Файл: Особенности и проблемы оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.1. Сущность оперативно-розыскных мероприятий
1.2. Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий
1.3. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1. Проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности)
2.2. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время прослеживается тенденция увеличения числа вступивших в силу оправдательных приговоров по уголовным делам, что обусловлено, прежде всего, существенными проблемами, связанными с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования и в суде, все более повышаются требования к качественному содержанию материалов уголовных дел и первоначальным материалам.
Большинство преступлений раскрываются и выявляются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Достаточно сложно представить, например, выявление сбыта наркотических средств и психотропных веществ, оружия или боеприпасов, а также выявление фактов вымогательства, дачи и получения взяток и других преступлений без проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие случаи единичны. Поэтому огромное значение для привлечения виновных к ответственности имеет процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности.
В последние годы вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в целом и оперативно-розыскных мероприятий в частности нашли отражение в научной литературе таких ученых, как В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, В.И. Брылев, О.А. Вагин, Н.П. Водько, А.Ф. Возный, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, И.М. Гуткин, Е.С. Дубоносов, Л.Н. Калинкович, Ю.В. Кваша, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, А.С. Подшибякин, Д.В. Ривман, В.В. Сергеев, Г.К. Синилов, К.В. Сурков, О.В. Фирсов, А.Е. Чечетин, В.К. Шульц, А.Ю. Шумилов, М.А. Шматов, и других юристов.
Объект курсовой работы – оперативно-розыскные мероприятия.
Предмет курсовой работы – общественные отношения в сфере осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Цель курсовой работы – выявление особенностей и проблем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствие с целью определены следующие задачи курсовой работы:
- изучить сущность оперативно-розыскных мероприятий
- раскрыть правовые основы оперативно-розыскных мероприятий
- определить проблемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий;
- изучить проблемы оформления результатов оперативно-розыскных мероприятий.
В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы: системный анализ, анализ и синтез, формально-юридический, сравнительный.
По своей структуре курсовая включает введение, две главы основной части, заключение и список использованных источников.
В первой главе курсовой работы раскрыты сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий.
Во второй главе курсовой работ раскрыты проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности), а также проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий.
В заключении по итогам работы сформулированы основные выводы.
Глава 1. Понятие и классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.1. Сущность оперативно-розыскных мероприятий
В преамбуле к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] отмечено, что настоящий закон закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 1 указанного закона определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых (их 14) дан в статье 6 указанного выше закона. В законе также указано, что данный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Однако законодатель не дал в законе дефиниции оперативно-розыскного мероприятия и не раскрыл их содержание, что является его недостатком и в результате привело к длительной дискуссии в юридической литературе по вопросу определения его понятия, хотя, как отмечают ученые, оно выработано оперативно-розыскной теорией[2].
Так, О.В. Фирсов дает следующее определение: «Оперативно-розыскное мероприятие – это конкретная форма осуществления оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренными законами и подзаконными нормативными актами»[3].
К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков под оперативно-розыскным мероприятием предлагают понимать комплекс оптимальных по времени, скоординированных действий, объединенных целью поиска улик (предметов, обстоятельств и т.п.), свидетельствующих о факте совершения преступления, указывающих на виновных в содеянном и позволяющих разоблачить их[4].
К. К. Горяинов и другие авторы пишут, что оперативно-розыскные мероприятия представляют собой закрепленные в федеральном законодательстве действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач розыска»[5].
В. Г. Бобров определяет оперативно-розыскное мероприятие как «…организованную в соответствии с требованиями нормативных правовых актов систему взаимосвязанных действий, направленных на получение и использование оперативно-розыскной и иной информации, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний, розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения других оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью»[6]
Как указывает А.Е. Чечетин, «….оперативно-розыскные мероприятия – это закрепленные в федеральном законе и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач ОРД»[7].
А.Н. Халиков под оперативно-розыскным мероприятием понимает: «установленные федеральным законом действия, проводимые субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов путем сочетания гласных и негласных средств и методов с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД»[8]9.
А.Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное мероприятие «как предусмотренный федеральным законом «…сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего розыск (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач розыска информации»[9].
По мнению О.В. Фирсова, это «облегчит легализацию полученных в результате их проведения оперативно-розыскных данных для их использования в процессе доказывания по уголовному делу»[10].
Взгляд, С.И. Захарцев справедливо считает, что законодательная расшифровка оперативно-розыскного мероприятия «…не перейдет границу государственной тайны, вместе с тем поможет оперативникам, следователям, судьям, прокурорам и всем иным лицам понимать и, соответственно, применять закон»[11].
Как розыскное действие, оперативно-розыскное мероприятие имеет такие характеристики, как цель, задачи, план и средств проведения и т.д. (см. Приложение 1).
С учетом всего вышесказанного, можно предложить следующее определение оперативно-розыскного мероприятия – это система действий, осуществляемая в основном негласно специальными субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и подзаконными актами и направленная на выявление, раскрытие и расследование преступлений или иных правонарушений.
1.2. Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий
Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий отражена в ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и, как и оперативно-розыскная деятельность, имеет следующие уровни[12]:
- конституционный уровень – при котором нормы Конституции РФ[13] регламентируют условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан (ст. 23, 25). К конституционному уровню можно отнести и решения Конституционного Суда РФ, посвященные рассмотрению норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью. В эту систему входят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» законы, регулирующие работу всех субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также иные законы, регулирующие оперативно-розыскные правоотношения;
- международно-правовой уровень – это общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в которых провозглашаются основные права и свободы граждан, полномочия правоохранительных органов государства в борьбе с преступностью, строятся взаимоотношения с Интерполом, Европолом, государствами СНГ и т.д.[14] Важную роль играют постановления Европейского суда по правам человека.
- подзаконный уровень составляют Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, межведомственные и ведомственные приказы руководителей правоохранительных органов и др., касающиеся организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Так, Н.П. Яблоков видит особый интерес в разработке в теории ОРД таких вопросов, как «сочетание гласных и негласных методов в этой деятельности»[15].
В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров предложили в проект нового ФЗ «Об ОРД» внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, основания и условия их проведения[16]
Следует отметить, что кроме оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные аппараты осуществляют и такие действия, как, например, засада, облава и др.
Согласно Федерального закона «О полиции» проводятся такие мероприятия, как, например, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (статья 15); оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (статья 16); изъятие предметов, материалов и т.п. Возникает ситуация, когда в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» предусмотрен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, а на практике осуществляются и другие оперативно-розыскные мероприятия. В связи с этим В.Г. Бобров предлагает расширить в указанной статье перечень оперативно-розыскных мер и осуществлять иные подобные мероприятия[17].
В частности, В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров предлагают включить в федеральный закон такие мероприятия, как личный сыск, использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека, составление оперативного психологического портрета, оперативные переговоры, облава, засада, оперативный захват и др. [18] Было бы целесообразным включить в перечень оперативно-розыскных мероприятий также те мероприятия, которые прописаны в Федеральном законе «О полиции»[19]. Важно отметить, что система действий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий направлена на специфические объекты. В.Г. Бобров[20], говоря об объектах оперативно-розыскного мероприятия, отмечает, что это «…то, на что направлено, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-значимой информации, ее проверка, использование для решения оперативно-тактических задач и т.д.».
Итак, правовую основу проведения оперативно-розыскных мероприятий преимущественно составляют федеральные законы. На уровень подзаконных актов отнесено решение более узких, как правило, административных и технических вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятий.