Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Особенности выработки оптимального управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная задача руководителя — принимать результативные, мудрые решения, которые приводят к нужному результату. Если руководитель способен правильно оценивать ситуацию и делать нужные выводы, остальное не очень важно. Конечно, никогда не ошибаться — выше человеческих возможностей. Самые опытные руководители тоже, бывает, попадают в неприятные ситуации, но главное направление они выбирают правильно, особенно когда многое стоит на кону.

Самые эффективные менеджеры видят проблему в широком смысле и в долгосрочной перспективе. Неожиданные события являются важным фактором в решении проблем и принятии решений. Возможности, которыми располагают менеджеры для выявления проблем и решений, а также круг лиц, участвующих в обсуждении, - всё это влияет на выбор подходов к изучению проблем и возможных путей их решения.

Не все решения проблем будут работать, и не все принятые решения будут результативными, но упорство часто вознаграждается: что-то приведёт к желаемому результату, что-то «не сработавшее» в одних обстоятельствах «сработает» в других.

Чтобы Вы могли принимать качественные решения в нужное время, Вам как менеджеру нужны следующие качества:

1. Острый взгляд, чтобы первым предвидеть надвигающиеся перемены. Острый взгляд подразумевает следующие умения:

* выявлять аномалии и возможности во внешней среде;

* выбирать из великого множества переменных те несколько, на которых будет основываться Ваше решение;

* представлять, как разные сочетания этих переменных будут укладываться в разные результаты, которые подскажут новые возможные варианты.

2. Нужное суждение для выбора лучшего варианта. Нарабатывается по мере того, как Вы:

* создаёте надёжные, многообразные социальные сети в компании и за её пределами и учитываете качество и пристрастия своих контактов;

* идёте от общего к частному;

* занимаетесь решениями, которые должны принять сами, и решаете, кто должен принимать остальные.

3. Доверие, чтобы иметь хорошую репутацию и поддержку Ваших решений. Вы заслужите доверие, если Вы:

* готовы выслушать различные мнения;

* добьётесь поддержки внутренних и внешних заинтересованных сторон благодаря хорошим показателям и прозрачности управления;

* будете смело принимать пусть непопулярные, зато оптимальные решения.


2.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность управленческих решений на предприятии “Горьковский автомобильный завод”

Горьковский автомобильный завод (сокращённо ГАЗ) — советское и российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, легковых грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники.

Краткая характеристика ОАО «ГАЗ»

Открытое акционерное общество «ГАЗ» было образовано 16 мая 1995 года. Основной целью общества является получение прибыли. История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г., когда было принято решение о строительстве автомобильного завода около г. Нижнего Новгород.

Доля завода «ГАЗ» в производстве автомобилей в России составляет: 6,5%- легковых, 55,6% - грузовых, 47,9% - автобусов. Годовой объём производства составляет более 230 тысяч автомобилей, из них – 52,4% грузовые, 17,2% - автобусы, 30,3% - легковые автомобили. Годовой оборот примерно $2 миллиарда.

Предприятие имеет разветвленную торговопроводящую сеть, в настоящий момент продукция марки «ГАЗ» представлена как в России и странах СНГ, так и в 30 других странах мира. Новые подходы к системе реализации, повышение качества гарантийного обслуживания, создание новых дилерских центров, соответствующих требованиям завода по техническому оснащению и фирменному оформлению, позволили увеличить объемы продаж продукции, в том числе и на экспорт. Успехи в области экспортной политики по достоинству оценена Министерством экономического развития и торговли РФ, которое два года подряд присуждает Торговому дому ОАО «ГАЗ» «Русские машины» звание «Лучший экспортер» за высокие показатели внешнеэкономической деятельности.

«ГАЗ» - первое российское предприятие, на котором уже три года действует новая производственная система организации труда, принятая в крупнейших автомобильных компаниях мира. В результате на «ГАЗе» с момента внедрения новой системы возрос суточный объем выпуска продукции, повысилось качество, снизились издержки и объемы незавершенного производства. Условия труда и культура производства вышли на новый современный уровень.

На заводе трудится свыше 40 тысяч человек. Активно развиваются социальные программы поддержки работников ОАО «ГАЗ», ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, многодетных матерей. Завод в полной мере выполняет обязательства коллективного договора, на реализацию которого ежегодно выделяется около 500 млн. рублей.


В 2008 году ОАО “ГАЗ” выделил в отдельное дочернее общество сборочные производства легковых и грузовых автомобилей – ООО “Автозавод “ГАЗ”. В его состав вошли структурные подразделения ОАО “ГАЗ”, занимающиеся штамповкой, сваркой, окраской и сборкой автомобилей.

Приоритетным направлением деятельности ОАО “ГАЗ” в результате проводимой реструктуризации является производство комплектующих для сборки автомобилей (доля в структуре товарной продукции - 63%). Доля изделий, изготовленных в рамках кооперации, - 14,7 %, запчастей - 13,5%, прочей продукции - 8,3%.

ОАО “ГАЗ” является поставщиком ключевых узлов и деталей продукции Группы “ГАЗ” и намерен сохранять свои позиции на рынке компонентов автомобилей “ГАЗ”. Производственные мощности позволяют осуществлять полный цикл заготовительных работ, сборку готовых полуфабрикатов и их испытания, а также обеспечить продукцией собственного производства другие предприятия, не входящих в Группу “ГАЗ”.

Существующая в настоящее время организационная структура ОАО «ГАЗ»– это линейно-функциональная структура. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

Линейно-функциональная структура синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Линейная структура применяется для нижних уровней управления, т.к. здесь требуется безусловное выполнение планов производства, четкое выполнение указаний вышестоящего руководителя для обеспечения непрерывности производства. Функциональная структура используется на верхнем уровне управления. Данная структура имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести:

-  освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;

-  построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.

Недостатки структуры:

-  каждое звено заинтересовано в достижении своей конкретной цели, а не общей цели фирмы;

-  отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между различными подразделениями;


-  сложность вертикальных коммуникаций;

-  нечеткость процедур принятия решений

-  аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.

Структура управления предприятием играет существенную роль в повышении эффективности работы, поскольку от степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой степени управления, согласованной работы всех структурных подразделений.

Основной контингент работающих в ОАО «ГАЗ» и ООО «Автозавод «ГАЗ» – 62,9% среднесписочной численности трудится в основных производственных цехах. Численность работающих вспомогательного производства, обеспечивающих деятельность основного, непосредственно связанного с выпуском автомобилей, составляет 24,85% среднесписочной численности.

Для уверенных шагов ОАО «ГАЗ» по пути к завоеванию большей доли рынка предприятию стоит разработать эффективную стратегию дальнейшего развития компании, основываясь на анализе системы управления персоналом, во избежание негативных факторов как внутренней, так и внешней среды бизнеса, а также тенденций развития отрасли в целом.

Заключение

Обобщая и анализируя информацию о процессах принятия решения, можно выявить следующие особенности: принятие решений — это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов; на всех этапах принятия решения устанавливается сбор, обработка и оценка информации; на всех этапах процесса принятия решения основными являются: прояснение проблемы, обработка информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятия решения, процесс принятия решения представляется как системная деятельность лиц, принимающих решения, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.

Основные требования к организации принятия решения сводятся к следующему: формулирование проблемы, разработка и выбор решения осуществляются на том уровне иерархии управления, где есть для этого информация; информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; принятие решения должно отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации; принятие управленческих решений предполагает использование иерархии, целевых межфункциональных групп, фирменных правил и процедур, планов, горизонтальных связей; принятые решения должны учитывать национальные особенности работников, реализующих эти решения; при подготовке менеджеров следует учитывать специфику системы управления в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются.