Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммуникаций в организации
1.1 Сущность и значение коммуникаций и коммуникационного процесса
1.2 Организация коммуникационного процесса
1.3 Элементы и этапы коммуникационного процесса
2. Анализ коммуникаций и коммуникационного процесса в АО НПП «КлАСС»
2.1 Краткая характеристика АО НПП «КлАСС»
2.2 Анализ коммуникаций и барьеры коммуникационных процессов АО НПП «КлАСС»
2.3. Направления совершенствования организации коммуникаций АО НПП «КлАСС»
На рисунке 5 представлена схема организационной структуры АО НПП «КлАСС».
Рис.5. Организационная структура управления АО НПП «КлАСС»[[38]]
Как видно по рисунку 5, в АО НПП «КлАСС» используется линейно-функциональная организационная структура.
Для линейно-функциональной структуры характерно такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а призвание функциональных звеньев заключается в помощи линейным подразделениям и осуществлении планирования, координирования, стимулирования, учета, контроля, анализа, регулировании их деятельности в виде информирования и консультирования. Такого рода воздействие на линейные подразделения они осуществляют посредством линейных руководителей.
В таблице 2 представлены основные показатели деятельности АО НПП «КлАСС» за 2015-2017 гг., рассчитанные на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. [[39]]
Таблица 2 –– Основные экономические показатели деятельности АО НПП «КлАСС» [[40]]
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение |
Темп роста, % |
||
2016-2015 |
2017-2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
||||
Выручка от реализации, тыс. руб |
111200 |
113470 |
101639 |
2270 |
-11831 |
102% |
90% |
Себестоимость продаж, тыс. руб |
85140 |
90418 |
81582 |
5278 |
-8836 |
106% |
90% |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
26060 |
23052 |
20057 |
-3008 |
-2995 |
88% |
87% |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
2010 |
1581 |
2157 |
-429 |
576 |
79% |
136% |
Фондоотдача, руб./руб. |
55 |
72 |
47 |
16 |
-25 |
130% |
66% |
Рентабельность основных фондов, % |
63% |
90% |
72% |
0 |
0 |
143% |
80% |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
30341 |
28662 |
39079 |
-1679 |
10418 |
94% |
136% |
Время обращения оборотных средств, дни |
100 |
92 |
140 |
-7 |
48 |
93% |
152% |
Расходы на оплату труда, тыс. руб |
4656 |
5300 |
5620 |
644 |
320 |
114% |
106% |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб. |
24 |
25 |
26 |
1 |
1 |
104% |
104% |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
573 |
535 |
468 |
-38 |
-67 |
93% |
88% |
Издержки обращения, тыс. руб |
26856 |
27687 |
25154 |
831 |
-2533 |
103% |
91% |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3755 |
4636 |
5098 |
881 |
462 |
123% |
110% |
Рентабельность продаж, % |
1% |
1% |
2% |
0 |
0 |
110% |
122% |
Прочие доходы, тыс. руб. |
9179 |
9272 |
10419 |
93 |
1147 |
101% |
112% |
Прочие расходы, тыс. руб. |
1580 |
1770 |
2428 |
189 |
658 |
112% |
137% |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1260 |
1416 |
1543 |
156 |
127 |
112% |
109% |
Рентабельность деятельности, % |
4% |
5% |
4% |
0 |
0 |
120% |
80% |
Как видно по данным таблицы 2, выручка от продаж АО НПП «КлАСС» увеличилась на 1% в 2016 году по сравнению с 2015 годом и на 4% в 2016 году по сравнению с 2016 годом. Такое увеличение вызвано, в первую очередь, ростом объема продаж в натуральном выражении, а также ростом цен на выпускаемую продукцию. Полная себестоимость продукции в 2016 году значительно уменьшилась (на 10%) по сравнению с 2015 годов преимущественно за счет внедрения ресурсосберегающих технологий. Однако в 2017 году по сравнению с 2016 годом полная себестоимость увеличилась на 11%, что связано с повышением цен на сырье, материалы, энергоресурсы, коммунальные платежи и прочее. Что значительно повлияло на себестоимость каждой единицы выпускаемой продукции.
Предприятие является рентабельным и имеет положительную динамику показателей рентабельности. Так, рентабельность продаж увеличилась на 10% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 22%. Коэффициента оборачиваемости оборотных активов за последние три года незначительно, однако ухудшился на 1 оборот, что является негативной тенденцией. Снижение показателя оборачиваемости указывает на неэффективное управление оборотными активами предприятия, поскольку предприятие может ускорить оборачиваемость активов.[[41]]
Темпы роста прочих расходов превышают темпы роста прочих доходов, что является нежелательным явлением и указывает на рост незапланированных расходов АО НПП «КлАСС».
Важным индикатором является и среднесписочная численность персонала, которая имеет положительную тенденцию роста. За три года численность персонала увеличилась 11%. Среднемесячная заработная плата в АО НПП «КлАСС» также с каждым годом повышается, что может свидетельствовать о стабильности предприятия.
Размер чистой прибыли увеличился в 2014-2017 гг. за счет снижения себестоимости реализованной продукции, что могло свидетельствовать об эффективном управлении предприятия.
С каждым годом растет величина выручки и чистая прибыль. Себестоимость продаж резко уменьшилась в 2017 году, это вызвано в первую очередь внедрением новых ресурсосберегающих технологий, а также экономией на масштабах деятельности.
Следует отметить, что производительность труда в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 93%, а в 2017 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 88%. Это вызвано прежде всего превышением темпом роста выручки от продаж темпа роста численности персонала. Снижение производительности труда является отрицательным для предприятия явлением.
Рентабельность деятельности предприятия находится на уровне 4 %. Однако в 2016 году данный показатель повысился и составлял 5%.[[42]]
На рисунке 6 представлена динамика чистой прибыли АО НПП «КлАСС» за последние три года.
Рис.6. Динамика чистой прибыли за 2015-2017 гг.
На рисунке 6 можно увидеть положительную тенденцию роста чистой прибыли, которая значительно возросла в 2017 году до 1543 тыс. руб. по сравнению с 2015 и 2016 гг., что указывает на рентабельность деятельности АО НПП «КлАСС» и улучшение как финансового состояния предприятия, так и его финансовой устойчивости.[[43]]
Из всего вышесказанного следует, что деятельность АО НПП «КлАСС» за 2015-2017 гг. является прибыльной. Несмотря на определенные сложности, предприятие является рентабельным и имеет достаточный размер производственных мощностей и источников собственных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ коммуникаций и барьеры коммуникационных процессов АО НПП «КлАСС»
АО НПП «КлАСС» пронизано многочисленными коммуникационными процессами.
Коммуникации осуществляются самыми разнообразными способами: при личной встрече, по телефону, посредством интернета и пр.
Можно выделить несколько уровней коммуникационного взаимодействия в АО НПП «КлАСС».
1)Межличностный уровень (между сотрудниками АО НПП «КлАСС», между сотрудником и структурным подразделением АО НПП «КлАСС», человек- АО НПП «КлАСС», люди с внешней средой).;
2)Межгрупповой уровень (одно подразделение АО НПП «КлАСС» с другими подразделениями, подразделение с АО НПП «КлАСС», подразделение АО НПП «КлАСС» с внешней средой);
3)Организационный уровень (АО НПП «КлАСС» с другими организациями, АО НПП «КлАСС» с внешней средой).
Коммуникационные процессы АО НПП «КлАСС» связаны с необходимостью преодоления межличностных барьеров в:
1) восприятии;
2) семантике;
3) обмене невербальной информацией;
4) некачественной обратной связи;
5) недостаточной внимательности.
Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее. Это обусловливает необходимость преодоления преград, связанных восприятием.
Семантические барьеры связаны с тем, что вступая в информационный контакт и используя символы, люди пытаются обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым символам относятся слова, жесты и интонации. Этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Часто проблемы коммуникации связаны с использованием слов в качестве символов.
Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально предававшемся ему смысле.
В целях снижения уровня влияния межличностных барьеров, а коммуникационный процесс, либо их устранения необходимо устанавливать обратную связи.
Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них — задавать вопросы. К примеру, руководитель только что обсудили изменение процедуры выполнения работ и можно задать такой вопрос: «С чего следует начать, изменяя процедуры выполнения работ, чтобы все прошло гладко?» Если вопросов, связанных с изменением процедуры выполнения работ, много, лучше их записать. В любом случае, вероятно, разумно направить подчиненному записку, сообщив в ней письменно об изменении процедуры его работ. Эффективный способ — заставить человека пересказать свои мысли.[[44]]
Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Обратную связь можно установить путем проверки первых результатов работы, проведением относительно подчиненных «политики открытых дверей». [[45]]
Всегда следует исключать из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Точные слова обеспечивают результативность сообщения.
Таким образом, коммуникационные процессы АО НПП «КлАСС» состоят из четырех базовых элементов и четырех этапов, которые составляют содержание любого типа коммуникационного процесса. Коммуникационные процессы АО НПП «КлАСС» могут иметь определенные барьеры, устранение влияния которых возложено на руководство в целях осуществления эффективной коммуникации.
2.3. Направления совершенствования организации коммуникаций АО НПП «КлАСС»
АО НПП «КлАСС» важно регулировать информационные потоки (изучать информационные потоки):
Руководители на всех уровнях АО НПП «КлАСС» должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах.
Следует отметить, что информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.[[46]]
АО НПП «КлАСС» важна акцентировать внимание на разработке систем сбора предложений с целью обеспечения более легкого поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации.
Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Вес работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Чаще всего, такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Программы, обеспечивающие такое стимулирование и располагающие механизмом, объясняющим, почему та или иная идея внедряется, позволяют работникам понять причины принятия или отказа от их предложений. Кроме того, у работников есть шанс получить денежное вознаграждение.
Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджера, тут же отвечающие на задаваемые вопросы. Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимным), либо печатаются в информационном бюллетене. Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес[[47]].