Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях практически все системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации.

Информация становится фактом, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Увеличились информационные потоки, повысились требования к скорости обработки информации, значит, большинство операций не возможно осуществлять вручную. Требуется применение вычислительных машин, новых компьютерных технологий, а также сбор, обработка, поиск и хранение информации в базах данных.

Решение этих задач при помощи вычислительной техники позволяет повысить производительность труда работников, увеличить скорость обработки информации и обеспечить большую ее достоверность.

Поэтому в данном курсовом проекте будут рассматриваться вопросы проектирования и использования базы данных.

Целью курсового проектирования является закрепление навыков по разработке информационного и программного обеспечения информационных систем, развитие умения выбирать инструментальные средства проектирования баз данных, приобретение практических навыков по созданию сопровождающей документации.

Предметной областью проекта является автоматизированное рабочее место работников салона красоты.

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Выбор комплекса задач автоматизации

По заданию требуется разработать информационную систему для автоматизации учета информации об оказываемых услугах и записи посещений салона красоты. Наша цель – спроектировать базу данных, в которой будет храниться информация об услугах оказываемых салоном красоты; о сотрудниках, работающих в данном салоне; о клиентах; и ведется общий журнал посещений. Подразумевается, что информация накапливается постоянно с каждым днем, она может изменяться.

База данных, несомненно, носит характер фактографической информационной системы и должна выдавать однозначные сведения на поставленные запросы. Конечными пользователями базы данных являются менеджеры салона красоты, которые относятся к категории пользователей не искушенных в вопросах ведения, администрирования баз данных и поддержании их в актуальном состоянии. Это накладывает определенные требования на разработку системы управления базой данных, при которой все методы доступа, поиска и большинство функций администрирования скрыты внутри программы и прозрачны при работе что, несомненно, скажется на разработке программного интерфейса.


В салоне красоты работает несколько специалистов, оказывающих определенные услуги:

  • мастер по наращиванию волос;
  • мастер маникюра;
  • мастер по наращиванию ресниц;
  • стилист и визажист.

Важную роль в работе всей организации занимает администратор салона.

Администратор выполняет следующие функции:

  • встреча и консультация клиентов;
  • информирование клиентов о новых услугах и предложения;
  • получение оплаты за оказанные услуги;
  • внесение в книгу клиентов информации о клиенте;
  • запись клиентов к мастерам;
  • ведение графика работ персонала;
  • ведение книги информации о клиентах;
  • ведение книги информации о персонале;
  • составление отчетов о работе персонала за период;
  • составление отчетов об оказанных услугах за период;
  • составление отчетов о количестве обслуженных клиентах.

Опираясь на качественно обработанную информацию администратором, владелец организации может проанализировать деятельность салона в целом:

  • получить достоверную информацию о доходе;
  • о наиболее популярных услугах;
  • спрогнозировать наиболее загруженные дни;
  • сформировать размер заработной платы персонала;
  • проанализировать эффективность рекламы и рекламных акций.

В салоне красоты обработка информации администратором ведется ручным способом, что существенно влияет на качество и временные затраты по составлению отчетов и получение соответствующей аналитической информации. Велика вероятность ошибок при расчетах. В связи с этим, было принято автоматизировать работу администратора салона красоты.

    1. Характеристика существующих бизнес – процессов.

Средой функционирования системы «Салон красоты» является область действий данной организации в пределах которой она функционирует.

Объект управления представляет собой услуги оказываемые салоном, сотрудников, обеспечивающих работу данной организации.

Субъект управления представляет собой совокупность действий салона красоты направленной на обслуживание клиентов, в пределах среды функционирования.

Цель управления состоит в автоматизации учёта действий по обслуживанию клиентов.

Для достижения этой цели в процессе управления решаются следующие информационные задачи:

  • оказание услуги (ввод данных об оказанной услуге);
  • ведение и коррекция стоимости услуг в прайс-листе (групповое изменение цен с заданным коэффициентом);
  • еженедельное обновление графика работы мастеров (ввод или изменение графика работы на неделю);
  • ежемесячная отчетность (формирование ведомости оказания услуг по установленной форме);
  • передача устаревших документов в архив (удаление в архив данных об оказанных услугах за прошедший месяц);
  • поиск телефона нужного мастера по его ФИО;
  • выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели;
  • выборка ФИО мастеров, выполнявших заданный вид работ в заданном интервале времени;
  • расчет стоимости работ определенного мастера за какой-либо месяц;
  • диаграмма: расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг;
  • расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели (перекрестный).
    1. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.

При разработке информационной системы требуется описать знания об информации. Для этого на разных этапах разработки ИС применяются различные информационные модели, которые представляют собой формальные и полу формальные способы описания знаний об информации. Рассмотрим подробнее информационные модели, на примере диаграммы потоков данных и модели «сущность-связь».

Для наглядного представления информационных потоков строится диаграмма потоков данных (ДПД), которая показывает перемещение данных между различными процессами их обработки. Можно увидеть, где данные берут свое начало и куда они в итоге поступают, какие функции системы используют информацию от других функций. Все это помогает устранить избыточные или неэффективные операции, уменьшить затраты на обработку информации, наглядно показать документооборот. Существует несколько разновидностей ДПД, которые отличаются составом компонентов и правилами их соединения. В данном случае будем использовать диаграмму, которая состоит из 4-х видов компонентов: процессов, накопителей, внешних объектов и потоков данных.

Внешний объект – это предмет или лицо, являющийся приемником или источником информации и не входящий в состав системы. Обычно в виде внешних объектов изображают конечных пользователей системы.

Процесс преобразует входной поток данных в выходной в соответствии с заданным алгоритмом. Удобно представить себе, что процесс – это существующая или будущая программа, которая помогает пользователям решить ту или иную задачу обработки данных.

Накопитель данных – это некоторое место или устройство для хранения информации (файл, папка с однородными документами, база данных).

Поток данных – это информация, передаваемая от одного блока диаграммы к другому. Поток данных изображается в виде линий со стрелкой от источника к приемнику.

Параметрами каждого блока на ДПД являются номер, имя, поле физической реализации и описание. Нумерация блоков производится в соответствии с их иерархией.

Для ИС «Салон красоты» составляется несколько иерархически связанных диаграмм: каждая диаграмма соответствует одному из уровней функциональной диаграммы.

Самый верхний уровень имеет номер 0 и называется контекстным, так как он наглядно показывает информационные связи системы с внешним миром (контекстом). На этом уровне внешние объекты связаны входными и выходными потоками данных с главным процессом.

Затем главный процесс разбивается на несколько дочерних процессов, связанных потоками данных. Это разбиение соответствует второму уровню ДПД и изображается в виде отдельного чертежа. Детализация процессов ведется до тех пор, пока процессы не станут простейшими: с процессом должно быть связано не более трех входящих и выходящих потоков данных.


Модель бизнес-процессов салона красоты представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Контекстная диаграмма – «Деятельность организации»

Первая декомпозиция - разбиение контекстной диаграммы на несколько составляющих (Рисунок 2), демонстрируется, какие процессы протекают внутри организации. Показано как внешняя среда действует на организацию изнутри, что с чем связанно, а так же что из чего получается.

Рисунок 2 – Первая декомпозиция

Вторая декомпозиция - более детальная разбивка каждого блока первой декомпозиции. То есть более глубокое рассмотрение конкретного процесса. На Рисунке 3 мы видим, как внешняя среда взаимодействует процессами, которые протекают на уровне «Прием заказа».

Рисунок 3 – Вторая декомпозиция – «Приём заказа»

На модели информационных потоков организации (DFD) непосредственно показаны источники и получатели информации, потоки данных между процессами, а так же как хранятся данные. На концептуальной диаграмме (Рисунок 4) демонстрируется связь системы с ее окружением.

Рисунок 4 – Концептуальная диаграмма

На Рисунке 5 демонстрируется модель потоков данных для функции «Салон красоты». На диаграмме имеются процессы, внешние сущности и связи между ними.

Рисунок 5 – Концептуальная диаграмма

Диаграмма Use Case для всех выявленных сценариев внутри выбранного процесса (не менее трёх UC). А именно Создать заказ. (Рисунок 6).

Рисунок 6 –Диаграмма Use case.

Текстовое описаниеUseCase. Создать заказ и обработатьуслугу.

Создать заказ.

        1. Получить от Клиента информацию о необходимой услуге.
        2. Проверить график.
        3. Согласовать дату и время оказания услуги.
        4. Занести информацию в Базу Данных.

 1.4. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.

Современный рынок предлагает многообразие программных продуктов, позволяющих решить вопрос взаимодействия с клиентом. Но любой программы недостаточно. Действительно эффективной на практике станет система, в которой успешно реализованы принципы управления и специфика бизнес-процессов салона красоты (парикмахерской, маникюрного, массажного, спа-салона).


Рассмотрим два наиболее широко представленных на рынке программных продуктов для работы администратора в салоне красоты. Которые пользуются наибольшей популярностью в сфере индустрии красоты. Приведенные ниже программные продукты могут быть внедрены практически салон любой структуры.

«Комильфо: Салон красоты»

Программный продукт Комильфо: «Салон красоты, ред. 1» разработан на платформе «1С: Предприятие 8» и предназначен для автоматизации оперативного и финансового учета в салонах красоты, spa-салонах и парикмахерских. Решение объединяет в себе функционал фронт и бэк-офиса. Программный продукт может применяться для автоматизации, как одиночных, так и сетей предприятий.

Решение обеспечивает прозрачную выгрузку данных для ведения регламентированного и налогового учета в «1С: Бухгалтерия 8». Основная решаемая задача — ведение базы клиентов, назначение для них визитов, оформление оказания услуг, продажи товаров, расчет заработной платы персонала. Ведется полный цикл взаиморасчетов с клиентом от момента записи до расчета за оказанные услуги. Ведется учет движения товаров и материалов по складам и ответственным лицам.

Основные возможности типового решения:

  • учет клиентов (ведение базы с контактной информацией и историей взаимоотношений, назначение визита, оформление продажи);
  • учет материалов (оформление операций по поступлению, перемещению, списанию, в том числе и автоматическому в ходе оказания услуг);
  • учет работы сотрудников (формирование графиков работы, контроль занятости, автоматическое переназначение мастеров, в случае их невыхода на работу);
  • выписка авансовых отчетов;
  • управление движением денежных средств: банк и касса;
  • оформление розничных продаж;
  • управление правами пользователей.

Специфические возможности типового решения:

    • возможность автоматического запуска интерфейса «Рабочее место администратора салона» при начале работы пользователя в системе;
    • быстрое начисление заработной платы по любой схеме учета;
    • учет НДФЛ и ЕСН;
    • учет скидок (разовые, накопительные и периодические с возможностью отбора по полу, возрасту, семье и определенным услугам или товарам);
    • отчеты по деятельности салона (по материалам, по клиентам, по мастерам, по скидкам, по прибыли и многие, многие другие);
    • автоматическое формирование прайс-листов собственного салона и прейскуранта цен поставщиков;
    • возможность хранения фотографий клиента;
    • учет выдачи подарочных сертификатов, выдаваемых салоном на суммы и услуги;
    • контроль взаиморасчетов с клиентами и сотрудниками;
    • возможность работы сотрудников на нескольких должностях одновременно;
    • создание распределенной информационной базы по нескольким салонам.