Файл: Особенности семейного воспитания (Классификация стилей воспитания ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы провели качественный анализ данных с целью проследить особенности взаимосвязи самоотношения подростков и родительско-детских отношений в их семьях. Для типологической дифференциации взаимоотношений в семье мы обслуживались классификации внутрисемейных отношений Н. Н. Малкович. выяснили, что подростки, чьи родители проявляют ребенко-центрический тип взаимоотношений в семье (25% испытуемых), имеют нестабильное, недифференцированное самоотношение, которое в подавляющей степени зависит от ситуации.

Партнерский тип отношений в семьях (35% испытуемых) качественно влияет на формирование положительного самоотношения подростка. В таких семьях дети чувствуют себя и свои интересы в безопасности. Таким образом создается среда для гармоничного развития ребенка, где есть место для ее чувств, настроений, увлечений.

Жесткий стиль проявляется у 20% исследуемых семей. Самоотношения детей, воспитывающихся в этих семьях, формируется по негативному типу, с низким самоуважением, самоценностью и высокой степенью самообвинения.

Нейтрально-отрицающий стиль взаимоотношений в семье (20% испытуемых) также отражается на самоотношении подростков, формируя его исключительно по принципу ситуативности. Такой тип отношений является эмоционально скупым, что отражается на таких характеристиках самоотношения, как эмоциональная закрытость, внутренняя конфликтность. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях во взаимодействии с другими людьми, руководствуются исключительно собственным видением ситуации. Ведь в них достаточно примитивный опыт эмоционального реагирования со стороны родителей.

Теоретическое и эмпирическое исследование позволяет систематизировать виды родительско-детских отношений по нескольким параметрам. Заметны два эпицентра, на которых концентрируется внимание теоретических и практических исследований:

- Семья как социальная система (большое внимание внутри семьи уделяется отношениям, социальной желательности, статуса)

- Семья как образовательная организация (в таких семьях большое значение имеют знания, достижения, образование).

Дети, которые воспитываются в семьях первого типа, преимущественно застенчивы, с повышенной ранимостью, привязанностью к родным. На родительские ограничения могут реагировать слезами, самообвинением и угрызениями совести, чрезмерной послушанием до частичного отказа от собственных стремлений и самостоятельности. Характерна низкая самоуверенность, неудовлетворенность собой и своими возможностями (шкала 2 методики МИС - низкий уровень самоуверенности).


Дети, которые воспитываются в семьях второго типа - более активны, с обостренным чувством взрослости. Могут организовывать борьбу против взрослых, обычно выливается в шумные семейные скандалы, вспышки раздражения и агрессии, возможны случаи побега из дома. Характерна повышенная рефлективность и критичность, умение не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость (шкала 1 методики МИС - внутренняя честность).

Дети с выраженным чувством собственной изолированности, ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание рациональных воспитательных воздействий над непосредственными эмоциональными отношениями, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития положительного самоотношения подростков можно считать эмоциональную включенность родителей в жизни ребенка, содействие развитию его самостоятельности.

У подростков из семей, в которых доминирующими являются хозяйственно-бытовые отношения (28%), очевидно конфликт между потребностью в самоутверждении, уважением и признанием права на самостоятельность и навязанным обесцененным образом Я. Этот конфликт осложняется еще и тем, что ребенок всегда стремится до согласования с родителями, удовлетворяя свою потребность в принадлежности, эмоциональном «Мы». Причем нередко ценой за чувство своей защищенности является отождествление собственной Я-концепции с искаженным, навязанным образом.

Этот же механизм предопределяет и развитие ребенка в направлении самосовершенствования, если у родителей сложился положительный образ ребенка (19%). Однако при условной родительской любви есть риск, что развитие будет искаженный неправильной установкой: ребенок делает все возможное, на грани своих ресурсов, чтобы только соответствовать образу «хорошего ребенка».

В зависимости от установок родителей ребенок воспринимается так или иначе как обладающий или не обладает определенными качествами. Дети, в свою очередь, воспринимают это как недоверие к своим возможностям, непонимание их внутреннего мира. Таким образом, ребенку внушается положительный или отрицательный образ себя, а соответственно - и самоотношения.

Разногласия между собственным опытом (который существенно расширяется) и невозможностью соответствовать ожиданиям порождает глубокий внутренний конфликт в самосознании ребенка, противоречивое самоотношение, что чревато развитием невротического типа. Интерпретация, обработка и обобщение по тесту-опроснику родительского отношения к детям Варги - Столина позволили выявить стили родительского отношения.


Значительный процент родителей - 24,2% - считают подростка маленьким неудачником и относятся к нему как к бестолковому существу. Родители считают своих детей неприспособленными, неспособными к самостоятельности, открытыми для дурных влияний. В связи с этим они пытаются защитить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. 21,4% родителей авторитарные в отношении к своим детям подросткового возраста («авторитарная гиперсоциализация»), ставят к подростку жесткие требования, которые формируют у него аналогичный способ взаимодействия с людьми, пассивность. Все это ограничивает аутентичное личностное развитие подростка. Проявляют гиперопеку 29% респондентов («симбиоз»), который характеризуется пристальным вниманием и заботой о подростке, тотальной опекой не только его внешними действиями и поведением, но и стремлениями завладеть его интимными переживаниями.

Анализ результатов шкалы «принятие-отторжение» показал, что 12,4% родителей присуще погружение в эмоциональный опыт ребенка, поиск новых путей воспитания чувств самоуважения и взрослости. Родители овладевают базовыми знаниями о потребностях и поведении подростка, навыками коммуникации, установление дисциплины и регуляции поведения своего ребенка.

Для 13% протестированных присуще отношение «кооперация», которое проявляется в заинтересованности родителей планами ребенка, попытке помочь, высокой оценке интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

На наш взгляд, наиболее оптимальными являются типы родительских отношений «Принятие» и «кооперация». К нейтральному уровню можно отнести родительские отношения по типу «симбиоз». Негативным видим высокий уровень проявления отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник».

Продиагностировав учеников с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», можно констатировать благополучным уровнем "Маленький неудачник" 24,2% авторитарная гиперсоциализация 21,4% симбиоз 29% кооперация 13% принятия-непринятия 12,4% отношений в семье характеризуется 26% опрошенных детей, менее благополучным - 27%, удовлетворительным уровнем - 30%, неблагополучным уровнем отношений в семье характеризуется 17% опрошенных детей.

Данный опросник позволил определить одного из родителей, воспитательное влияние которого является доминантным. Установлено, что в большинстве семей роль воспитателя принадлежит матери (80,6%), семьи, в которых ведущая роль в воспитании принадлежит отцу, составляют 9,7%, обоим родителям - 9,7%. Это приводит к дефициту родительской опеки и контроля в процессе роста и становления детей.


Проведенный анализ педагогического опыта дает основания утверждать, что единой классификации методов семейного воспитания не существует из-за различных подходов к их рассмотрению, толкования и характеристики. Поэтому рассмотрим группы методов работы социального педагога по налаживанию процесса семейного воспитания:

1. Традиционные методы: методы осознание семейных ценностей, общей особенностью которых является вербальность, поскольку их источником выступает слово: беседа, рассказ, пример, убеждение, внушение, что является своеобразным диалогом между родителями и ребенком, в процессе которого осуществляется обмен мнениями, идеями, ценностями [3, с. 159]; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: тренировки, поручение, требование, принуждение и включения детей в различные виды деятельности, основанные на практической деятельности воспитанников [1, с. 65]; методы стимулирование деятельности и поведения, которые призваны регулировать, корректировать и стимулировать деятельность и поведение ребенка: доверие, упрек, благословение, осуждение, поощрение и наказание [1, с. 67].

2. Интерактивные методы семейного воспитания, что, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым указанные методы больше способствуют формированию навыков и умений, выработке семейных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, гармонии, позволяют стать родителям действительными лидерами для ребенка, а не авторитарными воспитателями. К этой группе методов относим: имитационные (методы диалогического взаимодействия родителей и ребенка с целью обмена материальными и духовными ценностями (например, откровенные беседы и разговоры с ребенком, упражнения)) познавательные (методы познавательной взаимодействия родителей и детей с целью получения новых знаний, их систематизации, творческого совершенствования умений и навыков (например, "мозговой штурм", творческий анализ результатов совместной деятельности, игровые ситуации)) мотивационные (методы диалогического взаимодействия родителей и детей, с помощью которых каждый определяет свою позицию в отношении к распределению семейных обязанностей, к отдельным членам семьи, отца или матери, самого себя); регулятивные (методы, благодаря которым устанавливаются и принимаются определенные правила диалогического взаимодействия родителей и ребенка (например, распределение обязанностей в семье), саморегуляция (ребенок должен учиться управлять своим физическим и эмоциональным состоянием), самокоррекция) [2, с. 162].


Однако классификация названных методов является достаточно условным, поскольку ни один из них не является универсальным, оптимальность воспитательного процесса в семье достигается через комплексное и системное применение всех указанных методов, могут частично переплетаться и взаимодополняться.

Анализ обработанных источников по проблемам семейного воспитания дает основания для вывода, что семейное воспитание - это такое взаимодействие родителей с детьми, основанной на семейной эмоциональной близости, семейной гармонии, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и способствует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развития и саморазвития личности ребенка.

Определенные нами методы семейного воспитания, разумеется, не исчерпывают всех аспектов решения этой проблемы. Она остается актуальной и требует дальнейшей разработки ряда важных вопросов, к которым относятся: определение педагогических условий и приоритетных направлений семейного воспитания; педагогическое обоснование ресурсного обеспечения семейного воспитания; осуществление специального всеобуча родителей с целью повышения их педагогической компетентности по проблемам воспитания детей в семье; совершенствование форм и методов взаимодействия воспитательных усилий школы, семьи и общественности с целью всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Выводы по 2 главе

Таким образом, эффективность всей воспитательной системы образовательного учреждения обеспечивается, прежде всего, взаимодействием педагогов с родителями учеников, утверждения родителей, всех взрослых членов семьи в качестве субъектов целостного воспитательного процесса, формированием у них установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогической просвещения.

Заключение

В соответствии с целью работы и задачами в 1 главе мы выяснили, что самоотношение детей является отражением отношения к ним взрослых и прежде всего - родителей.

В то же время, рассматривая только характер родительских отношений, нельзя однозначно предсказать как это отразится на внутреннем мире подростков. Ведь они гиперчувствительные к любым эмоциональным проявлениям. Результаты эмпирического исследования показывают, что на самоотношения подростков в большей степени влияет то, как они воспринимают эмоциональное отношение родителей к себе, чем их объективное поведение. Таким образом мы решили 1 задачу.