Файл: Национальная безопасность РФ: региональный аспект (Показатели региональной безопасности Свердловской области).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности
1.2. Региональная безопасность в системе национальной безопасности государства
Глава 2. Анализ уровня региональной безопасности на примере Свердловской области
2.1. Показатели региональной безопасности Свердловской области
2.2. Проблемы региональной безопасности в Свердловской области
Глава 3. Формирование системы индикаторов и направлений повышения безопасности регионов РФ
В четвертой главе Закона определяются вопросы вступления его в силу, заключительные положения.
1.2. Региональная безопасность в системе национальной безопасности государства
Определение экономической безопасности напрямую связано с оценкой ее сущности. Очевидно, что безопасность является органической частью экономической системы в целом. Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, это «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
Таким образом, экономическая безопасность должна обеспечить такое функционирование экономической системы, при котором реализация органами управления и обществом институциональных и правовых норм обеспечит защиту национальных, региональных, местных и личных экономических интересов от неблагоприятного воздействия негативных процессов. Это позволит обеспечить потребности общества и государства, а также выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций в условиях ограниченности ресурсов и сохранения государством суверенности и своих федеративных основ. В данном случае принципиально важными являются два момента: во- первых, отмечено включение экономической безопасности в экономическую систему в целом и, во-вторых, определен безусловный компонент идентификации экономической безопасности – это вызовы, угрозы и риски, которым может подвергнуться экономическая система.
Таким образом, экономическая безопасность представляет собой систему, состоящую из объекта, субъекта и происходящих внутри системы процессов. В самом общем смысле объектом экономической безопасности является экономическая система.
Объекты экономической безопасности имеют нормативное закрепление. Согласно Федеральному закону «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ объектами безопасности следует считать личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Стратегия экономической безопасности конкретизирует их, включая в объекты безопасности основные элементы экономической системы. Традиционно к таким элементам относят:
– производительные силы, подразумевающие под собой совокупность работников, имеющих определенные трудовые навыки и квалификацию, средств производства, технологий, экономической информации и методов организации бизнеса;
– производственные отношения, представляющие собой комплекс технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления благ;
– хозяйственный механизм, объединяющий формы и методы регулирования экономических процессов и деятельности хозяйствующих субъектов на основе действия законов рынка, применения рычагов государственной экономической политики, норм права и институциональных образований.
Очевидно, что таким образом происходит значительное расширение объектов экономической безопасности за счет включения в их состав как субъектов, формирующих социально-экономические отношения (домохозяйства и хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм), так и различных инструментов их регулирования (органы власти, законодательство, профсоюзы), а также непосредственно их деятельности (движение товаров, работ, услуг), в процессе которой формируются социально-экономические отношения и реализуется действие экономического механизма.
Составным элементом экономической безопасности является также институционально-организационная система, обеспечивающая ее реализацию. К ней следует отнести совокупность нормативных актов, позволяющих предотвратить негативное влияние неблагоприятных факторов на экономику, а также органов и организаций, осуществляющих разработку и реализацию этих актов или принуждение к их исполнению.
Основным моментом здесь является соотнесение экономической безопасности с уровнями экономической системы и системы управления.
Определение уровней экономической системы наиболее целесообразно осуществлять на основе положений, закрепленных в Конституции РФ. Здесь установлено, что управление экономической системой государства реализуется на государственном уровне (федеральном), региональном (субъектов Федерации) и муниципальном (местного самоуправления). Поскольку именно на этих уровнях утверждаются нормативные акты и принимаются решения в сфере управления экономической системой, то очевидно, что и формирование уровней экономической безопасности страны также должно основываться на сложившемся административно-территориальном делении страны, но при этом учитывать необходимость включения в эту систему домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. Следовательно, можно утверждать, что экономическая безопасность строится на следующих уровнях:
– национальная экономическая безопасность;
– региональная экономическая безопасность;
– муниципальная экономическая безопасность;
– экономическая безопасность хозяйствующих субъектов;
– экономическая безопасность домашних хозяйств.
Таким образом, практически не подвергается сомнениям, что обеспечение экономической безопасности является государственной функцией, осуществляемой на различных территориальных уровнях, в связи с чем отдельным объектом исследования стала региональная экономическая безопасность. Однако трактовка категории «региональная» и поныне не имеет единообразия.
Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определяет регион как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». При этом сразу указывается, что «регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации». Российское законодательство использует оба подхода к трактовке региона. Так, в Бюджетном, Налоговом кодексах и в подавляющей части нормативных актов, регулирующих финансовую сферу, под регионами подразумеваются субъекты Федерации, но в то же время нередки акты, в которых понятие региона объединяет территории нескольких субъектов, имеющих сходные экономические условия, природные ресурсы или национально-культурные основы, к примеру, Указ Президента РФ от 29 июля 2017 г. № 345 «О совершенствовании системы управления объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Кроме того, понятие «регион» применяется также к территории федеральных округов или экономических районов.
В целом в политике, культуре и других сферах исследователи используют категорию «регион» в соответствии с областью исследования. В экономике к региону могут относиться и кластер, и территориальный комплекс, и агломерация, и район, однако если речь идет о правовом регулировании экономической деятельности, то под регионом здесь подразумевается часть единого экономического пространства на обособленной территории с системой постоянных экономических связей, государственных органов и регулирующих их институтов. Очевидно, что практически всегда в нормативных правовых актах в сфере экономики данная категория соотносима только с субъектом Федерации, и поэтому региональная экономика – это экономика процессов и явлений, происходящих на территории субъекта Российской Федерации.
Не менее разнородны подходы к определению категории «экономическая безопасность региона». Одни авторы утверждают, что «региональная экономическая безопасность – это такое состояние региональной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним». Другие авторы считают, что сущность региональной экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективному использованию природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства. По мнению третьих, региональная экономическая безопасность – это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Представляется, что во всех этих случаях речь идет о безопасности экономической системы субъекта Федерации.
Вместе с тем, очевидна необходимость организации экономической безопасности на уровне объединения территорий нескольких субъектов, и в данном случае это также будет относиться к категории региональной экономической безопасности. Насущность в подобном объединении вытекает из того, что экономические связи хозяйствующих субъектов, инфраструктурных объектов, рынки, отрасли экономики зачастую не соответствуют жесткому административному делению и образуют совокупности, подчиняющиеся в первую очередь действию рыночных законов, не учитывать которые нельзя. Таким образом, формируется новый уровень экономической безопасности – надрегиональный, предполагающий интеграцию совокупности уровней состояния экономической безопасности субъектов Федерации. Организация этого уровня имеет принципиальное различие: поскольку объектом региональной безопасности является экономическая система региона, то управление региональной безопасностью осуществляется административными методами органами власти субъектов Федерации, обеспечение надрегиональной безопасности в качестве объекта имеет совокупность региональных экономических систем, поэтому она может реализоваться только путем взаимодействия субъектов Федерации в решении конкретных проблем, защите своих интересов на федеральном уровне, сотрудничестве с зарубежными партнерами. При этом, разумеется, объекты и субъекты надрегиональной безопасности не представляют простую сумму объектов и субъектов региональной экономической безопасности нескольких регионов, а методы ее обеспечения существенно отличаются от тех, которые могут применяться на их уровне.
Следует иметь в виду, что в Российской Федерации присутствуют, с одной стороны, территории, не объединенные в рамках административно- территориального деления страны, но имеющие организованную систему управления в рамках этой территории. Государственное управление в России имеет два федеральных министерства, осуществляющих государственные функции на территории нескольких субъектов Федерации, – это Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Очевидно, что надрегиональный уровень экономической безопасности в данном случае – это комплекс функций федерального и регионального уровней. С другой стороны, на остальной территории государства подобные надрегиональные органы не созданы и в данном случае обеспечение надрегиональной экономической безопасности может достигаться за счет объединений функций региональных органов власти на договорной основе.
Итак, формирование и развитие важнейшего направления государственного управления – обеспечения экономической безопасности – предполагает формирование и понятийно-категориального аппарата, необходимого для однозначного понимания и трактовки процессов и явлений, происходящих в данной сфере. Понятие надрегиональной экономической безопасности и возможности его применения являются дискуссионными, однако данное понятие помогает уточнить структуру системы экономической безопасности и более четко определить особенности каждого ее уровня.
Выводы
Региональная экономическая безопасность – это такое состояние региональной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним. Сущность региональной экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективному использованию природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства.
Региональная экономическая безопасность – это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.