Файл: Юридическая психология МУ ИД.pdf

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 3267

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

6.  Основные направления персонологии в классических трудах. Бихеви-

оризм. – М., 1998. 

7.  Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М., 

1985. 

8.  Рубинштейн  С.  Л.  Основы  общей  психологии  /  С.  Л.  Рубинштейн.  – 

СПб., 2000. 

9.  Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989. 

10. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992. 

11. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 2014. 

 

Контрольные вопросы к теме 2 

1.  Охарактеризуйте  основные  подходы  к  пониманию  природы  правосо-

знания. 

2.  Каковы  причины появления  в персонологии  биологических, социаль-

ных и индивидуально-психологических теорий? 

3.  Определите сферу использования биологических теорий личности при 

решении задач, стоящих перед юридической психологией. 

4.  Определите  сферу  использования  социальных  теорий  личности  при 

решении задач, стоящих перед юридической психологией. 

5.  Определите  сферу  использования  индивидуально-психологических 

теорий  личности  при  решении  задач,  стоящих  перед  юридической 
психологией. 

6.  Охарактеризуйте  схему  взаимодействия  между  биологическим,  соци-

альным  и  индивидуально-психологическим  факторами  в  жизнедея-
тельности человека. 

7.  Чем обусловлено различие направленности (гомеостатическое и гете-

ростатическое) различных потребностей человека? 
 

ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ 
КАК ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 
В ОБЩЕЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
Соотношение поведения и деятельности. Общие  свойства и классифика-

ция поведения. Правопослушное поведение. Девиантное и делинквентное пове-
дение. 


background image

 

12 

Роль страха в модели правопослушного поведения. Роль социальных сте-

реотипов в модели правопослушного поведения. 

Modus operandi. Modus vivendi. 
Отношение. Понятия «динамический стереотип» и «установка». Соотно-

шение  данных  понятий.  Ролевое  поведение:  природа,  понятие  и  содержание. 
Знание, умение, навыки и привычки. 
 

Основные понятия темы 

Активность,  деятельность,  поведение,  стимул,  реакция,  знание,  умение, 

навык,  привычка,  стереотипизация,  динамический  стереотип,  установка,  роле-
вое  поведение,  экстраверсия,  интроверсия,  язык,  речевая  деятельность,  обще-
ние,  взаимопонимание,  воздействие,  убеждение,  внушение,  вербальное  обще-
ние, невербальное общение, ролевое общение, формальное общение. 
 

Основная литература 

1. Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология : курс лекций / Р. Л. Ахмед-

шин.  –  Томск  :  Эль  Контент,  2011.  –  228  с.  –  Режим  доступа: 

https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625791A0016

FEB9 (дата обращения: 13.04.2016). 

 

Дополнительная литература 

1.  Волков  А.  Н.  Деятельность:  структура  и  регуляция  /  А.  Н.  Волков.  – 

М., 1987. 

2.  Вилюнас  В.  К.  Психологические  механизмы  мотивации  человека  / 

В. К. Вилюнас. – М., 1990. 

3.  Густяков Н. А. Психология, мотивация, мышление / Н. А. Густяков. – 

Харьков, 1993. 

4.  Леонтьев  А.  Н. Деятельность,  сознание,  личность  /  А.  Н. Леонтьев.  – 

М., 1975. 

5.  Мезинов  Д.  А.  Преступная  мотивация  как  объект  познания  в  крими-

налистике : дис … канд. юрид. наук / Д. А. Мезинов. – Томск, 1999. 

6.  Рубинштейн  С.  Л.  Основы  общей  психологии  /  С.  Л.  Рубинштейн.  – 

СПб., 2000. 


background image

 

13 

7.  Тазин  И.  В.  Криминалистическая  характеристика  мотивационно-

смысловой сферы личности преступника : дис … канд. юрид. наук. – 
И. В. Тазин. – Томск, 2006. 

8.  Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. 

9.  Каган  М.  С.  Мир  общения:  проблемы  межсубъектных  отношений  / 

М. С. Каган. – М., 1988. 

10. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. – Ростов 

н/Д, 1986. 

11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 1997. 

 

Контрольные вопросы к теме 3 

1.  В чем заключается необходимость изучения деятельности в юридиче-

ской психологии? 

2.  Какова причина существования стереотипов в жизнедеятельности че-

ловека? 

3.  В  какой  связи  находятся  креативное  мышление  и  механизмы  стерео-

типизации? 

4.  С  какими  психическими  структурами  наиболее  тесно  связаны  прояв-

ления механизмов стереотипизации? 

5.  Какой механизм стереотипизации лежит в основе навыка? 

6.  Какой механизм стереотипизации лежит в основе восприятия мира? 

7.  В чем значимость для юридической психологии положения Соссюра о 

незнаковости языка? 

8.  В чем выражается коммуникативная функция общения? 

9.  В чем выражается личностная функция общения? 

10. В чем выражается социальная функция общения? 

11. Определите назначение невербального общения. 

12. Какими  механизмами  психической  защиты  обусловлено  существова-

ние невербального общения? 

 

Специальная часть 

 

ТЕМА 4. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
Предмет  и  объект  исследования  криминальной  психологии.  Основные 

методологические  подходы  к  анализу  криминальных  форм  поведения.  Психо-
логические  факторы  формирования  криминального  правосознания  и  преступ-


background image

 

14 

ной деятельности. Понятие личности преступника. Криминальная патопсихоло-
гия. Психологические вопросы криминогенности психических аномалий. 

Исторические и социальные предпосылки прикладных исследований про-

тивоправного поведения. «Криминальная антропология» Ч. Ломброзо. Генети-
ческая  предопределенность  преступного  поведения  Н.  Ланге.  Конституцио-
нальная  теория  преступности  Э.  Кречмера  и  У.  Шелдона.  Теория  Э.  Ферри. 
Криминальная  классификация  Р.  Санфорда.  Учение  о  «психопатическом  пре-
ступнике» К. Бирнбаума и К. Шнайдера. Психоаналитические взгляды на про-
блему преступности, биографический подход к исследованию причин противо-
правного  поведения.  Теории  делинквентности.  Агрессивность  как  результат 
фрустраций. Преступное поведение как бессознательная месть. 

Понятие  личности  преступника.  Роль  социального,  биологического  и 

психологического факторов в формировании личности преступника. Соверше-
ние преступлений определенного вида как свидетельство доминанты одного из 
факторов  в  структуре  психики.  Искажения  в  ценностно-нормативной  сфере 
личности  преступника  и  в  сфере  правосознания.  Соотношение  нормального, 
девиантного  и  делинквентного  поведения  с  точки  зрения  психологии.  Роль 
установок  и  динамического  стереотипа  в  регуляции  преступного  поведения. 
Соотношение понятий «установка» и «динамический стереотип» применитель-
но  к  преступному  поведению.  Классификация  акцентуированных  типов.  Лич-
ность несовершеннолетнего преступника. 

Понятие  группы  и  совместной  преступной  деятельности.  Криминальная 

группа. Основные характеристики криминальной группы. Криминальная груп-
па как частный случай малой группы. Концентрические и иерархичные крими-
нальные  группы.  Психологические  и  социально-психологические  механизмы 
сплочения малых групп. Групповые роли и их иерархия в криминальной груп-
пе. Лидерство в криминальной группе. Типы лидеров в криминальной группе – 
общая характеристика. 

Сущность  типологизации  личности.  Проблемы  типологизации.  Требова-

ния к типологической модели в юридической психологии. Типологическая тео-
рия К. Юнга. Общая характеристика интровертированного и экстравертирован-
ного типа личности. Особенности решения вопроса о типологизации личности 
в юридической психологии. 
 

 

 


background image

 

15 

Основные понятия темы 

Преступник,  врожденный  преступник,  47-кариотип,  парафилии,  консти-

туциональный  тип,  преступная  установка,  гипоопека,  гиперопека,  виктимное 
поведение,  истероид,  психастеноид,  эпилептоид,  параноид,  шизоид,  сенситив, 
астеноневротик,  гипертим,  циклоид,  группа,  малая  группа,  группировка,  кол-
лектив, социальная роль, ролевая позиция, криминальная группа, демократиче-
ская  группа,  иерархическая  группа,  подражание,  научение,  лидер,  функцио-
нальная фигура, лидерство. 

 

Основная литература 

1.  Ахмедшин  Р.  Л.  Юридическая  психология  :  курс  лекций  /  Р.  Л.  Ах-

медшин.  –  Томск  :  Эль  Контент,  2011.  –  228  с.  –  Режим  доступа: 
https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625

791A0016FEB9 (дата обращения: 13.04.2016). 

2.  Дегтярев  А.  В.  Развитие  эмоционального  интеллекта  как  фактора про-

филактики противоправного и асоциального поведения в подростковом 
возрасте / А. В. Дегтярев, Н. В. Дворянчиков, Н. В. Богданович // Юри-
дическая психология. – 2014. – № 2. – Режим доступа: доступ из спра-
вочной правовой системы «КонсультантПлюс». 

 

Дополнительная литература 

1.  Антонян Ю. М. Психология убийства / Ю. М. Антонян. – М., 1997. 

2.  Бартол  К.  Психология  криминального  поведения  /  К.  Бартол.  –  М., 

2004. 

3.  Башкатов  И.  П.  Психология  групп  несовершеннолетних  нарушите-

лей / И. П. Башкатов. – М., 1993. 

4.  Блэкборн  Р.  Психология  криминального  поведения  /  Р.  Блэкборн.  – 

М., 2004. 

5.  Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 1997. 

6.  Девиантное  поведение  личности  и  группы  :  учеб.  пособие  / 

Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : ИД «Питер», 2010. 

7.  Зелинский А. Ф. Криминальная психология / А. Ф. Зелинский. – Киев : 

Юринком Интер, 1999. 

8.  Владимиров  Л.  Е.  Психические  особенности  преступников  по  новей-

шим исследованиям / Л. Е. Владимиров. – М., 1877.