Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Исторические этапы возникновения налогообложения и развития налоговых органов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены опре­деленным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись,

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а "по животам и промыслам". Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги; ямские деньги, стрелецкая подать.

Главными косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Од­нако стройной системы управления государственными финансами не суще­ствовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ боль­шого прихода.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили до­вольно точно определить бюджет государства. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых на­логов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с вы­даваемых оттуда грамот — неокладные сборы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических ша­гов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Ми­хайловича прибегало к экстренным сборам.

С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т.е. прямые налоги "с животов и промыслов" поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята по­пытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.


Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Вылов­ленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном коли­честве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у лю­дей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интен­сивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более ра­зумных основаниях. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав, имевший явно протекционистский характер.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Развитие налоговой системы в России

    1. Становления и развития налоговой системы РФ

Процесс становления налоговой системы, в более цивилизованной форме, начался в России в конце ХІХ в., вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 18811885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, которые в наши дни являются основной составляющей всех сумм, поступающих в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

Поступление податей до 1885 г. контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учете налогов, поступающих в казну. Сбором налогов занималась полиция. Однако в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

С октября 1917 г. в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запретом частной собственности были уничтожены практически все возможные объекты обложения.


В 1918-1921 гг. налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы.

В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация «буржуазии». Применялась контрибуция с богатых — высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

В период НЭПа (1921-1930 гг.) происходит восстановление и развитие налогообложения. В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляли основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.

Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.

В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В 1931-1941 гг. происходит ликвидация созданной во время НЭПа системы. Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. — свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам — 2444). В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.

В государственный бюджет поступали также таможенные доходы — таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и др. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.


В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е гг. ХХ в. налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

В 1960-1964 гг. осуществляется частичная ликвидация налоговой системы, созданной до 1960 года. В 60-е гг. ХХ в. вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.

Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

В 1965-1989 гг. осуществляется реформирование налоговой системы. В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 г. — вводятся рентные платежи и затем платы за фонды. В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 руб. в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

С 1990 г. начато полномасштабное восстановление налоговой системы. Приняты Законы «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» и «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Вопросы о принципах налогообложения решались на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы». Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г.». Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.


21 ноября 1991 г. — Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 27 декабря 1991 г. — принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». 31 декабря 1991 г. — утверждено «Положение о налоговой службе Российской Федерации».

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

С 1998 г. начался завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации. 31 июля 1998 г. — принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. С 1 января 2001 г. введена в действие вторая часть Налогового кодекса.

Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г. — Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Основным источником доходов государства являются налоги. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. В начальный период промышленного капитализма в XIX в. налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление — с другой. В конце XIX в. основой налоговой системы в большинстве капиталистических государств становится подоходный налог. Реальные налоги становятся второстепенными, при этом сохраняется небольшое число наиболее доходных налогов на потребление.

    1. Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ