Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и классификация экономического анализа
1.1 Классификация видов экономического анализа
1.2 Виды экономического анализа
2. Понятие и сущность ретроспективного, оперативного, и перспективного экономического анализа
2.1 Оценочный экономический анализ
2.2 Оперативный экономический анализ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ (от греч.-analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на часть, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (или реальные). Анализ выступает в диалектическом, в противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. - sinthesis) – соединение раннее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает, а скорее предполагает и необходимость возможного перехода анализа на макроуровне не «сверху вниз», как выраженным централизмом, а «снизу вверх». Народнохозяйственные обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.
Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий. Их коллективов, менеджеров. Конкретно: анализ обоснования и выполнения бизнес планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, выявление внутренних и общеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт и т.п.
Данная тема является актуальной, т.к. экономический анализ направлен на комплексную оценку деятельности организации (предприятий).
Целью данной работы является раскрытие основных понятий и видов экономического анализа.
Перед написанием работы были поставлены следующие задачи: во-первых, изучение литературы по выбранной теме, во-вторых, перечислить характеристики видов экономического анализа.
Объектом исследования является, экономический и финансовый анализ предприятий.
Предмет экономического анализа - хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности.
1. Понятие и классификация экономического анализа
1.1 Классификация видов экономического анализа
Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязей событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровня хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочивания основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выяснить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. типология.
В основе типологии анализа, прежде всего, лежат его цели, которые определяются уровнем анализируемых объектов, особенностью изучаемых явлений и процессов, направленностью анализа.
В ее основе лежат два признака: цель и уровень. В зависимости от цели предлагается выделять теоретический (политэкономический) анализ, задачей которого является раскрытие сущности изучаемого явления или процесса и причинно-следственных связей его изменения. При этом изучаемый объект может изучаться как результат или фактор, влияющий на изменения других явлений. Например, можно изучать эффективность воспроизводственного процесса, ориентируясь на построение его моделей, определение факторов его изменения и условий успешного развития. А можно изучать эффективность воспроизводственного процесса как фактор повышения уровня жизни, научно-технического процесса. Поскольку любое экономическое исследование может рассматриваться как результат и фактор, важно определить их диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость. Теоретический анализ, как правило, завершается установлением логических моделей.
Конкретно-экономический анализ, во-первых, привязан к конкретным субъектам хозяйствования – отраслям, регионам, организациям и, во-вторых, предлагает количественную оценку выявленных взаимосвязей, конкретные выводы применительно к сложившимся условиям и возможностям развития анализируемого объекта.
Таблица.1. Схема экономического анализа деятельности предприятия[1] .
Конкретно-экономический анализ, как правило, несколько различен в зависимости от организационно-правовой формы и специализации субъектов хозяйствования.
В зависимости от уровня анализируемого объекта выделяют макроэкономический анализ, который охватывает народное хозяйство или носит межстрановой характер, и микроэкономический анализ деятельности конкретного субъекта хозяйствования – предприятия или объединения предприятий (холдинга, фнансово-промышленной группы, и т.п.)
Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Экономический анализ на макроуровне - это исследование и оценка крупномасштабных экономических явлений и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами макроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.
Экономический анализ на микроуровне - это анализ, который проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучением маркетинговых мероприятий, соотношением спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.
Состав и содержание анализа на микроуровне значительно расширяется. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменилось за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков, товаров, услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок, котировок валюты и др.
Особое место занимает анализ отдельных отраслей народного хозяйства или их блоков, направленных на производство взаимозаменяемых продуктов (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, отрасли пищевой промышленности и т.п.).
Самостоятельное значение для ряда экономических явлений и процессов имеет региональный анализ. Например, если необходимо проанализировать использование трудовых ресурсов или обеспеченность трудовыми ресурсами созданного или развивающего комплекса производства, то анализ целесообразно вести в привязке к конкретной территории. Та же ситуация возникает, если речь идет об анализе водных ресурсов, земельных угодий и т.п.
При проведении программно-целевого анализа часто необходимо использовать различные материалы по группе отраслей и регионов. Так если анализируется уровень жизни, оценивается социальная обеспеченность населения, приходится интегрировать данные о развитии реальных отраслей (здравоохранение, просвещение, культура и т.п.), данные о разных доходах населения, оценке потребительской корзины, социальных льготах и т.п.
Следует отметить, что для каждого направления анализа необходимо формирование специальной информации. В том случае, когда речь идет о макроэкономическом анализе, наиболее часто используется статистическая информация; при отраслевом и региональном анализе также преобладает статистическая информация; при проведении конкретно-экономического анализа отдельных субъектов хозяйствования источником информации прежде всего являются данные бухгалтерского (финансового и производственного) учета на конкретный период и в динамике.
Экономический анализ деятельности конкретных субъектов хозяйствования получил название анализа хозяйственной деятельности, а в условиях рыночной экономики и расширения их хозяйственной самостоятельности – анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Наиболее полно все стороны экономического анализа охватывает комплексный анализ. Он направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития.
Вместе с тем все чаще для конкретных условий выделяются целевые направления анализа, что особенно важно для крупных организаций, где приходится обосновывать сложные и много направленные управленческие решения.
Развитие рыночной экономики рождает потребность по аналогии с бухгалтерским учетом в дифференциации анализа на внутренний и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ базируется на данных управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия необходимой информацией. Внешний финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, проводится самостоятельными субъектами экономического анализа для подтверждения устойчивости своего финансового состояния.
Финансовый анализ становиться объектом работы аудиторов, которые выражают свое мнение независимого эксперта о достоверности субъектов хозяйствования, соответствии ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и финансовом состоянии предприятия, т.е. возможности реализации непрерывности деятельности и выполнения обязательств перед партнером.
Финансовый анализ по данным финансовой отчетности проводят специализированные информационно-аналитические центры (кред-бюро), которые принимают на себя задачу обеспечения заинтересованных субъектов хозяйствования данными о финансовом состоянии организаций, стоимости акций акционерных обществ, рейтинге предприятий и особенно финансово-кредитных организаций и т. п. В этой связи появляются самостоятельно направление в подготовке специалистов бухгалтерско-финансового направления – финансовых аналитиков.
Вместе с тем специалисты все чаще обращают внимание на то, что финансовый анализ необходим не только внешним пользователям, но и в первую очередь менеджерам субъекта хозяйствования. Если внешний финансовый анализ базируется на данных отчетности и характеризует финансовое состояние предприятия в целом, то финансовый анализ для внутренних нужд использует более широкую информацию, в частности долен раскрыть финансовые результаты отдельных подразделений, конкретных сегментов бизнеса организации. Он тесно переплетается с управленческим анализом, входит в его систему.
Особо следует отметить, что расширение пояснений и дополнений у бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает также отражение некоторых позиций управленческого анализа, что обеспечивает прозрачность отчетности.
Важной чертой внутреннего финансового анализа является его проведение в разрезе отдельных бизнец-единиц и подразделений предприятия, в разрезе отдельных рынков сбыта продукции или группы клиентов.
На крупных предприятиях особое внимание при проведении финансового анализа уделяется анализу таких комплексных расходов, как управленческие, коммерческие, в том числе рекламные, т.е. отдельно дается оценка целесообразности и эффективности такого вида расходов.
Управленческий анализ является еще более развернутым. В настоящее время ведется активная дискуссия о понятии управленческого анализа. Существуют широкие трактовки управленческого учета и анализа как всей системы данных, необходимых для управления. В этом случае понятие управленческого учета практически отождествляется с информационной системой обеспечения управления субъекта хозяйствования. Причем управленческий учет не ограничивается только внутрихозяйственной системой информации, а включает и внешние источники информации, те. Всю информацию, полезную для принятия решения.
При узкой трактовке управленческого учета и анализа их область часто ограничивается учетом и анализом затрат, в первую очередь себестоимости продукции.
Учитывая, что для точного учета и анализа затрат необходимо использовать данные о выпуске продукции, реальном использовании ресурсов и возможности их более полной загрузки, то управленческий учет должен быть тесно связан с производственным и базироваться на его данных.
Рассматривая экономический анализ как основной метод обоснования управленческих решений, его типологию рационально строить, ориентируясь на функции управления. Причем общие функции управления (программирование, координация, регулирование, оценка и стимулирование) определяют основные методики анализа, а специальные функции управления (техническая, экономическая, производственная) – направления анализа.