ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Юридическая психология
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 3309
Скачиваний: 22
31
6. Коробицына М. Б. Психологическое исследование в структуре судеб-
ной экспертизы / М. Б. Коробицына. – Одесса, 2005.
7. Кудрявцев И. А. Методологические основы и принципы судебно-
психологической экспертизы психологического воздействия /
И. А. Кудрявцев, Д. С. Чижова. – М. : ФГУ ГНЦССП им. В. П. Серб-
ского Минздравсоцразвития России, 2011.
8. Мамайчук И. И. Экспертиза личности в судебно-следственной прак-
тике / И. И. Мамайчук. – СПб., 2002.
9. Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы : учеб. по-
собие для вузов / В. В. Нагаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право,
2000.
10. Назаров О. А. Теория и практика судебно-психологической эксперти-
зы / О. А. Назаров. – М., 2013.
11. Романов В. В. Актуальные проблемы судебно-психологической экс-
пертизы в уголовном и гражданском процессе / В. В. Романов. – М.,
2003.
12. Ситковская О. Д. Аффект: криминально-психологическое исследова-
ние / О. Д. Ситковская. – М. : Юрлитинформ, 2001.
13. Ситковская О. Д. Новые направления судебно-психологической экс-
пертизы : справ. пособие / О. Д. Ситковская, Л. П. Конышева,
М. М. Коченов. – М. : Юрлитинформ, 2000.
14. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном про-
цессе : науч.-метод. пособие. – М., 2001.
Контрольные вопросы к теме 10
1. Назовите причины популярности судебно-психологической эксперти-
зы в наше время.
2. Определите разграничение компетенции между экспертами при про-
ведении психолого-психиатрической экспертизы.
3. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экспер-
тизы, предметом которой является изучение личности обвиняемого.
4. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экспер-
тизы, предметом которой является эмоциональное состояние исследу-
емого лица.
32
ТЕМА 11. ПЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предмет, задачи и основные принципы пенитенциарной психологии.
Предпосылки возникновения пенологической психологии. Структура пеноло-
гической психологии. Связь пенологической психологии с другими науками.
Историческое развитие пенологической психологии.
Кара как фактор отрицательного подкрепления в процессе наказания.
Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.
Ощущение и его свойства: качество, сила, длительность. Понятие порога
ощущения, минимальный и максимальный пороги ощущений. Адаптация. Ха-
рактерные особенности восприятия у осужденных. Особенности проявления
эмоций и чувств у осужденных. Эмоциональное переживание лишения свобо-
ды. Состояние напряженности. Возможности исправления некоторых черт ха-
рактера осужденных. Нарушение механизмов целеполагания у осужденного как
результат влияния криминогенной среды.
Методы «модификации поведения»: электрический шок, психохирургия,
генная инженерия, гипнотическое внушение, неопределенные приговоры, ле-
карственное обусловливание, социальный контроль поведения. Критика «мо-
дификации поведения» и возможности применения ее методов в российской
пенитенциарной практике.
Труд в ИТУ как средство социально-психологического контроля. Трудо-
вая деятельность как элемент стимулирования процесса самоактуализации лич-
ности осужденного.
Самоосуждение провинившейся личности. Катарсис как результат пози-
тивного переосмысления жизненной позиции осужденным.
Основные понятия темы
Пенитенциарная психология, гомеостаз, гетеростаз, наказание, кара, ис-
правление, отношение, стресс, тревожность, психологическая коррекция, ресо-
циализирующая деятельность, социальная реадаптация, самоосуждение, вина,
катарсис.
Основная литература
1. Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология : курс лекций / Р. Л. Ах-
медшин. – Томск : Эль Контент, 2011. – 228 с. – Режим доступа:
https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625
791A0016FEB9 (дата обращения: 13.04.2016).
33
2. Дикопольцев Д. Е. Коррекция и профилактика аутоагрессивного по-
ведения несовершеннолетних осужденных / Д. Е. Дикопольцев //
Юридическая психология. – 2015. – № 2. – Режим доступа: доступ из
справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Поздняков В. М. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии
как науки и области психопрактики / В. М. Поздняков // Юридическая
психология. – 2015. – № 2. – Режим доступа: доступ из справочной
правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Фадеева К. Ф. К вопросу об изучении психологических особенностей
несовершеннолетних осужденных женского пола / К. Ф. Фадеева //
Юридическая психология. – 2015. – № 2. – Режим доступа: доступ из
справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Дополнительная литература
1. Антонченко В. В. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная пси-
хология : курс лекций / В. В. Антонченко, О. М. Климова,
О. А. Шиманская. – Новокузнецк : ФКОУ ВПО Кузбасский институт
ФСИН России, 2012.
2. Антонян Ю. М. Психологические особенности осужденных за кражи
личного имущества и индивидуальная работа с ними / Ю. М. Анто-
нян. – М., 1989.
3. Ахмедшин Р. Л. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие /
Р. Л. Ахмедшин. – Новокузнецк : ФКОУ ВПО «Кузбасский институт
ФСИН России», 2013.
4. Бовин Б. Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительно-
му воздействию на осужденных / Б. Г. Бовин. – М. : НИИ ФСИН Рос-
сии, 2005.
5. Бовин Б. Г. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Б. Г. Бовин,
В. П. Голубев. – М., 1998.
6. Бохан Н. А. Реабилитационно-профилактическая помощь осужден-
ным с расстройствами адаптации и аддиктивными состояниями в
условиях социальной изоляции : учеб. пособие / Н. А. Бохан,
Е. Н. Кривулин. – Томск ; Челябинск : ПИРС, 2013.
7. Димитров А. В. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие /
А. В. Димитров, В. П. Сафронов. – М. : Московский психолого-
социальный институт, 2003.
34
8. Данилин Е. М. и др. Характеристика личности осужденного (социаль-
но-психологический портрет) : учеб.-метод. пособие / Е. М. Данилин,
Г. В. Строева и др. – М. : НИИ УИС Минюста России, 2004.
9. Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология : учебник для вузов /
Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
10. Литвишков В. М. Социально-педагогические основы исправления
несовершеннолетних осужденных : учеб. пособие / В. М. Литвишков. –
М., 2006.
11. Литвишков В. М. Пенитенциарная педагогика / В. М. Литвишков,
А. В. Митькина. – М., 2004.
12. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с раз-
личными категориями : учеб.-метод. пособие. – М.: НИИ ФСИН Рос-
сии, 2006.
13. Михлин А. С. Характеристика осужденных к лишению свободы : по
материалам специальной переписи 1999 года / А. С. Михлин. – М.,
2001.
14. Преступление и наказание от «А» до «Я» : словарь по пенитенциарной
психологии. – М., 2009.
15. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.
Контрольные вопросы к теме 11
1. Какие психические состояния наиболее свойственны личности осуж-
денного?
2. Что такое позитивная и негативная адаптация осужденного лица?
3. Как оптимизировать стрессовое давление на осужденного, не рискуя
его психологической целостностью?
4. Какие основные способы исправления и перевоспитания осуждения
существуют?
5. Дайте характеристику процессу катарсиса осужденного.
6. Назовите основные психологические проблемы социальной реадапта-
ции лиц, отбывших уголовное наказание.
7. Чем отличается «вина» в пенологическом и уголовно-правовом пони-
мании?
8. Раскройте основные проблемы этического, идеологического и эконо-
мического характера «модификации поведения» осужденных.
35
ТЕМА 12. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методологические основы судебной психологии. Объект судебной пси-
хологии – отдельные лица и малые группы, принимающие непосредственное
участие в судебных мероприятиях на этапе предварительного следствия и в
процессе судебного разбирательства. Роль общения в деятельности участников
судебного процесса.
Психология подсудимого. Психологические особенности личности госу-
дарственного обвинителя и защитника.
Психология судьи, общественного обвинителя и защитника. Профессио-
грамма судьи. Психология оценки доказательств на основе личного мнения: со-
держание и проблемы.
Человек в розыскном, состязательном и смешанном процессе. Характери-
стика основных установок и ролевых позиций.
Психологические особенности суда присяжных заседателей. Психологи-
ческие приемы выбора оптимального состава присяжных. Формирование уста-
новок на предпочтение позиции у присяжных заседателей.
Психологические аспекты достоверности и судебной оценки результатов
оперативно-розыскной и следственной работы.
Психологические основы и приемы перекрестного допроса.
Общая психологическая характеристика судебного процесса. Культура
судебного процесса – важнейшая предпосылка качественного рассмотрения
уголовных дел. Суд и общественное мнение. Морально-этические сценарии
участников судебного процесса как носителей определенных социальных ро-
лей.
Основные понятия темы
Судебная психология, общение, ролевые позиции, установки, обществен-
ное мнение, профессиограмма, морально-этический сценарий, перекрестный
допрос, некарательное воздействие в суде.
Основная литература
1. Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология : курс лекций / Р. Л. Ах-
медшин. – Томск : Эль Контент, 2011. – 228 с. – Режим доступа:
https://fdo.tusur.ru/study/library/info.php?id=12AAA5852AA5DF7CC625
791A0016FEB9 (дата обращения: 13.04.2016).