Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Планирование налоговой стратегии».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что налоговая стратегия, являясь частью финансовой стратегии государства, представляет собой совокупность мероприятий предприятия в налоговой сфере. Наряду с стратегией в области ценообразования, кредита, денежного обращения и т.д. налоговая стратегия должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой стратегии предприятия, так как оказывает влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговая стратегия представляет собой долговременный курс налоговой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. Стратегия создает возможности для решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.

Налоговая стратегия предприятия состоит из совокупности экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы, обеспечение которой требует своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на эффективность предприятий, и именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга проблем.

Цель курсовой работы заключается в разработке регламента выполнения процесса «Планирование налоговой стратегии» на предприятии.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение налоговой стратегии организации в современных условиях;

- рассмотреть проведение налоговой стратегии в деятельности организации;

- изучить текущую организацию бизнес-процесса «Планирование налоговой стратегии» в ООО «Центрзапчасть»;

- предложить мероприятия по улучшению процесса «Планирование налоговой стратегии»;

- смоделировать регламент выполнения процесса «Планирование налоговой стратегии».

Объектом изучения курсовой работы является область налогового планирования организации. Предмет исследования - регламент выполнения процесса «Планирование налоговой стратегии».


Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке регламента выполнения процесса «Планирование налоговой стратегии».

Глава 1. Особенности налоговой стратегии организации

1.1 Сущность и значение налоговой стратегии организации в современных условиях

Деятельность компании связана с обязательством платить налоги в бюджет государства. Обложение налогами значительно влияет на финансовые и коммерческие решения предприятий. Наличие или отсутствие того или иного налога, величина ставки, вычетов и освобождений, те или другие положения налогового учета, во многих случаях меняет или корректирует решение, которое могло быть принято при неимении фактора налогов[1].

В настоящий момент в России механизм стратегического управления активно развивается. Российский рынок заступил в стадию, когда неимение разработанной стратегии замедляет развитие предприятий.

Сфера стратегических решений довольно широка: это выбор ориентированности развития предприятия и успехов в конкурентном преимуществе, партнеров и организационных форм партнерства, а также решение других стратегических задач, требуемых для воплощения миссии предприятия и его целей. Потребность принятия стратегических решений появляется так же в связи с тем, что стратегический характер принимают и ресурсы, их логистика, функции структурных звеньев, бизнес-процессы и размер оплачиваемых налогов. Вследствие чего создание стратегических планов развития предприятия содержит в себе разработку налоговой стратегии[2].

Современный экономический словарь дает следующее определение понятию стратегия – это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

Стратегия является необходимым компонентом любого сложного действия, любой ситуации, в которой задействованы множество людей и разных организаций. Это осмысленное движение вперед, а не позиция выживания, которая может не требовать долговременных стратегий[3].


Налоговое планирование является непременным и непосредственным элементом общей предпринимательской деятельности организации и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах. По степени важности решаемой задачи и ее воздействию на конечный финансовый результат, налоговое планирование делиться на два этапа:

- стратегическое налоговое планирование;

- текущее налоговое планирование.

На этапе стратегического планирования решаются все принципиальные для организации моменты: определение целей и задач, направление и вид деятельности, организационно-правовая форма, форма собственности, определение структуры функционирования бизнеса и степень ее сложности, месторасположение организации и другие важные вопросы. То есть стратегическое налоговое планирование позволяет выбрать основные направления и принципы налоговой политики организации и носит длительный характер[4].

Текущее налоговое планирование – это совокупность мероприятий, осуществляемых в процессе хозяйственной деятельности организации, направленных на оптимизацию налогового бремени. Текущее налоговое планирование — это выбор учетной политики фирмы, форм оплаты труда наемных работников, выбор наиболее оптимальной стратегии и тактики во время заключения хозяйственных договоров, планирование налоговых платежей, непосредственное применение схем оптимизации налоговых платежей[5].

Налоговая стратегия – это, прежде всего документ, отражающий основные принципы, на основании которых строит свою работу организация в области взаимоотношений с налоговой службой[6].

Налоговая стратегия является средством коммуникации между руководителями организации, налоговой службой, сотрудниками подразделений организации и внешними консультантами и охватывает все основные направления работы организации.

Налоговая стратегия, например, планово-экономическому департаменту организации, отвечающему за планирование доходов и расходов, позволяет производить адекватную оценку уровня текущих расходов.

Аудиторам наличие налоговой стратегии дает представление об уровне налогового риска.

Внешние консультанты, имея представление о налоговой стратегии организации, не тратят лишнего времени, а, следовательно, и денег организации-заказчика на подготовку «неподходящих» для данной организации идей.

Для того чтобы налоговая стратегия была жизнеспособной и на пути ее реализации не становились «различные непредвиденные обстоятельства», должны быть определены обязанности, ответственные исполнители, а также четко установлены сроки исполнения отдельных этапов – налоговой тактики.


Налоговая стратегия направлена на установление позитивного баланса между организацией и фискальными целями налоговой политики государства.

Теоретически условия налоговой стратегии в законодательстве, требующие от предприятий налоговых решений, можно систематизировать в следующие группы:

- условия по добровольному отказу или выбору специального налогового режима;

-условия по выбору объекта обложения;

- условия по выбору способа формирования налоговой базы по отдельным видам налогов;

- условия по выбору момента определения налоговой базы;

- условия по выбору освобождения от обязанностей плательщика по отдельным видам налогов[7].

Процесс разработки налоговой стратегии и ее реализации производится хозяйствующим субъектом с момента начала производственной деятельности и до момента ее приостановления (или прекращения). Данный процесс непрерывен, не только в силу трансформируемости налогового законодательства, но и в силу непрерывности изменения финансового положения предприятия. В текущей деятельности принимаются оперативные решения по отдельным хозяйственным сделкам или открывающимся проектам, требующие новых финансово-хозяйственных и налоговых решений[8].

Таким образом, на основе рассмотренных данных можно сделать вывод, что налоговая стратегия представляет собой неотъемлемый элемент финансово-хозяйственной деятельности организации. От правильности выбора налоговой стратегии на всех этапах жизненного цикла зависит эффективность функционирования организации в целом.

1.2 Проведение налоговой стратегии в деятельности организации

Расширение сферы действия налоговой стратегии и тактики есть неоспоримое свидетельство развития налоговой политики государства в целом. Но право выбора стратегии предполагает и ответственность за непродуманные решения, как тех, кто пользуется эти правом, так и тех, кто его предоставляет.

Для эффективного использования данного преимущества механизма налогообложения, от участников налоговых отношений требуется значительный уровень проработки предлагаемых и принимаемых финансово-хозяйственных и налоговых решений, с точки зрения их возможных преимуществ и последствий, как для отдельного хозяйствующего субъекта, так и для всей государственной экономики в целом.


Таким образом, сформулируем требования к хозяйствующему субъекту, выполнение которых поможет эффективно реализовать налоговую стратегию[9].

1. Достаточный уровень реализации условий налоговой вариантности в законодательстве. Предлагаемый спектр условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятий, должен, с одной стороны, решать фискальную функцию государства, с другой стороны, дать возможность хозяйствующему субъекту эффективно реализовывать выбранную им стратегию.

2. Структурирование условий налоговой стратегии в законодательстве, оперативное информирование хозяйствующих субъектов о планируемых изменениях в данных условиях. Налоговая вариантность, с одной стороны, реализуясь во все большем количестве выборов для предприятия, постоянно меняет свои проявления с целью оптимального совмещения разнонаправленных целей государства, как по наполнению бюджета, так и по развитию предпринимательского климата в стране. Это приводит к динамике предоставляемых для предприятий условий налоговой стратегии, что осложняет процесс формирования им комплекса мероприятий в налоговом направлении. Необходимо постоянное структурирование условий к финансово-хозяйственным и налоговым решениям предприятия, изложенных в законодательстве, а также предварительное информирование об изменениях в налоговых проектах. Это позволяет предприятию осуществить самостоятельное движение в налоговых отношениях с государством и повысить эффективность своей деятельности.

С другой стороны, государство с рыночной экономикой, реализуя в своем законодательстве налоговую вариантность, определяет допустимый перечень самостоятельных решений предприятия, которые могут изменить величину налоговых платежей в бюджет.

3. Предприятие, производя финансово-хозяйственные и налоговые решения, осуществляет выбор в налоговом законодательстве элементов, формирующих его индивидуальную налоговую нагрузку. Принятия данных решений, независимо от уровня осмысления их воздействия на финансовое состояние предприятия, требует налоговое законодательство и сама производственно-хозяйственная деятельность.

4. Налоговая стратегия приводит хозяйствующий субъект к использованию отдельных элементов налогового законодательства, определению границ юридических норм, видов и элементов налогов, распространяющихся на деятельность данного предприятия. При рассмотрении налоговой среды, в которой функционирует экономический субъект, возникает понятие «режим налогообложения», как содержательная характеристика налоговой стратегии предприятия. Он описывает, какие налоги платит предприятие в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, а также отдельные элементы этих налогов. По разным налогам постоянные и переменные элементы могут быть различные, но для большинства основных налогов к переменным элементам налогов относятся: налогоплательщик, ставка налога, периодичность уплаты налога, льготы. Режимы налогообложения предприятий могут различаться по переменным элементам всех уплачиваемых налогов[10].