Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Классификация стилей руководства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией является ключевой фигурой, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности организации.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления.

Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Каждому из сложившихся методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.

Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно: авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский); демократический (или коллегиальный); попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный), приведем их сравнительную характеристику, определим преимущества и недостатки каждого стиля, поразмышляем над оптимальным (лучшим) стилем.

На примере взятой организации, Территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в городе Керчь, проанализировав её характеристики, определим стиль руководства этой организации, постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между руководством учреждения и подчиненными.


Цель работы - проанализировать стили управления, определить стиль руководства учреждения - Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в городе Керчь, разработать рекомендации по совершенствованию стиля управления учреждением.

Задачами работы являются:

- рассмотреть понятие и факторы формирования стиля руководства, основные системы классификации;

- провести сравнительный анализ стилей управления, выявить преимущества и недостатки каждого стиля;

- охарактеризовать объект исследования;

- проанализировать стиль руководства объекта исследования;

- предложить некоторые рекомендации по улучшению стиля руководства в исследуемой организации.

Объект исследования: Территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в городе Керчь.

Предмет исследования: стиль руководства, применяемый руководителями данной организации.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как В.И. Кнорринг, А.Л. Гапоненко, Е.А. Репина, В.Р. Веснин, Е.В. Сидоренко, Т.Е. Одаренко и др., а также новейшие научные статьи по теме исследования.

1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1. Понятие стиля руководства и факторы его формирования

В процессе управленческой деятельности каждый руководитель выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя [17, с. 252].


  1. Руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
  2. Стиль руководства (управления) – «устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса» [7, с. 465], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.

Стиль руководства – явление индивидуальное, определяется специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Понятие «стиль управления» охватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и направлен на достижение поставленной задачи. Однако одного правильного формирования категории «стиль управления» не существует, поскольку каждый ученый по-своему трактует данный процесс (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к определению стиля управления 

Автор

Определение стиля управления

Г.Я. Гольдштейн

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера [8]

Е.П. Михалева

Стиль управления  это своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата [10]

М.Р. Переверзев

Стиль управления — это устоявшаяся манера 
поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации [11]

М.А. Афонасова

Стиль управления – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели [4]

Е.А. Репина

Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных определенному государству, организации и личности [14]

В.В. Травин

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя [16]

Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства.


  1. Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [6, с. 232–233]:

1) требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3) окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [6, с. 233–234].

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое-либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.


Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.

1.2. Классификация стилей руководства

Обилие классификаций стиля управления в теории говорит о сложности данного общественного действия.

Ученые использовали три подхода к установлению успешного стиля лидерства: подход с позиции индивидуальных свойств, поведенческий аспект и ситуационный.

Подход с позиции индивидуальных свойств – в соответствии с индивидуальной концепцией лидерства, популярной так же под наименованием теории великих людей, лучшие из управляющих обладают определённым комплектом общих для всех индивидуальных свойств, и, если бы данные свойства имели возможность быть обнаружены, люди имели бы возможность научиться развивать их в себе и этим самым оказываться эффективными начальниками. Некоторые из этих изученных качеств - это уровень интеллекта, навыки, впечатляющий внешний вид, порядочность, здравомыслие, предприимчивость, общественное и финансовое формирование и высокий уровень уверенности в себе.

Поведенческий подход – основал базу для классификации стилей управления. В соответствии с поведенческим подходом к лидерству, результативность обусловливается не индивидуальными свойствами управляющего, а скорее его стилем поведения по отношению к подчинённым [15, c. 52].

В поведенческом подходе выявляются две ключевых тенденции в стиле управления:

- первая: характеризуется минимальной степенью, вплоть до которой управляющий делегирует собственным подчинённым собственные полномочия, стремлением достигнуть целей любой ценой никак не проявляя практически никакого или минимум доверия работникам;

- вторая: обусловливается рвением руководителя достигнуть целей посредством формирования официальной доверительной ситуации в коллективе.

В первом случае стиль находится в пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на проблему до нацеленного на человека.

Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления: