Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе
3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе
Введение
Актуальность тематики настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс.
Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающими людьми. Впервые центральное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. Новое положение школьника создает особую моральную направленность его личности. Учение начинает осознаваться ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в трудовой жизни людей, за которое он несет ответственность перед всей страной.
Объект исследования – готовность ребенка к обучению в школе и ее компоненты.
Предмет исследования – функциональная и психофизиологическая зрелость детей 6-7 лет для поступления в школу.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить условия внедрения программы формирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу.
Задачи исследования:
-
-
- Проанализировать содержание понятия «готовность ребенкак обучению вшколе».
- Изучить функциональную и психофизиологическуюзрелость детей как компонент готовности кобучению.
- Эмпирически выявить уровень функциональнойи психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования.
- Предложить и апробировать программуформирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 летдля поступления вшколу.
- Проследить и обсудить динамику функциональнойи психофизиологической зрелости детей по итогам внедренияпрограммы.
-
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
В рассмотрении проблемы психологической готовности кшколе наблюдаетсябольшоеразнообразиевзглядов.Какивпсихологиивцелом, каждый из теоретических подходов предлагает свое видениеэтого психологического новообразования детей на границе дошкольногои младшего школьного возрастов. Так можно встретить определениешкольной готовности как стадию или уровень детского развития, набор навыкови знанийребенка,какпроцесс,какособенностьвзаимоотношенийсокружающими людьми. Каждая из этих концепций по-разномупонимает роль и ответственность ребенка, семьи и школы в достижениишкольной зрелости[1].
Американские исследователи этой проблемы в основноминтересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле.Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах,показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия идругих психическихфункций.
В зарубежной психологии исследование условий достиженияшкольной готовности ведется в плоскости микро и макросоциальныхсистем, окружающих ребенка. Факторами достижения компетентности считаются:
- Социальный статус родителей;
- образование и состояние здоровьяматери;
- наличие обоих родителей (проблема неполныхсемей);
- семейное окружение.
Достаточно актуальной в зарубежной психологии являетсяпроблема участия школы в подготовке дошкольников к школьному образованию.Эти две образовательные ступени, по мнению многих авторов,являются неразрывно связанными. Однако опыт раннего обучения требуетсерьезного осмысления, поскольку выводы о его положительном влиянии нашкольную успеваемость подвергаетсясомнению.
В отечественной психологии теоретическая проработкапроблемы психологической готовности к школьному обучению основананатрудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина. В настоящее времяэтапроблематикапрорабатываетсятакимипсихологами как Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова и др. Под психологическойготовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточныйуровень психического развития ребенка для освоения школьной программыв условиях обучения в коллективе сверстников. Попадая в школу,ребенок оказываетсявсовершенноновойдлянегосистемеотношений(меняетсясоциальная ситуация его развития). Центром этой ситуации становитсяновая для ребенка фигура – учитель. Отношения с учителем определяютсяновым характером требований, их обобщенностью, формальностьюи оценочностью.
Так, по мнению Л.И. Божович, психологическая готовностьк школьному обучению представляет собой определенныйуровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательныеи социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольногоповедения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности кшколе выступает такое новообразование как «внутренняя позицияшкольника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребностив общении с взрослыми на новомуровне[2].
В работах А.И. Запорожца готовность к обучению вшколе понимается как целостная система взаимосвязанных качествдетской личности,включающая:
- особенностимотивации;
- уровень развития познавательной,аналитико-синтетической деятельности;
- уровень формирования механизмов волевой регуляции действий ит.д. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин считает,что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылоккучебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам онотносит:
- умение ребенка ориентироваться на систему правил вработе;
- умение услышать и выполнить инструкциивзрослого;
- умение работать по образцу и некоторыедругие.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психическогоразвития детей в переходный период от дошкольного к младшемушкольному возрасту, аименно:
- потеря непосредственности в социальныхотношениях;
- обобщение переживаний, связанных соценкой;
- особенностисамоконтроля.
Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова в качествепоказателей психологической готовности к школевыделяют:
- произвольность как одну из предпосылок учебнойдеятельности;
- уровень сформированности семиотической(знаково-символической) функции;
- личностные характеристики, включающие особенностиобщения (умение совместно действовать для решения поставленных задач),развитие эмоциональной сферы идр.
В работах Е.Е. Кравцовой основной упор делается нароли общения в развитии ребенка. Выделяются трисферы[3]:
- отношение квзрослому;
- отношение ксверстнику;
- отношение к самомусебе.
Уровень развития данных сфер определяет степень готовности кшколе и определенным образом соотносится с основнымиструктурными компонентами учебнойдеятельности.
М.М. Безруких определяет готовность ребенка ксистематическому обучению в школе («школьную зрелость») как тотуровень морфологического, функционального и психического развития ребенка,при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными ине приведут к нарушению здоровья ребенка. У детей, неготовыхк систематическому обучению, по еемнению:
- труднее и дольше проходит период адаптации, приспособленияк школе;
- у них гораздо чаще проявляются различные трудностиобучения;
- среди них значительно больше неуспевающих, и не только впервом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в численеуспевающих;
- у них в большем числе случаев отмечаются нарушениясостояния здоровья.
В большинстве указанных теорий за основу готовности кшкольному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок неможет успешно учиться вшколе.
Втожевремя,следуетотметить,чтовработахЛ.И.Божович, Д.Б. Эльконина показано, что обучение стимулируетразвитие. Подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идетвпереди развитияиведетегозасобой,приэтоммеждуобучениемиразвитиемнет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означатьсто шаговвразвитии»,«обучение»можетдатьвразвитиибольше,чемто,что содержится в его непосредственных результатах. В теориипсихологического развития ребенка Л.С. Выготский выдвигает положение о «зонеближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичьв сотрудничестве с взрослыми. То, что сегодня является «зонойближайшего развития», завтра станет уровнем его актуальногоразвития.Обучать,по Л.С. Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в«зоне ближайшего развития». Именно это ребенок способен воспринять, иименно это будет оказывать на его психику развивающеевоздействие.
В последние годы проблема школьной готовностиразрабатывается Н.В.Нижегородцевой.Н.В.Нижегородцеваподпсихологической готовностью ребенка к обучению в школе понимает готовность кусвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования,в форме учебнойдеятельности[4].
Итак, в данном исследовании под понятием«психологическая готовностькобучению»мыбудемпониматьнеобходимыйидостаточный уровеньпсихическогоразвитияребёнка6–7лет,позволяющийемуначать систематическое обучение в группесверстников.
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
Структура психологической готовности к обучению в школевыступает многокомпонентным образованием. К числу видов(компонентов) психологической готовности к школьному обучению можноотнести:
- функциональную и психофизиологическуюготовность;
- личностную (в том числе и мотивационную)готовность;
- интеллектуальнуюготовность;
- эмоционально-волевуюготовность;
- коммуникативнуюготовность.
Структура и содержание основных компонентовпсихологической готовности к школьному обучению приведена в рисунке1.
Функциональная (психофизиологическая) готовность.
К ней следует отнести те преобразования, происходящие вдетском организме, которые способствуют повышению его работоспособностии выносливости, большей функциональной зрелости. Срединих впервуюочередьтребуетсяназвать:
- возрастающая на протяжении всего дошкольногодетства сбалансированность процессов возбуждения и торможения –позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание наобъекте своей деятельности, способствует формированию произвольныхформ поведения и познавательных процессов;
- развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации – создает основу для овладения действиямиписьма;
- совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга– активизирует становление речи как средства познания ивербально логического мышления.
Рис. 1. Структура и содержание психической готовности к школе
В психологической литературе обсуждаются проблемышкольного обучения связанные с неадекватной этому обучению мотивацией ребенка. Нередки случаи, когда лидирующее место в мотивационной сферезанимает игровой мотив (что совершено естественно для дошкольного возраста).В этом случае обучение будет эффективным, если оно построенона использовании игровых методов. В противном случае,практически невозможным становится достижение произвольного поведения ученикав учебномпроцессе.
Существенные изменения происходят и в сфересамосознания дошкольника. СформированностьЯ-концепции исамосознания характеризуется осознанием ребенком своих физическихвозможностей, умений, нравственных качеств, переживаний. Ребенок осознаетособенности отношения к нему взрослого, способен оценить свои достижения,достаточно самокритичен. Его отличают глобальное переживание собственнойценности, вера в возможность дальнейшего совершенствования. Продуктивнаяучебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своимспособностям, результатам работы, поведению. Если самооценка ребенка, завышеннаяи недифферецированная, трудно говорить о личностной готовностик школьному обучению.