информационной безопасности.

Предметом исследования является информационная безопасность и методы ее защиты.

Цель курсовой работы – рассмотреть виды и состав угроз информационной безопасности.

Задачи:

- определить основные понятия теории информационной безопасности.

- дать характеристику составляющим информационной безопасности .

- рассмотреть особенности защищаемой информации.

- определить классификацию угроз информационной безопасности.

- проанализировать вредоносные программы.

- исследовать методы защиты информации.


Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.

Методологическую базу составляют: методы комплексного и системного анализа на основе междисциплинарного исследования актуальных проблем (основных понятий, предмета, структуры информации и безопасности, а также отношений, возникающих в связи с этим и их отражением в праве и законодательстве России); общенаучные методы познания и др.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основные понятия теории информационной безопасности

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Под понятием «информационная безопасность» часто понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры (системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и обслуживающий персонал) от любых воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений[1].

Основными целями обеспечения информационной безопасности является защита государственной тайны, конфиденциальной информации общественного значения и личности, защита от информационного воздействия.

С развитием средств информационных коммуникаций, а, следовательно, и возможности нанесения ущерба информации, которая хранится и передается с их помощью, возникла информационная безопасность (ИБ).

Основной задачей ИБ до 1816 года была защита разного рода информации, которая имеет для субъекта (организации или конкретного человека) особое значение. Внедрение и использование возможностей радиосвязи выявило необходимость обеспечения защищенности радиосвязи от помех с помощью применения помехоустойчивого кодирования и декодирования сигнала. Позже появились радиолокационные и гидроакустические средства (1935 год), ИБ которых обеспечивалась через повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия радиоэлектронных помех[2].


Начиная с 1946 года, с широким использованием в практической деятельности электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ИБ достигалась, в основном, с помощью ограничения физического доступа к оборудованию, которое содержало или обрабатывало защищаемую информацию. С 1965 года развивались локальные сети, информационная безопасность которых в основном достигалась путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.

С началом использования мобильных коммуникационных устройств, угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее и сложнее. Потребовалась разработка новых методов безопасности, так как для передачи и хранения информации широко использовались беспроводные сети передачи данных. Появились хакеры – сообщества людей, целью которых было нанесение ущерба ИБ разного объема (от отдельных пользователей до целых стран). С тех пор обеспечение информационной безопасности становится важнейшей и обязательной составляющей безопасности страны.

С развитием глобальных сетей для решения задачи информационной безопасности должны решаться через создание макросистемы информационной безопасности всего человечества. Передача, обработка, хранение информации сегодня происходит исключительно с помощью информационных систем. Глобальные сети позволяют решать огромный спектр задач области связи (например, через электронную почту, мобильные телефоны), развлечений (MP3, цифровое телевидение, игры), транспорта (двигатели, навигация), торговли (кредитные карты, интернет-магазины), медицины (оборудование, архивы медицинских материалов)[3].

Таким образом, задачи информационной безопасности состоят в защите информации методами обнаружения, предотвращения и реагирования на атаки.

Информационная безопасность определяется способностью ее субъекта (государства, общества, личности):

-обеспечивать информационные ресурсы для поддержания своего устойчивого функционирования и развития;

-противостоять информационным угрозам, негативным воздействиям на сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации;

-вырабатывать навыки и умения безопасного поведения;

-поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам защиты информации.

Защита информации осуществляется проведением комплекса мероприятий, направленных на обеспечение ИБ. Для решения проблем информационной безопасности нужно, прежде всего, выявить субъекты информационных отношений и их интересы, связанные с использованием информационных систем (ИС). Оборотной стороной использования информационных технологий являются угрозы ИБ[4].


Таким образом, подход к обеспечению ИБ может существенно различаться для разных категорий субъектов. Для одних на первом месте стоит секретность информации (например, государственные учреждения, банки, военные институты), для других эта секретность практически не важна (например, образовательные структуры). Кроме того, ИБ не сводится только к защите от несанкционированного доступа к информации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки или получить моральный ущерб), например, от поломки системы, которая вызовет перерыв в работе ИС. Примером такого проявления могут быть те же образовательные структуры, для которых сама защита от несанкционированного доступа к информации не так важна, как важна работоспособность всей системы.

1.2. Составляющие информационной безопасности

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов любого уровня безопасности – национального, отраслевого, корпоративного или персонального. Основная проблема ИБ состоит в том, что она является составной частью информационных технологий.

Технологии программирования не позволяют создавать безошибочные программы, что не может обеспечить информационную безопасность. То есть существует необходимость создавать надежные системы ИБ с использованием ненадежных программ. Такая необходимость требует соблюдения архитектурных принципов и контроля защищенности при использовании ИС.

Также с развитием информационно-коммуникационных технологий, с постоянным использованием сетей значительно выросло количество атак. Но это нельзя назвать самой большой проблемой информационной безопасности, так как гораздо значительнее проблемы, связанные с постоянным обнаружением новых уязвимых мест в программном обеспечении и, как следствие, появления новых видов атак.

Над уничтожением таких уязвимых мест трудятся разработчики абсолютно всех разновидностей операционных систем, поскольку новые ошибки начинают активно использоваться злоумышленниками.

В таких случаях системы ИБ должны иметь средства противостояния разнообразным атакам. Атаки могут длиться как доли секунды, так и несколько часов, медленно прощупывая уязвимые места (в таком случае вредоносная активность практически незаметна). Действия злоумышленников могут быть нацелены на нарушение как отдельно взятых, так и всех составляющих ИБ – доступности, целостности и конфиденциальности[5].


Самым слабым звеном в обеспечении информационной безопасности чаще всего оказывается человек. Немаловажным вопросом в обеспечении ИБ является приемлемость ущерба. Это значит, что стоимость средств защиты и необходимых мероприятий не должны превышать размер ожидаемого ущерба, иначе это будет экономически нецелесообразным. Т.е. с каким-то возможным ущербом придется смириться (т.к. от всех возможных ущербов защититься невозможно), а защищаться необходимо от того, с чем смириться является невозможным.

Например, чаще всего недопустимым ущербом ИБ является материальные потери, а целью защиты информации должно быть уменьшение размеров ущерба до допустимых значений.

Субъекты, использующие информационные системы, которые могут быть подвержены разного рода вмешательствам со стороны посторонних лиц, прежде всего, заинтересованы в обеспечении доступности (возможности за приемлемое время получить необходимую информационную услугу), целостности (актуальности и непротиворечивости информации, ее защищенности от разрушения и несанкционированного изменения) и конфиденциальности (защиты от несанкционированного доступа к информации) информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.

Доступность признана важнейшим элементом информационной безопасности, так как если по каким-либо причинам информационные услуги становится невозможным получить (предоставить), то это, безусловно, наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно важна роль доступности информации разного рода системах управления – государством, производством, транспортом и т.п.

Недопустимые потери (как материальные, так и моральные) может иметь, к примеру, недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей (продажа билетов, банковские услуги и т.п.). Целостность оказывается важнейшей составляющей информационной безопасности в тех случаях, когда информация имеет значение «руководства». Например, нарушение целостности рецептуры лекарств, медицинских процедур, характеристик комплектующих изделий, хода технологического процесса могут привести к необратимым последствиям[6].

Также важным аспектом нарушения ИБ является искажение официальной информации. К сожалению, в современных условиях практическая реализация мер по обеспечению конфиденциальности информации наталкивается на серьезные трудности.

Итак, на первом месте в спектре интересов субъектов информационных отношений, которые реально используют информационные системы, стоит доступность. Практически не уступает ей по важности целостность, т.к. нет смысла в информационной услуге, если она содержит искаженные сведения или несвоевременно предоставляется. Наконец, конфиденциальность присуща как организациям (например, в школах стараются не разглашать личные данные школьников и сотрудников) и отдельным пользователям (например, пароли).