Файл: Реализация государственной обязанности по защите интересов личности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нотариат в правовой системе России
1.1. Понятие и задачи нотариата
1.2. Этапы возникновения и развития нотариата в России
1.3. Статус, функции и порядок деятельности нотариата
2. Совершенствование института нотариата
2.1. Реализация государственной обязанности по защите интересов личности
В настоящее время есть лишь два исключения из равного статуса частнопрактикующих и государственных нотариусов.
Во-первых, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, обладают наиболее полной компетенцией - они вправе совершать абсолютно все нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством. Кроме нотариальных действий, перечисленных в ст. 35 Основ, государственные нотариусы совершают следующие нотариальные действия:
-выдают свидетельства о праве на наследство;
-принимают меры к охране наследственного имущества;
- выдают свидетельства о праве собственности пережившему супругу.
Анализ развития нотариата в современной России показывает устойчивую тенденцию к сокращению количества нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах: из более 7 тысяч российских нотариусов 6,7 тысяч являются частнопрактикующими; во многих регионах страны государственные нотариусы полностью вытеснены нотариусами, занимающимися частной практикой.
Вне всяких сомнений, уже есть в наличии все предпосылки для передачи возможности совершения всех без исключения нотариальных действий нотариусам, занимающимся частной практикой.
Необходимо отметить, что ряд предложений, осуществление которых будет способствовать эффективной работе системы нотариата, к ним, в частности, можно отнести:
1. В системе прав и свобод человека и гражданина целесообразно выделение права граждан на равный доступ к нотариальной деятельности, поскольку в силу специфики статуса нотариуса его гарантии не охватываются положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан на равный доступ к государственной службе.
2. Права и обязанности нотариуса могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от юридической природы - публично-правовые и частно-правовые, по назначению в механизме правового регулирования - материальные и процессуальные; по содержанию прав и обязанностей - организационные и профессиональные; по субъектному составу - индивидуальные и коллективные.
3. Действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате по форме и содержанию во многом не соответствуют современной методологии регулирования конституционных правоотношений. Целесообразно принятие Федерального закона «О нотариате», который должен быть направлен преимущественно на реализацию положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, сохраняя федеративный баланс ведения между Россией и ее регионами. Что касается полномочий нотариата в области частного права - здесь элиминируется какое-либо регулятивное воздействие субъектов Федерации на общественные отношения, поэтому соответствующие нормы целесообразно изложить в Гражданском кодексе Российской Федерации, внеся соответствующие изменения.
4. Обоснована целесообразность изложения статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в следующей редакции: «Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления. В городских и сельских поселениях, не являющихся административными центрами муниципальных районов, главы местных администраций или лица, их заменяющие в соответствии с уставами муниципальных образований, имеют право совершать следующие нотариальные действия: удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры к охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах».
2. Совершенствование института нотариата
2.1. Реализация государственной обязанности по защите интересов личности
В современном обществе институт нотариата прочно занял свое место в системе институтов, нацеленных на защиту прав и законных интересов человека и гражданина в России. В ходе развития нотариат претерпевает изменения, чтобы доказать свою эффективность и необходимость в современных условиях.
В России в настоящее время наряду с государственными нотариусами действует система небюджетногно нотариата. Последняя за свои двадцать с небольшим лет существования доказала свою эффективность в сфере защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Небюджетный нотариат по сути, чуть старше по возрасту российской Конституции. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты 11 февраля 1993 года, а Конституция РФ - 12 декабря 1993 года. Стоит отметить, что заложенные в Конституции России демократические основы правового государства через совершенствование и развитие института нотариата, получили практическое воплощение в жизнь.
Современный российский нотариус - это не статист с функциями технического работника, а высококлассный специалист в сфере гражданского права. И те полномочия, которыми законодательно наделяет его государство, это доказывает. Остановимся на некоторых конкретных примерах, подтверждающих вышеназванное суждение. Статьей 37 Основ законодательства РФ О нотариате предусмотрено, что если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, глава местной администрации поселения (или муниципального района) или специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения (или местного самоуправления муниципального района) может совершать нотариальные действия, предусмотренные данной статьей[7]. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения, наделяя нотариусов ещё большими полномочиями по защите прав граждан и юридических лиц. В соответствии с вышеназванным документом, нотариальные акты должностные лица местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов смогут совершать только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах в случае, если населенном пункте нет нотариуса. Таким образом, законодатель определил, что должностные лица местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов могут совершать нотариальные действия только в том случае, если в населенном пункте нет нотариуса и только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания. Что в свою очередь является преградой мошенникам. Также новым законом предусмотрено, что сделки в отношении любого недвижимого имущества, принадлежащих несовершеннолетним или лицам, признанным в судебном порядке недееспособными, в обязательном порядке должны быть нотариально удостоверены. Стоит отметить, что при совершении сделки нотариус проверяет полномочия сторон на совершение данной сделки, проверяет принадлежность имущества продавцу, если речь идет об удостоверении сделки об отчуждении имущества, проверяет наличие согласия супруга продавца на совершение данной сделки, проверяет отсутствие ограничений (обременений) на отчуждаемое имущество. Все эти действия, являющиеся одновременно обязанностью нотариуса, предоставленные ему законом, позволяют ещё на стадии подготовки проекта договора, выяснить все существенные вопросы, имеющие юридическое значение для сторон и самого нотариуса. Статьей 16 Основ законодательства РФ О нотариате предусмотрено, что нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред[8].
Также в соответствии с новым законом так называемые «микродоли», которые невозможно выделить в натуре, полученные при наследовании имущества, в случае расторжения брака и по другим основаниям, будут отчуждаться только через нотариуса, если незначительные доли в праве общей собственности будут отчуждаться 3 лицу, а не сособственнику. Т.е. устанавливается обязательное нотариальное удостоверение сделок купли-продажи долей на недвижимое имущество, если эти сделки совершаются с посторонними лицами. Кроме того, нотариус обязан проверить соблюдение требования статьи 250 ГК РФ о праве преимущественной покупки. В свою очередь, данная норма также станет преградой мошенникам в сфере оборота недвижимости, что в свою очередь защитит интересы продавца такой «микродоли» и сособственников.
Выше перечисленные законодательные новеллы являются лишь небольшим примером того, как нотариусы в своей сфере деятельности стоят на страже защиты интересов граждан. А государство, совершенствуя данный институт, выполняет свою основную обязанность - защищать права и законные интересы личности.
2.2. Цифровизация нотариальной деятельности
Перед нотариусом ставится задача по оказанию всесторонней, комплексной помощи участникам сделок и других нотариальных действий, выполнение которой невозможно без наделения его полномочиями по активному истребованию, получению и комплексной проверке всех необходимых обстоятельств с тем, чтобы освободить граждан и представителей юридических лиц от необходимости обращения в различные инстанции за получением справок и документов и «хождения по мукам». Нотариусы, пожалуй, одни из последних в правовой системе России добрались до внедрения информационных технологий. Это не случайно, поскольку большинство нотариальных действий требуют изучения подлинников на бумаге. Однако повсеместное применение средств коммуникации, информационных систем и сетей не могло не повлиять и на развитие нотариата. Цифровизация нотариальной деятельности являлась давно назревшей потребностью, поскольку несовременные способы организации нотариальной деятельности, использование непроверенной, а порой неактуальной информации ставят по сомнения документы, которые исходят из-под пера нотариуса, тем самым не обеспечивают защиту прав и законных интересов лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий. Электронные документы для нотариуса оставались чем-то фантастическим и нереальным вплоть до октября 2012 года, когда был подписан закон №166-ФЗ, который, по сути, был революционным в области цифровизации нотариата, поскольку изменения коснулись электронной формы и передачи сведений в единую информационную систему нотариата с использованием нотариусом усиленной цифровой подписи. Однако он так и не вступил в действие. Вместо него 21 декабря 2013 г. был принят комплексный закон №379-ФЗ, внесший изменения в отдельные законодательные акты, в том числе почти на одну треть обновив «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»[9]. Этим законом были установлены новые возможности и полномочия, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, без которых в настоящее время невозможно представить работу нотариуса, в том числе была введена глава VII.1 «Единая информационная система нотариата» (далее по тексту ЕИСН). Этот закон закрепил важные для нотариуса новации, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые можно объединить в три группы: ведение нотариусом электронных реестров; создание нотариусом нотариально оформленных документов в форме электронных документов; принятие нотариусом электронных документов для совершения нотариального действия[10].
Внедрение современных технологий в традиционную, веками устоявшуюся систему документоведения открывает новые возможности для повышения оперативности нотариальных действий.
Нотариальная система России изменяется в соответствии с требованиями времени и новых технологий. Сегодня каждый нотариус России имеет электронную подпись и доступ к единой системе электронного нотариата страны.
«Современная модель развития российского нотариата - это развитие модели активного нотариата, которая ставит нотариуса в центр гражданского оборота и наделяет его полномочиями для оказания квалифицированной юридической помощи комплексного характера»[11].
Единая информационная система является уникальной по своей правовой природе программой. Основанная с целью объединения и обработки данных нотариусов по всей территории Российской Федерации, ЕИС была преобразована в современную, отвечающую всем стандартам и требованиям законодательства систему электронного взаимодействия. Данная система обеспечивает электронное взаимодействие между участниками внутри самой системы, а также осуществляет взаимообмен данными с субъектами извне. Публичность некоторых видов сведений, внесенных в ЕИС, имеет юридическое значение для третьих лиц[12].
Функционирование ЕИСН играет важнейшую роль в деятельности каждого нотариуса страны. В настоящее время практически невозможно совершить нотариальное действие без его регистрации в электронном реестре, а несвоевременная регистрация нотариальных действий в электронном реестре и внесение иных установленных законом сведений может привести к нарушению прав и законных интересов участников нотариальных действий и иных лиц. Так, например, несвоевременная регистрация наследственного дела может привести к неблагоприятным последствиям для наследников, а несвоевременное внесение сведений об отмене доверенности может нарушить интересы доверителя и других лиц, которые добросовестно заблуждаются относительно действительности полномочий у предъявителя доверенности.
ЕИСН нотариата состоит из нескольких разделов, которые содержат как публичные сведения, справочно-информационные сведения, так и конфиденциальные сведения; электронные реестры.
Широкое использование электронных ресурсов гарантирует оперативную помощь нотариусов обращающимся к ним лицам. Нотариат стал более привлекателен для участников гражданского оборота.
Остановимся на некоторых разделах ЕИС.
Реестр нотариальных действий ЕИСН состоит из нескольких подразделов. Действующее законодательство возложило на нотариусов обязанность по регистрации практически всех (за малым исключением) совершаемых ими нотариальных действий в электронных реестрах.
С созданием реестра завещаний значительно упростился порядок розыска составленного завещания, что, в свою очередь, обеспечило защиту прав граждан при оформлении наследства. Нотариусы во исполнение требования закона обязаны вносить в ЕИСН все удостоверенные ими завещания. В настоящее время при открытии наследственного дела содержание базы ЕИСН позволяет нотариусу получить по его запросу сведения о составленных наследодателем завещаниях с указанием данных нотариусов, которые удостоверили такие завещания. Информация носит закрытый характер и доступна строго определенным законом лицам. Другим достижением в развитии электронного нотариата стало создание реестра выданных и отмененных доверенностей, сведения которого доступны любому заинтересованному лицу, что обеспечивает реализацию главной задачи нотариата – защиту прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Реестр наследственных дел создан с целью формирования единой на всей территории страны базы наследственных дел. Сведения этого реестра представлены в открытом доступе для получения необходимой информации возможными наследниками, а также для информирования нотариусов с целью исключения возможного дублирования наследственных дел. При введении наследственного дела для регистрации в ЕИСН система автоматически производит проверку о наличии наследственного дела у другого нотариуса. При обнаружении в производстве другого нотариуса наследственного дела будет отказано в запрашиваемой регистрации.
Реестр уведомлений о залогах обеспечивает информирование любых заинтересованных лиц о том, что движимое имущество находится в залоге, тем самым обеспечивая защиту прав добросовестных приобретателей такого имущества.
Реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью является одним из новелл и предназначен для ведения и хранения Федеральной нотариальной палатой (далее ФНП) списков участников в ЕИС. Следует отметить следующее: поскольку передача списков участников является правом обществ с ограниченной ответственностью (далее ООО), но не обязанностью, постольку этим правом пользуются очень немногие. В настоящее время эта функция ЕИСН практически не реализована. В связи с изложенным, в целях защиты прав участников правоотношений, в том числе контрагентов ООО, представляется логичным введение в действующее законодательство поправок, закрепляющих возложение обязанности по ведению и хранению списков участников ООО на нотариусов.