Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Особенности выработки оптимального управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При переходе к новой экономической базе возрастает потребность в квалифицированных кадрах менеджеров и лиц, принимающих решения, их психологической готовности к принятию управленческих решений.

Важным фактором в управленческих решениях является совокупность принципов и механизмов на которых основывается процесс принятия управленческих решений.

Особенности управленческих решений заключаются в том, что цена промаха высока. Утверждение и реализация управленческих решений, конкретные управленческие действия, приказы и т.п. — это результаты огромной работы. При этом некоторые процессы скрыты от внешнего наблюдателя, сами результаты этих решений нельзя предугадать, часто они неопределенны, жестко не фиксируемы. Характер социально значимой деятельности требует гарантий успешной реализации управленческой функции.

В управлении принятие решений — более системный процесс, чем в обычной жизни. Ставка часто намного выше. Частный выбор человека отражается в основном на жизни его собственной и некоторых связанных с ним людей. Менеджер выбирает действия не только для себя, но и для предприятия и для других работников. Люди, находящиеся на верхних эшелонах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что очень важно, управленческие решения влияют на судьбы множества людей, по крайней мере, каждого из тех, кто работает с принимающим решение менеджером, и, возможно каждого в организации.

Ответственность за принятие серьезных управленческих решений — тяжелая ноша, что особенно сильно проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не изменить, может пострадать организация, что негативно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать необдуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более продуманно и систематизированно, необходимо качественно ознакомиться со всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.


Глава 1. Управленческое решение и его эффективность

1.1 Понятия управленческого решения и условий его формирования.

Что такое решение? В своей жизни каждый человек обязан всегда принимать решения, иными словами - разрешать возникающие проблемы. В этом смысле под решением проблемы понимается выбор одного варианта действий из нескольких возможных.

Однако, это условие не следует понимать буквально, потому что человеку не редко приходится принимать решения, не распологая ни одним приемлемым вариантом действий. Бывают случаи, когда изначально имеется большое число вариантов возможных действий, представляющихся человеку одинаково разумными и приемлемыми. В обоих случаях принятие решений сталкивается с некоторыми трудностями - проблемой выбора. Итак, принять решение - значит, ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации?

В менеджменте принятие решений, и их реализация представляют собой более сложный процесс, чем в жизненной практике, включающий интересы не одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое решение - значит, ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат был более интересным и выгодным для предприятия, а необходимые затраты ресурсов - минимальными?

Принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора методов к мотивации трудовой деятельности персонала, контроля хода работы и ее результатов и т.д.

Управленческие решения могут принимать разные формы: приказы, распоряжения, контракты с партнерами, правила и инструкции, планы работы подразделений и отдельных сотрудников и т.п.

Управленческие решения, типичные для различных функций

менеджмента

Планирование:

- выбор миссии и общей цели организации;

- утверждение стратегии развития организации;

- утверждение системы тактических и оперативных планов;

- установление стандартов и т.п.

 Организация:

- выбор типа организационной структуры;

- составление инструкций и норм поведения;

- определение уровня децентрализации управления;

- выбор механизмов координации деятельности подразделений и т.п.


 Мотивация:

- выбор модели мотивации персонала;

- приказы о поощрениях и взысканиях;

- принятие решений о продвижении подчиненных;

- организация неформальных мероприятий и т.п.

Контроль:

- выбор формы и методов контроля;

- определение масштаба допустимых отклонений от нормы;

- принятие решений о корректировочных мероприятиях;

- распределение контрольных полномочий и т.п.

Обычно говорят что управленческие решения какого либо менеджера являются результатом его работы, ведь именно с помощью управленческих решений он и оказывает свое воздействие на организацию и подчиненных.

Невозможно быть грамотным менеджером, принимающим верные управленческие решения, не понимая принципов работы своей компании, не учитывая влияния на нее внешних и внутренних факторов, не зная методов планирования деятельности, построения организационных структур, мотивации подчиненных, принципов эффективного контроля.

В теории принятия решений руководителя часто называют лицом, принимающим решение (ЛПР). Ответственность за принятие решений в сфере своей компетенции и функциональных обязанностей – тяжелая ноша, которую ощущает на своих плечах руководитель любого уровня. Как правило, даже самое простое решение оказывается для менеджера достаточно сложным и ответственным.

Принятие решения - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение со стороны, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это вынуждает менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Какие условия необходимо соблюдать при принятии управленческих решений? К самым главным условиям принятия решений в организации относятся:

- наличие четкой цели, для достижения которой направлено данное решение;

- наличие различных вариантов управленческих решений

- наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать решение, ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.

Примечание. Условия принятия управленческого решения:

1. Цель.

2. Варианты действий (альтернативы).

3. Ограничивающие факторы.

К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные, правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутствие необходимых финансовых средств не позволит руководителю принять решение по закупке нового оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.


Нравственные и правовые факторы ограничивают менеджеров от принятия решений, способных привести к нарушению этических, нравственных и юридических норм и принципов.

1.2. Перечень факторов, влияющих на эффективность управленческого решения.

На эффективность управленческих решений оказывают влияние следующие факторы:

* прозрачность проблемы и причинных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением, которое обычно не является лучшим);

* отношения внутри организации;

* занимаемая должность принимающего решение;

* личностные качества (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);

* отведенное время;

* основные принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм (правда, не ясно, каких); действия исходя из пользы большинства (проблема, в чем она); приближение к цели (ее бывает трудно определить); достижение выгоды (вопрос, чьей).

* четкое распределение подготовительной работы и передача персональной ответственности на конкретных лиц;

Решения должны приниматься в тех местах, где для этого существуют определенные условия (при этом решение, принятое на одном уровне управления, становится задачей на более низком). Иными словами, продукт управленческого труда одного уровня является предметом труда для другого.

* наличие правил, устанавливающих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

* учет ресурсов требуемых для реализации управленческих решений, степени влияния решений на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм; уровня риска и др.

На принятие управленческого решения оказывает влияние и целый ряд других факторов. Так, например, каждый субъект придает особое внимание личностным оценкам того или иного положения, у каждого руководителя своя система ценностей, к которым он благосклонен при выборе решений.

Затруднения в принятии решений вызываются также средой, в которой они принимаются. Среда характеризуется условиями определенности, риска и неопределенности.


Под условиями определенности понимают такое состояние, при котором руководитель точно знает результат каждого из вариантов решений. Так, например, если с высокой точностью определены стоимость материалов и рабочей силы, руководитель может точно установить затраты на производство конкретного изделия на ближайшую перспективу. Однако решений, принимаемых в условиях определенности, сравнительно немного.

Если результаты решения не являются конечными, но вероятность каждого решения известна, то их относят к принятым в условиях риска. Риск - это степень определенности, с которой прогнозируют результат. Она изменяется от 0 до 1. Единице равняется сумма вероятности всех альтернативных решений. Объективность степени вероятности зависит от объемов и качества информации, используемой для ее определения.

Если нет возможности определить вероятность будущих результатов, то считается, что решения приняты в условиях неопределенности. Обычно это решения по абсолютно новым факторам производства и окружающей среды. Высоким потенциалом неопределенности обладают решения по нововведениям, в области политики, науки.

Динамизм производства и окружающей среды быстро меняют ситуацию. Поэтому решения необходимо принимать быстро, пока не изменились допущения, на которых они основаны. Влияние фактора времени часто требует принятия интуитивных решений. Без учета этого фактора они могли бы быть приняты на основе рационального анализа.

Глава 2. Особенности выработки оптимального управленческого решения в современных условиях

2.1. Принятие управленческих решений в менеджменте XXI века

Сложность принятия управленческих решений объясняется не только большим числом перемен внешней и внутренней организационной среды, но и многообразием субъективных и крайне неопределённых факторов, которые смещают цели бизнеса. В компании всегда нужно отслеживать цепочку событий: установление цели – текущая ситуация – возникающая проблема (проблемы) – управленческое решение (решения), и никогда не забывать о клиентах.