ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Юридическая психология
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 3268
Скачиваний: 22
41
21. Характеристика методов и средств правомерного психического воз-
действия. Неправомерное психологическое воздействие.
22. Психологическая характеристика конфликтных ситуаций в процессе
расследования.
23. Психологическая характеристика осмотра места происшествия.
24. Методика построения психологического профиля неизвестного пре-
ступника.
25. Понятие и психологические особенности обыска.
26. Психологическое обеспечение допроса.
27. Психологическая характеристика типов обвиняемых.
28. Понятие, формы и особенности установления психологического кон-
такта при допросе.
29. Оценка истинности показаний допрашиваемого лица.
30. Виды судебно-психологической экспертизы.
31. Профессиограммы работников юридических специальностей.
32. Общая характеристика профессиональной деформации работников
юридических специальностей.
33. Способы коррекции профессиональной деформации работников юри-
дических специальностей.
34. Общая характеристика процесса ресоциализации личности осужден-
ного.
35. Психологические основы перекрестного допроса.
42
ГЛОССАРИЙ
Анкетирование – метод, заключающийся в проведении разговора между
исследователем и субъектом посредством специально оформленного списка
вопросов. Принадлежит к группе социологических методов.
«Безнадзорность» – модель воспитания, характеризующаяся отсутствием
интереса к ребенку и контроля за его поведением.
Виктимная психология – раздел юридической психологии, изучающий
психические закономерности, возникающие и существующие в системе «жерт-
ва – преступление».
Виктимность – совокупностью характеристик субъективного и объек-
тивного плана, которая послужила причиной наступления для нее неблагопри-
ятных последствий преступного события. Закономерные активные жертвы ха-
рактеризуются виктимностью в форме легкомыслия или виктимностью в форме
агрессии. Закономерные пассивные жертвы характеризуются виктимностью в
форме дезадаптивности или в форме анадаптивности.
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной
объект. Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Произвольное
внимание – внимание, избирательная направленность которого характеризуется
задействованием волевых психических процессов. Непроизвольное внимание –
внимание, избирательная направленность которого не характеризуется задей-
ствованием волевых психических процессов.
Воздействие – это целенаправленный перенос движения и информации
от одного участника взаимодействия к другому.
Гетеростаз – свойство любой системы, в том числе и психики, выража-
ющееся в стремление к развитию.
Гипертим (гипертимный акцентуированный тип) – типовая совокуп-
ность психологических свойств, предопределенная постоянным повышенным
фоном настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,
предприимчивостью.
«Гиперопека» – модель воспитания, характеризующаяся чрезмерным
вниманием к ребенку, желанием создать из него вундеркинда, подавлением са-
мостоятельности, диктатом в отношении каждого шага.
Гипотим (гипотимный акцентуированный тип) – типовая совокуп-
ность психологических свойств, предопределенная постоянным пониженным
43
фоном настроения в сочетании с фиксацией на мрачных сторонах жизни, идео-
моторной заторможенностью.
«Гипоопека» – модель воспитания, характеризующаяся недостаточно-
стью внимания ребенку, верой в целесообразность автономности ребенка.
Гомеостаз – свойство любой системы, в том числе и психики, выражаю-
щееся в стремлении к покою.
Депрессия – синдром, характеризующийся пониженным настроением,
торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением виталь-
ных побуждений, пессимизмом в отношении себя и окружающей действитель-
ности.
«Ежовые рукавицы» – модель воспитания, характеризующаяся система-
тическими угрозами наказания ребенка, подавлением его инициативы.
Закономерные жертвы преступлений – лица, своим поведением созда-
ющие или облегчающие условия совершения преступления. Среди них можно
выделить отдельные подгруппы: активные жертвы и пассивные жертвы. Зако-
номерные пассивные жертвы преступлений – это лица, которые своим не-
осмотрительным либо неосторожным поведением способствуют созданию
криминальной ситуации. Закономерные активные жертвы преступлений – это
лица, которые своим аморальным либо противоправным поведением создают
криминальную ситуацию и провоцируют совершение в отношении них пре-
ступления.
Застревающий (застревающий акцентуированный тип) – типовая со-
вокупность психологических свойств, предопределенная существованием у ли-
ца склонности к дисциплине, повышенной упорядоченности деятельности и
скрупулезности.
«Золушка» – модель воспитания, характеризующаяся отсутствием вни-
мания со стороны родителей с одновременной эксплуатацией ребенка, чрез-
мерным привлечением его к труду.
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств,
отличающих одного индивидуума от другого; своеобразие психики и личности
индивида, её неповторимость, уникальность.
Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптиро-
ваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понима-
нию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний в
повседневной деятельности.
44
Интервьюирование – метод, заключающийся в проведении разговора
между исследователем и субъектом по заранее разработанному плану. Принад-
лежит к группе социологических методов.
Интроверсия–экстраверсия – распространённый в психологии критерий
категоризации или показатель измерения черт личности. Наиболее известны
два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадле-
жащих К. Юнгу и Г. Айзенку. Основным критерием, различающим экстравер-
тов и интровертов, К. Юнг считал «направление движения либидо». Согласно
Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности жизненной энергии челове-
ка на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практи-
ческие аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интро-
верт предпочитает погружение в мир воображения и размышлений.
Истероид (истероидный акцентуированный тип) – типовая совокуп-
ность психологических свойств, предопределенная высоким уровнем демон-
стративности.
Конфликтное поведение – естественная для людей форму межличност-
ного агрессивного поведения. Содержательно конфликт характеризуется сле-
дующими свойствами: конфликт есть внутреннее, психическое состояние чело-
века, характеризующееся острой психической напряженностью; конфликтное
начало находит отображение на вербальном и невербальном уровнях человече-
ского поведения; конфликт является особым эмоциональным состоянием, ха-
рактеризующимся преобладанием негативных эмоций.
Конформный (конформный акцентуированный тип) – типовая сово-
купность психологических свойств, предопределенная склонностью к страхам,
повышенной робости и пугливости, высоким уровнем тревожности.
Концентрация внимания – способность к удержанию внимания на ка-
ком-либо объекте.
Концентрический метод поиска – это поиск от границ исследуемой
территории к её центру (от периферии к центру). Концентрический метод поис-
ка используется в случае отсутствия явной локализации следов преступления
(место перестрелки, место обрушения здания, места массовых убийств в ходе
боевых действий).
Криминалистическая психология – раздел юридической психологии,
изучающий психические закономерности, возникающие и существующие в си-
стеме «человек – следственное действие».
45
Криминальная психология – раздел юридической психологии, изучаю-
щий психические закономерности, возникающие и существующие в системе
«преступник – преступление».
Криминальный инсайт – осознание справедливости и адекватности кары
за совершенное преступление, что ведет к переоценке взглядов, антагонистиче-
ских тем, которые образуют правопослушное поведение.
«Кумир семьи» – модель воспитания, характеризующаяся культивирова-
ния у ребенка чувства исключительности, освобождением от всех тягот, испол-
нения любых прихотей.
Лидерство – психологический феномен, предопределяющий перераспре-
деление властных полномочий в малой группе, предопределяется феноменом
«бегства от свободы», описанным Э. Фроммом.
Лидер-исполнитель – это носитель наиболее ярко выраженного деятель-
ностного начала группы, лицо, в наибольшей степени склонное к тактическому
планированию.
Лидер-организатор – это носитель наиболее ярко выраженного аналити-
ческого начала группы, лицо, в наибольшей степени склонное к стратегическо-
му планированию.
Лидер оппозиции – член малой группы, в лице которого высмеиваются
тенденции, опасные для лидера группы, чтобы не допустить раскола среди её
участников. Оппозицией в прямом смысле не является.
Лидер – хранитель ценностей – это носитель наиболее ярко выраженно-
го эмоционального начала группы, лицо, в наибольшей степени склонное к по-
ниманию глубинных потребностей участников группы.
Личность – субъект отношений и сознательной деятельности, носитель
устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как
члена того или иного общества или общности.
Ложь – это (в отличие от заблуждения) умышленное искажение действи-
тельности в знании. В психологии и криминалистике актуальным считается вы-
деление следующих видов лжи: активная ложь – это сообщение заведомо лож-
ных сведений; осознаваемая ложь – это сокрытие информации, при которой ли-
цо сознательно искажает факты, соответствующие реальной действительности;
неосознаваемая ложь – это вытекающая из эмоционального состояния напря-
жения, не всегда точное воспроизведение произошедшего и неосознанное ис-
кажение фактические события, в силу повышенной внушаемости лица; патоло-