Файл: Анализ состояния налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Во всех государствах уплата налогов считается обязательным для физических и юридических лиц. Обязательство по уплате налогов и сборов возникает с того момента, когда законодательством устанавливается обязанность, предусматривающая уплату тех или иных налогов и сборов. Налоги являются важным звеном в экономических отношениях. Они появились с момента возникновения государства. Уплата налогов – это конституционно закрепленная обязанность физических и юридических лиц. Главной функцией налогов является пополнение государственного бюджета.

Эффективная налоговая система является важным фактором экономического роста страны. При помощи изменения или регулирования налогообложения, правительство имеет возможность повлиять на общественное и финансовое положение в стране, а также контролировать его состояние. Некоторые изменения заметны сразу, к примеру, увеличение акцизов на алкоголь приведет к увеличению цены и, возможно, к снижению спроса. А некоторые проявляются позже, например, понижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к повышению налоговых поступлений только через конкретное время.

Взаимосвязь государства и налогоплательщиков значительна, так как на сегодня наиболее главной проблемой является уклонения налогоплательщиков от налогов, популяризация различных схем ухода от налогов. Процесс взимания налогов играет немало важную роль при расчете налогового бремя, поэтому нужно разрабатывать способы, содействующие укреплению налоговой системы и ответственности, определения результативных методов контроля и взыскания.

Актуальность курсовой работы: налоги являются основным источником доходов государства. Поэтому непрерывное улучшение налоговой системы считается главным вопросом для Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является налоговая система РФ. Предметом курсовой работы являются основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы: изучение налоговой системы РФ и рассмотрение путей ее совершенствования.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • изучить понятие, функции и виды налогов и налоговой системы;
  • описать основные принципы налогообложения России;
  • провести анализ состояния налоговой системы России;
  • изучить проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.


1. Налоги и налоговая система: понятие и функции

1.1 Понятие налогов, налоговой системы

Налоги считаются важным звеном финансовых взаимоотношений в обществе с момента возникновения государства. Формирование государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налогов и налоговой системы.

Многолетняя история развития налогов говорит о том, что они являются важной составляющей финансовой системы. Появление налогов в классическом виде было вызвано необходимостью получения доходов государства. Налоги имеют независимый характер, им присуще общие свойства и специфические, характерные только налогам черты и отличия.

В древние времена налоги были в форме повинностей и натуральных сборов. Сборы преимущественно направлялись на содержание князя и его окружения, а также для проведения военных мероприятий. Со временем развилась система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

Главное место в системе сборов занимала дань, которая из первоначальных военных сборов превратилась в обязательные платежи, которые направлялись на удовлетворение нужд князя. Первоначально все сборы, в том числе и дань, выступали в натуральной форме. Но с появлением денег сборы в пользу князя приобрели смешанный характер, и с развитием товарно-денежных отношений все большее преимущество отдавалось сборам в денежном исчислении. [10]

Особенное воздействие на формирование российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В следствии чего на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог. С целью установления размера дани периодически проводилась перепись населения. Дань явилась основанием всеобщего прямого налога, так как сбор ее со времени перешел в руки московского князя. Отмена монголо-татарского ига не освободила население от налога, появившегося в виде дани, а наоборот, на ее основе стали формироваться новые виды налогов.[10]

Значимым промежутком в развитии российской налоговой системы является объединение земель вокруг Московского княжества, когда казна московского князя становится казной государственной. В соответствии с этим ее пополнение сборами становится делом не только великого князя, но и государственным.

Со временем в налоговой системе стали выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место занимали внутренние таможенные платежи, которые охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до потребителя.[10]


Со второй половины XVI в. широкое распространение получили кабацкие сборы. Постепенно эти сборы стали приобретать большое значение в доходах бюджета.[10]

С развитием внешней торговли возрастали внешние таможенные пошлины.

Множественные войны, необходимость содержания большого войска, ее перевооружения способствовали росту прямых налогов. К примеру, появились налоги, предназначенные на покрытие армейских расходов: пищальные деньги, жемчужные, сбор на городовое и засечное дело, полоняничные деньги, стрелецкие и т.п. [10]

Увлекательный и драматический период в истории российских налогов связан с периодом правления Петра Великого. Именно в этот период особо больших размеров достигают военные расходы, связанные с постоянными войнами и созданием российского флота. Рост расходов последовал увеличению налоговых сборов. Одновременно с уже действующими появляются новые налоги - драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов. Кроме этого, резко возросли уже существующие налоги. Появились также нетрадиционные налоги, например налог на бороды и т.д. [10]

Впрочем, все эти меры не решали главной задачи - обеспечение казны высокими постоянными доходами. Нужен был новый метод решения этой проблемы. В 1717 г. было заменено большее количество постоянных и временных прямых налогов одним - подушной податью. [10]

Необходимо отметить, что в отличие от современных нововведений в налоговой системе Петровская налоговая реформа была точно продумана, и прежде была проведена большая подготовительная работа.

Во времена царствования Екатерины II выполнялись мероприятия по расширению налогооблагаемой базы. В дальнейщем из-за чрезвычайного роста расходов, связанных с войнами и содержанием двора, увеличивались подушная подать, питейный и соляной налоги.[10]

Многочисленные изменения в налоговой системе были начаты в период царствования Александра II.

Более мощные и прогрессивные изменения в налоговой области произошли в период царствования Александра III. В особенности значимые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили, когда Министерство финансов возглавляли Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.[10]

Таким образом, к концу XIX в. в России сложилась вполне цивилизованная налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, учитывающая в определенной мере налогоспособность населения, обладающая системой контроля за сбором налогов.

Благоприятное развитие российской налоговой системы было прервано Октябрьской революцией 1917 г., и последующей Гражданской войной. Определенная активация в развитии налогов было в период нэпа. Однако последующая финансовая реформа 1930-х гг. практически уничтожила налоговую систему и на многие годы остановила процессы ее развития.[10]


Новый этап развития начался в 1990-е гг., он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется поэтапным построением налоговой системы, обладающей общими с развитыми экономическими странами чертами [10].

Рассмотрим, какое понятие налога дает современная экономика. Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [5].

Данное определение содержит следующие признаки:

  • обязательность;
  • безвозвратность и безвозмездность;
  • денежный характер;
  • публичное предназначение.

Обязательность. Основным отличительным признаком налогов является его обязательный характер. Это означает то, что налог устанавливается государством. Установление налога происходит в одностороннем порядке, то есть без учета мнения и желания налогоплательщика. Так же, обязанность каждого уплачивать налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции РФ [2].

Безвозвратность и безвозмездность. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком государству, не будет возвращена ему обратно в виде денежных средств. В соответствии с действующим законодательством, сумма налога, уплаченная налогоплательщиком, передается в собственность государству, и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов. Следовательно, выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности.

Денежный характер. Взимание налога происходит посредством изъятия денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности. Все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Не допускается изъятие в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности. Так же, не допускается уплата налога по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам.

Публичное предназначение. Взимание налогов — один из важных признаков государства и необходимый источник его существования. В современных условиях государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки. Все источники финансирования государства можно разделить на налоговые и не налоговые. На первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.


Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Поэтому, налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в НК РФ, а взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется [4].

Функционирующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения не содержат определенного понятия налоговой системы. Хотя, действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал данное понятие:

Налоговая система — это основанная на определенных принципах структура урегулированных нормами права общепризнанных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов [2].

В Российской Федерации налоговая система является трехуровневой. Она подразделяется на федеральный, региональный и местный уровни – статья 12 Налогового Кодекса РФ [5]. Это объясняется характерными особенностями государственного устройства России, которые заключаются в государственном управлении и разделении органов власти на три уровня: федеральный, региональный и местный.

Законодательной базой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах — Налоговый Кодекс РФ, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности схему налоговой системы и Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Развитие налоговой системы происходит на законодательном уровне. Федеральные органы законодательной власти формируют структуру налоговой системы, оформляют налоги и сборы. В соответствии со ст. 72 и 76 Конституции, органы законодательной власти субъектов РФ не могут изменять состав налоговой системы и устанавливать дополнительно к существующим новые налоги и сборы [3]. Таким образом, законодательные органы субъектов РФ не принимают участие в ходе разделения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы [9].

1.2 Элементы налогов

В первую очередь, нежели взыскивать тот или иной налог, государство в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.