Файл: Разработка регламента выполнения процесса « Реализация билетов через розничные кассы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будем разрабатывать базу данных для деятельности кассы авиакомпании. Она позволит значительно облегчить работу кассирам, автоматизирует множество операций, выполняемых кассами авиакомпании. Это способствует повышению производительности труда и сокращению ошибок персонала.

Все это обуславливает актуальность автоматизации деятельности авиакомпании.

Цель работы – проектирование базы данных для автоматизации деятельности кассы авиакомпании.

Для достижения цели нужно выполнить следующие задачи:

1. Изучить основные этапы разработки баз данных.

2. Осуществить разработку базы данных.

3. Подготовить отчеты и формы.

Объектом исследования является авиакомпания. Предметом исследования является его деятельность – продажа билетов на разные направления.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Выбор комплекса задач автоматизации

Предметной областью настоящего курсового проекта является рабочее место кассира по продаже билетов в кассе аэрофлота.

В процессе работы кассира ведется продажа билетов на определенные рейсы, регистрация клиентов аэрофлота и обработка записей клиентов в базе данных. Регистрация клиентов и оформление билета ведется через основную форму. Данные из основной формы заносятся в базу данных. На основе записей из базы данных составляется посадочная ведомость и отчет по доходам за определенный период.

В процессе заполнения базы данных кассир производит контроль свободных мест на каждом рейсе. При отсутствии свободных мест на рейсе кассир предлагает клиенту воспользоваться другим самолетом, который вылетает в требуемый пункт в ближайшее время.

В обязанности кассира входит также возврат купленных билетов и изменение данных клиента в базе данных.

Договор между клиентом и аэрофлотом на предоставление пассажирских перевозок закрепляется посредством билета, выдаваемого заказчику кассиром. В выдаваемый заказчику билет входят следующие пункты: ФИО клиента, возраст клиента, полный номер паспорта, место прописки клиента, наличие визы, расчет, тип багажа, вес багажа, объем багажа, номер рейса, номер билета.


Одной из основных функций кассира аэрофлота является решение задачи учета расчетов с пассажирами и анализ реализации билетов авиакомпании (при наличии свободных мест и при условии возврата билетов).

К функциям, которые должны быть реализованы в рассматриваемой задаче, относятся:

  • регистрация клиентов аэропорта;
  • изменение учетных данных клиентов аэропорта;
  • реализация функции возврата билета;
  • составление посадочной ведомости;
  • составление отчета по продажам билетов.

1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов

Опишем основные функции, которые должна выполнять данная система:

  1. Ведение базы данных клиентов с подробными данными о них (ФИО, адрес, паспортные данные, телефонный номер и др.);
  2. Ведение базы данных всех произошедших операций купли-продажи (данные о клиенте, истории его перелетов и т.д.);
  3. Ведение справочников (клиенты, рейсы, пункты назначения, пункты отправления и т.д.);
  4. Получение аналитической и статистической информации (данные по количеству оставшихся билетов, отчет по продажам за месяц, продажи по клиентам);
  5. Получение справочной информации в печатном виде (счет-фактура, накладная, клиенты, отчеты по продажам).

Задачи проектирования:

  1. Максимально упростить и ускорить процедуру продажи билетов.
  2. Обеспечить все бизнес-операции возможностью сопроводить их необходимыми документами.
  3. Создать гибкую систему статистических отчетов.
  4. Обеспечить при необходимости возможность автоматического резервирования БД.
  5. Запретить некорректные действия пользователя.
  6. Обеспечить целостность информации в базе данных.
  7. Обеспечить приемлемую безопасность данных на случай несанкционированного доступа.
  8. Минимизировать затраты системных ресурсов, необходимых для нормальной работы АРМ.
  9. Программное обеспечение должно функционировать на IBM-совместимых персональных компьютера и должно работать под управлением операционных систем семейства WIN32 (Windows’95, Windows’98, Windows’2000 Windows’XP, Windows NT и т.д.).


1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

Одной из проблем реализации билетов и расчетов с пассажирами является возврат билетов и наличие свободных мест (неполная реализация авиабилетов в определенном периоде), что усложняет работу кассира.

Для эффективного контроля наличия свободных мест на рейсах необходимо вести автоматизированный учет регистрации пассажиров и закрепленных за ними пассажирских мест. В данной задаче необходимо иметь возможность по запросу пользователя получать данные о наличии свободных мест на рейсах.

Для эффективного выбора рейса до выбранного заказчиком пункта назначения необходимо предусмотреть автоматизированную выборку ближайшего рейса из списка рейсов по вводимому заранее пункту посадки и автоматизированной проверки наличия свободных мест на отобранном рейсе.

На основе хранимых данных (о номенклатуре рейсов, списка пассажиров, номенклатуре самолетов и д.р.) по запросу пользователя должен автоматизированным образом генерироваться отчет по доходам аэропорта за определенный период с группировкой по имеющимся в базе данных маршрутам.

1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. [5]

Информационное обеспечение рассматриваемой задачи включает: внемашинное обеспечение (входные и выходные документы, классификаторы, справочники), и внутримашинное обеспечение (условно-постоянная, промежуточная и результатная информация в базе данных системы).

Для работы кассы авиакомпании нужна следующая информация:

а) сведения о количестве мест:

  • Самолет;
  • Класс;
  • Стоимость билета.

б) расписание:

  • номер;
  • самолет;
  • аэропорт отправления;
  • время отправления;
  • аэропорт прибытия;
  • время прибытия.

в) отправления:

  • номер;
  • самолет;
  • дата.

г) операции:

  • номер кассы;
  • самолет;
  • клиент;
  • класс;
  • операция;
  • к возврату.

д) сведения о клиентах:


  • номер паспорта;
  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • дата рожденья;
  • контактный телефон.

Клиент

Операции

Расписание

Отправления

Места

Рисунок 1. Концептуальная модель данных

Определим атрибуты сущностей.

Таблица 1

Атрибуты сущностей

Сущность

Ключ

Атрибуты

Клиенты

Первичный

Номер паспорта

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рожденья

Контактный телефон

Места

Первичный

Самолет

Количество мест первого класса

Стоимость 1-го класса

Количество мест 2-го класса

Стоимость 2-го класса

Количество мест 3-го класса

Стоимость 3-го класса

Операции

Первичный

первичный

Самолет

Клиент

Класс

Операция

Номер кассы

К возврату

Расписание

Первичный

№п/п

Самолет отправления

Время отправления

Аэропорт прибытия

Время прибытия

Отправления

Первичный

№ п/п

Самолет

дата

1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

В разрабатываемом приложении все данные будут храниться в таблицах и справочниках. Для создания, управления базами данных существуют множество различных программ, которые значительно облегчают эти операции. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Для выбора оптимального варианта СУБД был проведен их сравнительный анализ. Для сравнения были взяты следующие СУБД: Access, Paradox и Visual FoxPro.

Access является системой управления реляционной базой данных, включающей все необходимые инструментальные средства для создания локальной базы данных, общей базы данных в локальной сети с файловым сервером или создания приложения пользователя, работающего с базой данных на SQL – сервере. Диспетчером данных, выполняющим загрузку и сохранение данных в базе данных пользователя и системных базах данных, является ядро базы данных Microsoft Jet. Access построена на основе усовершенствованной версии ядра базы данных Microsoft Jet 4.0. Эта версия имеет высокую производительность и улучшенные сетевые характеристики.

Jet 4.0 обеспечивает поддержку двухбайтового представления символов Unicode, позволяющего использовать символы нескольких национальных алфавитов. Чтобы скомпенсировать возрастающий объём памяти, применяется сжатие данных, сохраняемых в формате Unicode. Для лучшей совместимости Microsoft Jet 4.0 и Microsoft SQL Server и соответствия языка SQL спецификации ANSI SQL 92 были внесены изменения в реализацию Microsoft Jet 4.0 SQL. Ядро Jet 4.0 имеет встроенную поддержку интерфейсов OLE DB, благодаря которой Microsoft Access может быть использован в качестве универсальной основы разработки клиентских приложений Microsoft SQL Server.


В Access получили значительное развитие два технологических направления, составляющих основу корпоративных сетей:

- технология клиент/сервер, для реализации которой в Access включены средства создания проекта – приложения, работающего в качестве клиента баз данных SQL – сервера. Подключение к серверу реализуется с помощью нового интерфейса OLE DB без использования ядра баз данных Microsoft Jet. В Microsoft SQL Server 7.0 этот интерфейс является базовым. Благодаря этому Access становится универсальной основой для построения клиентских приложений, работающих с SQL – сервером;

- Internet – технология, позволяющая эффективно распространять и получать доступ к разнородной информации в глобальных и корпоративных сетях. Эта технология обеспечивает унифицированный доступ к данным различных приложений в разнородных сетях. Для реализации Internet технологии в Access включены новые интерактивные средства конструирования Web – страниц доступа к данным в базах данных Access SQL – серверов. При этом Web – браузер используется как универсальный интерфейс для доступа и работы с информацией из внешней среды вне зависимости от аппаратно – программной платформы компьютера пользователя и компьютера – источника информации. Страницы могут использоваться подобно формам Access – для ввода и редактирования данных или подобно отчётам Access – для отображения иерархически сгруппированных записей.

Paradox. Если вам нужна мощная 32-разрядная система разработки с объектно-ориентированным языком, новейшие средства работы с OLE и впечатляющая среда разработки, то Paradox как раз то, что требуется. Он включает все необходимые инструментальные средства для создания локальной базы данных, общей базы данных в локальной сети с файловым сервером или создания приложения пользователя, работающего с базой данных на SQL – сервере.

Новейшая редакция СУБД Paradox for Windows компании Borland - пакет Paradox 7 - это существенно улучшенный продукт, в полной мере использующий особенности Windows, более простой в употреблении и предоставляющий более мощные средства разработки.

Этот пакет идеально подойдет тем пользователям Paradox, которые собираются модернизировать свои приложения, оснастив их функциями клиент /сервер. Он обладает всеми качествами, которыми славен Paradox, включая изящную интеграцию пользовательского интерфейса с Windows и повышенную производительность языка SQL.

Paradox 7 способен выступать как в роли OLE-клиента, так и в роли OLE-сервера, что позволяет на более высоком уровне осуществлять интеграцию между Paradox и другими OLE-программами, особенно офисными комплектами типа Microsoft Office и Perfect Office фирмы Novell. Например, можно использовать язык программирования ObjectPAL для выполнения процедур и доступа к свойствам OLE-серверов, таких, как Microsoft Word. Кроме того, теперь и Paradox представляет собой OLE-сервер, и OLE-клиенты, например Microsoft Excel или Visual Basic, могут обращаться к процедурам и свойствам, предоставляемым Paradox.