Файл: Особенности семейного воспитания (Классификация стилей воспитания ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
- мирное сосуществование на основе невмешательства. Эту тактику характеризуют максимальное дистанцирование взрослых от жизни ребенка, абсолютное невмешательства в ее дела, оставление наедине со своими проблемами, минимальные требования к его поведению. Это порождает отчуждение детей и родителей.
Дети, не имея от родителей должной поддержки, будучи лишенными необходимых для их становления образцов социального поведения, часто чувствуют себя сложно в ситуациях, с которыми легко справляться их сверстники, выросшие в благоприятных педагогических условиях. У них возможные обиды на своих родителей за равнодушие к себе;
- сотрудничество. Такая тактика взаимоотношений в семье, воспитание детей является самой продуктивной, поскольку родители стараются быть их соратниками, являются открытыми и искренними с ними, охотно впускают их в свой мир. Между ними есть необоснованных тайн, недоверия. При таких условиях дети охотно экспериментируют, ищут, пробуют себя, не боясь ошибиться и быть за это наказаны. Родители охотно помогают во всех делах, умело подводят детей к решению проблем, благодаря чему дети открывают в себе все новые возможности, приобретают уверенность в своих силах. А участие в делах родителей обогащает их социальным опытом, расширяет мир, очерчивает им социальную перспективу, которая часто является ориентиром их развития.
Искренние отношения между членами семьи, непосредственность чувств друг к одному источнику формирования гармоничной, самодостаточной личности ребенка, а также обогащения взаимоотношений взрослых, стимулирования их самовоспитания.
Итак, семья - главная среда для физического, духовного, интеллектуального, культурного и социального развития личности.
Важнейшими особенностями жизнедеятельности семьи хорошо налаженный быт, устойчивые межличностные отношения и благоприятная морально-психологическая атмосфера.
1.2 Основы семейного воспитания
Основная причина появления ошибок в воспитании детей, как показывают исследования проблем семейного воспитания, происходит из-за низкого уровня педагогической культуры родителей. Разумное материнство и отцовство - редкий дар, часто независимый от образования, профессии, материального благополучия.
Воспитывать ребенка методом проб и ошибок - социальное зло. Семье и обществу поэтому необходима научно продуманная система семейного воспитания.
Проблема семейного воспитания интересовала таких современных учёных-психологов как В. В. Антонова, А. Боднарчука, Е. Ейдмиллера. Социальные аспекты семейного воспитания исследовали А. Беспалько, Ю. Василькова, И. Трубавина тому подобное. Научно-педагогические основы воспитания ребенка в семье, семье обосновывали В. Бабич, А. Бойко, А. Макаренко [9], В. Семченко, С. Спичак, М. Стельмахович, В. Сухомлинский, Ю. Якубова и др.
Вместе с тем семья как явление экономическое и социокультурное, испытывает в современных условиях значительного влияния различных факторов. Причем их действие часто имеет взаимоисключающий характер. Процесс формирования, становления и развития современной семьи проходит в сложных и противоречивых условиях. Они характеризуются достаточно резким изменением общественных отношений, преимуществом в осуществлении современной семьей своей экономической функции.
Описанные в работе научно-теоретические основы семейного воспитания заинтересовали нас и с точки зрения непосредственной практики его осуществления относительно к проблеме формирования и развития личности младшего школьника в семье [5].
Семья - динамическая малая группа людей, проживающих вместе, связаны родственными отношениями (брака, кровного родства, усыновления, опеки), общностью формирования и удовлетворения социально экономических и других потребностей, взаимной моральной ответственностью [1, с. 59]; это группа людей, состоящая из мужчины и женщины, их детей (Собственных или приемных) и других близких родственников, живущих вместе; социальный центр, который тесно объединяет людей брачных и кровных связей [2, с. 163].
Выделяют основные классификационные признаки различных типов семей [1, с. 60]:
1) место проживания семьи;
2) условия семейной жизни; общий состав;
3) количество детей;
4) наличие неродных детей;
5) семейный стаж; тип главенства в семье;
6) национальный (этнический) состав;
7) уровень материального достатка;
8) профессиональная деятельность супругов;
9) качество семейных отношений.
Воспитание детей – это, прежде всего, воспитание родителей. Что есть в характере и жизненных ценностях родителей, то, скорее всего, найдет отражение в личности ребенка. Детей воспитать одним словом невозможно, их следует воспитывать вроде собственного поведения и поступков. Дети подражают родителям. Наивно думать, что ребенок станет дисциплинированной, в то время, когда родители сами не такие. Или же сможет ребенок уважать родителей и учителей, когда в семье нет уважения между родителями, тем более ребенок сам не испытывает уважения к себе от мамы и папы. Если родителям дать лист бумаги и написать откровенно, какой у них характер, поведение, как говорят о них люди, какие их ценности, тогда они представят о том, каким они бессознательно формируют своего ребенка. Главное для воспитания - не сказать, а услышать, что хочет сказать их ребенок [3].
Гуманистические духовные нормы морали социальных и трудовых отношений закладываются с детства. Их сформированность и направленность существенно влияют на аспекты жизнедеятельности человека. Важную роль здесь играет семья. Она является той макромоделью общества, через которую ребенок усваивает моральные нормы, духовную культуру, национальные и общечеловеческие ценности, приобретает первый социальный опыт сожительства с другими людьми на принципах взаимоуважения и оцененным каждого как самодостаточной личности. Гуманные духовные взаимоотношения в семье - необходимое условие нормального психического, эмоционального и нравственного развития ребенка, подготовка ее к более широким, разноуровневым контактам вне семейной микросреды. В аспекте исследования ценностных ориентаций человека В.А. Сухомлинский обращается к духовным источникам семейной педагогики, придавая ей ключевую роль в формировании и развитии детской личности. «Семья в нашем обществе, - пишет он, - это первичная ячейка многогранных человеческих отношений - хозяйственных, моральных, духовных, культурных, эстетических. И конечно, воспитательных. Однако мощной воспитательной и облагораживающей силой для детей она становится только тогда, когда отец и мать видят высокую цель своей жизни, живут во имя высоких целей, превозносят их в глазах ребенка» [6].
Правильное общение с ребенком должно быть, как основной принцип безусловного принятия ребенка. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, хороший помощник и так далее, а за то, что ребенок есть, что он дал вам возможность стать родителями. Часто бывает наоборот - родители любят условно, любят только за «если» и «за что-то». Среди основных запросов для человека - быть нужным другому [16]. Это необходимое условие нормального развития ребенка любого возраста. Этот запрос удовлетворяется тогда, когда родители сообщают ребенку следующее: «Как хорошо, что ты у нас родился»; «Я рад тебя видеть»; «Ты мне нравишься»; «Мы любим, когда ты дома»; «Мне хорошо, когда мы вместе».
Ценностно - смысловая сфера личности начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в семье в результате интегрирования ребенком социально значимых, общественно принятых нравственных идеалов, норм, мировоззренческих ориентаций, установок и правил поведения, усвоенных от родителей, которые включаются в детское сознание и становятся личностными убеждениями. Таким образом, добро, вера, любовь, красота, уважение, истина, надежда, забота являются универсальными морально-этическими категориями и именно они творят человеческое в человеке, делают человека человеком.
«... Семья - это первый источник, с которого начинается великая река патриотических чувств и убеждений» [5]. Она открывает большой мир общественной жизни, мир Родины, мир борьбы за ее независимость, честь, могущество. Ввести человека в этот мир не равнодушным наблюдателем, а социально активным лицом с собственной позицией и убеждениями - «основная проблема нравственного воспитания подрастающего поколения», которая частично решается на современном этапе [19].
Еще одной проблемой является тот факт, что иногда родители сами не осознают своего большого влияния на детей. Многие родители хотят быть привлеченным к процессу обучения своих детей, однако не знают каким образом это делать. На основе ряда исследований американская исследовательница Д. Гриффит очертила возможные шаги родителей в этом направлении:
- установление открытого общения с детьми в специально отведенное время, когда в семье обсуждаются различные вопросы и совместно осуществляются определенные виды деятельности; родители должны проводить с детьми регулярные разговоры, предоставлять им честную и точную информацию о вопросах, которые являются актуальными;
- демонстрация важности образования путем поощрения детей к выполнению домашнего задания и чтения, знакомства с учителями своих детей, планирование после школьного образования;
- поддержка будущего ребенка (даже если родители чувствуют, что не могут помочь ребенку с домашним заданием, они должны показать ему, что образование ребенка и его будущее для них очень важны; для этого родители должны поближе познакомиться с учителями и создать дома среду, благоприятную для обучения);
- представление примера (родители должны демонстрировать примерное поведение, показывать заинтересованность ребенком и участвовать в жизни общества и школы; для этого родители должны регулярно планировать проведение семейного времени и находить общие интересы, такие как поход в кино, концерты, спортивные мероприятия, выставки и т.п.) [6, c. 39-40].
Значительный вклад в исследование проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании личности сделали современные ученые. Ими изучались такие аспекты данной проблемы: русские народные воспитательные традиции, как формы воспитательного воздействия на молодое поколение (В. Кузь, Ю. Руденко, В. Скутина, Е. Сявавко); особенности воспитательного потенциала семейной педагогики (С. Бабишина, С. Болтарович, М. Стельмахович); подготовка к выполнению родительских и материнских функций (В. Бойко, Д. Луцик, Г. Чередниченко); формирование педагогической культуры современных родителей (А. Марушкевич, В. Постовой); психологические основы семейного воспитания (В. Кравец); основные направления сотрудничества семьи и школы (Т. Алексеенко); формы организации работы с родителями в образовательном учреждении (И. Рыбальченко); воспитательная работа семьи и школы с трудновоспитуемыми детьми (В. Татенко, Т. Титаренко, В. Оржеховский); педагогические проблемы молодой семьи (Т. Алексеенко, В. Постовой); общения родителей и учителей с детьми (П. Щербань).
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает, что исследуются отдельные способы или приемы взаимодействия учителя и родителей, однако недостаточно раскрываются теоретические основы взаимодействия учителя и родителей подростков, усиливает ее актуальность.
Семья является важнейшим компонентом микросреды, незаменимым социальным институтом развития ребенка, где происходит процесс ее социализации, закладываются основы нравственности и мировоззрения, ценностно-мотивационной сферы личности [5, c.4].
Цель воспитания ребенка единственная и для семьи, и для школы как выразителя интересов общества в области воспитания подрастающих поколений. Ее достижение возможно в совместном поиске идеалов, ценностей в воспитании школьников семьи и школы, руководствуются при этом прежде всего интересами детей и семьи.
Каждый из типов неправильного воспитания имеет свою специфику, обусловленную определенными факторами, но последствия воспитательных стратегий поражают своей идентичностью. Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, создать психотравмирующие условия для ребенка, в результате чего она может приобрести черты характера, иногда создаются условия, могут привести к нервно-психическим заболеваниям. Стиль воспитания ребенка является репродуктивным, то есть во многом репродуцирует стиль воспитания, который применялся в детстве родителей, поэтому такие особенности воспитания ребенка могут дать о себе знать в ее дальнейшей жизни, когда она станет взрослым и создаст собственную семью.
2. Исследование особенностей семейного воспитания
2.1. Организация и методы исследования
В соответствии с целью и задачами работы и для проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи стиля воспитания в семье и эмоционально-личностного развития ребенка.
Выборку составляли 30 подростков, учащиеся 7-9 классов МБОУ «Красносельская ООШ» и их родители. В исследовании принимали участие подростки из полных семей (отец + мать).