Файл: Профессиональный стресс управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.
Глава 1. Сущность и природа стресса
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Стресс — обычное и часто повторяющееся явление. Определенный уровень стрессовой нагрузки способен побудить человека к действию и повысить отдачу от затрачиваемых усилий (работоспособность, например), но чрезмерный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Существует три модели, в которых может испытываться стресс:
- физиологическая, т.е. под влиянием стресса находится наше тело или его отдельные функции;
- поведенческая, или реактивная, т.е. стресс проявляется в наших действиях и поступках;
- эмоционально-интеллектуальная, т.е. стресс проявляется в наших чувствах и мыслях.
Важно при этом, что эти три модели нельзя в полной мере отделить друг от друга: наши умы и тела находятся в постоянной взаимозависимости. Стресс формируется под воздействием внешней среды. В ответ на раздражитель внешней среды у человека появляется ответная реакция.
Выделяют виды реакции дистресс и эустресс (см. приложение 1)
Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресс, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия.
Существует пять основных реакций на стресс:
1) Потеря способности действовать, что влечет за собой беспокойство и дополнительный стресс;
2) Бесцельная активность от желания уменьшить напряжение (люди при этом, например, барабанят пальцами по столу, охотно вступают в яростные споры и т.п.);
3) Сосредоточение на каких-то второстепенных, побочных действиях (например, вместо того чтобы писать письмо, мы начинаем чистить пишущую машинку);
4) Сниженная активность, как будто мы испытываем физическую боль;
5) Сниженная внешняя стимуляция (т.е. стимуляция, идущая извне), когда люди, например, избегают общения с окружающими, вместо того чтобы искать у них поддержки и помощи.
Можно выделить кратковременные и долговременные симптомы стресса. К кратковременным относят: учащенное сердцебиение, повышение давления, бессонницу, головные боли и т.д. Долговременные выражаются в нервном истощении, потере веса, недомогании, вирусных болезнях и др. Причины стресса формируются с воздействием двух групп факторов.
1.1 Организационные факторы
1) Перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
2) Слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
3) Неинтересная работа;
4) Ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
5) Неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов;
6) Плохие условия труда;
7) Плохая информированность;
8) Неопределенность положения работника, неизвестность в ожидании решения руководства.
Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
1) положительные события 2) негативные события
1.2 Сущность
Выделяют четыре подхода в этом вопросе:
- достижение поставленных целей,
- использование ресурсов,
- оптимальность внутренних процессов и коммуникаций,
- удовлетворенность персонала.
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей.
Эффективность управления – соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий
1.3 Критерии
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
- Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
1.4 Показатели
Показатель эффективности– количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.
Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные показатели деятельности системы управления включают:
- комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
- показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):
- повышение научно- технического уровня управления;
- уровень интеграции процессов управления;
- повышение квалификации менеджеров;
- повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
- формирование организационной культуры;
- управляемость системы; удовлетворенность трудом;
- завоевание общественного доверия;
- усиление социальной ответственности организации;
- экологические последствия.
Глава 2. Причины и источники стресса
Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие.
Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907-1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.
По своей сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.
Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие - «эмоциональный или психологический стресс».
Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях. Однако стресс - это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.
Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.
Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.
Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:
- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
- конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
- неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают).
Неинтересная работа (обследование 2000 рабочих - мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
- плохие физические условия (шум, холод и пр.)
- неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
- плохие каналы обмена информацией в организации и др.
Другую группу стресс генных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.
Организационно-личностные факторы. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:
- страх не справится с работой;
- страх допустить ошибку;
- страх быть обойденным другими;
- страх потерять работу;
Стресс генами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.
Основное правило напрашивается само собой: нужно четко отличать стресс генные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стресс генных факторах, которые могут быть нами изменены реально.
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
- факторы стресса вне организации;
- групповые факторы стресса;
- факторы стресса, связанные с организацией;
2. 1 Факторы стресса вне организации
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.