Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Исторические этапы возникновения налогообложения и развития налоговых органов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Историческое возникновение налогообложения в России – это сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Одной из первых тенденций является постепенное разрастание числа налоговых платежей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция – это постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату, а именно к росту косвенного обложения.

А третьей тенденцией является постоянное колебание от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров.

Хочется отметить, что еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

В настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций добился такого качественного уровня, когда беспорядочное и эпизодическое его правовое регулирование представляется непозволительным. Положение, в итоге которого те или другие нормы о налоговом учете разрознены и не имеют в распоряжении общих методологических принципов, неминуемо ведёт к спутанности организации финансового учета в организация, формирует обстоятельства для налоговых правонарушений, производимых не намеренно, а также выдается ключом постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Только основание унифицированного нормативного документа, организованного на теоретическом изучении прошлого опыта, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в созревании и совершенствовании всей системы финансовых отношений.

Введение налогового учета в хозяйственную практику организаций вызвало массу вопросов, связанных с его организацией, ведением и автоматизацией, причем не только у практиков, которые прямо исчисляют налоги и сборы, но и у теоретиков. Ответов на многие из этих вопросов пока не найдено. Именно это и объясняет недостаточную степень разработанности и изученности темы выбранной мною курсовой работы.


Целью моей курсовой работы является исследование изучения и анализ формирования, развития и функционирования налогового учета в РФ.

Ссылаясь на поставленную цель и актуальность подлежат решению такие задачи:

  • обрисовать историю налогового учёта в России, а также в мире в целом;
  • изложить общую характеристику налогового учета в РФ;
  • провести исследование этапов формирования налогового учета;
  • описать современный налоговый учет как результат преобразований и сформировать предложения относительно дальнейших этапов формирования налогового учета.

Объектом исследования выступают учетные отношения, то есть отношения по сбору, обработке, группировке и детализации данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Предметом исследования являются особенности формирования налогового учета в России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, работы российских ученых и специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Исторические этапы возникновения налогообложения и развития налоговых органов России

    1. История налогового учета


Такое понятие как «налоги» возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Фактическое появление учета для целей налогообложения не обязательно объединено с законодательным закреплением обязательности его ведения. На первоначальной стадии ведение данного учета для страны не представляло никакого интереса. В связи с этим, анализируя налоговый учет в обширном смысле, как систему регистрации имущества налогоплательщика, производимых им хозяйственных операций и их результатов для нахождения показателей, нужных для исчисления суммы налога, логично было бы допустить, что налоговый учет появился с началом вырабатывания налогообложения.


В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три основных крупных этапа.

На первичном этапе развития от Древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков.

Второй этап (XVI-начало XIX вв.) - в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий этап, является современным. На этом этапе государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы власти, местные общины выполняют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Исходной формой налогообложения, применяемой на самых ранних ступенях государственной организации, можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось принудительным сбором с четко определенной процентной ставкой.

После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. Таким образом, первоначальная ставка налога составляла 10% всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной.

В древние времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

1.2 Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья


Соединение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Одним из основных ис­точников доходов княжеской казны являлась дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен.

В то время князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В сле­дующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зави­симости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.


В свою очередь, дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Ки­ев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. Как пишет Карамзин Н.М., Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным на­логом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели "двойного налогообложения", и князь был убит.

Существовало в Древней Руси и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" — за перевоз через реку, "гостиная" пошлина — за право иметь склады, "торговая" — за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение това­ров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

Впоследствии татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, — самими русскими князья­ми. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота,

Всякий удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Основным источником внутренних доходов были по­шлины. Особо крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княже­ству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).


Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — пла­тить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, бе­рется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного ли­тья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промы­слов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Осьменик - это сборщик пошлин в XII в. в Киеве. Он взимал осьмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход на­звание "таможник" для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского названия денег — "тамга". Помощник таможника назывался мытником.

Оплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посад­ских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для про­изводства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство за­сек — укреплений на южных границах Московского государства.

Ко времени Ивана III относится древнейшая переписная оклад­ная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, затем земли и владения всех представителей власти.

Помимо дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в пе­риод татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний оп­ределялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно пре­дусматривало измерение земельных площадей, и определение на этой основе налогов. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевла­дельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.