Файл: Государственное социальное страхование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Фонд социального страхования Российской Федерации участвует в реализации социальной политики России, и основной целью проводимых реформ в области социального страхования является максимальное соблюдение и обеспечение законных интересов застрахованных граждан, создание условий для наиболее оптимального и эффективного использования страховых средств и ресурсов.

Объектом исследования в рамках курсовой работы будут нормы и виды обязательного социального страхования в РФ.

Предметом изучения данной курсовой работы является организация некоммерческого страхования в Российской Федерации.

Целью работы является на основе действующего законодательства РФ провести анализ видов социального страхования.

Задачами для достижения указанной цели являются:

Рассмотреть общую характеристику социального страхования в Российской Федерации;

Изучить основные виды социального страхования, реализуемые в РФ.

В работе использованы следующие методы исследования: специально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; метод синтеза; метод логических обобщений.

В процессе написания курсовой работы был осуществлен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности, Конституции РФ, Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также юридической литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых-юристов, в частности, Шестаковой Е.В., Крестьяниновой О.Г., Архипова А.П.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Страховое правоотношение является гражданским правоотношением и двухсторонним, возмездным обязательством. Путём его осуществления одна сторона обладает правом получения имущественного возмещения в случае наступления обусловленных законом либо договором обстоятельств и несёт обязанность уплатить страховые платежи.


По форме проведения страхования бывают добровольной и обязательной формы. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает физические и юридические лица вносить средства для обеспечения общественных интересов. Добровольным некоммерческим страхованием предусматривается распределение ущерба между страхователями согласно установленным правовым нормам. Инициатором добровольного страхования являются экономические субъекты, другими словами юридические и физические лица.

Личное страхование является отношением по защите личных интересов физических лиц в случае наступления определённых событий за счёт денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых премий либо страховых взносов. Под договором личного страхования понимают соглашение, согласно которому одной стороной – страховщиком принимаются на себя обязательства за обусловленную в договоре оплату, которую оплачивает другая сторона - страхователь, произвести выплату единовременно либо на периодической основе сумму, которая обусловлена договором – страховую сумму. Данная сумма будет выплачена в следующих случаях:[1]

причинения вреда жизнедеятельности либо здоровья самого страхователя либо иного названного в договоре лица - застрахованного лица, достижения им определённого возраста.

наступления в его жизни другого события, которое предусмотрено в договоре – страхового случая.

Отлично от имущественного страхования, при личном страховании застрахованное лицо может быть лишь человек. Личное страхование взаимосвязано с обязательным социальным страхованием, представляющем из себя часть государственной системы по социальной защите граждан. По-другому говоря, социальное страхование является достаточно важным механизмом обеспечения защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода в случае наступления определённых событий.

В Российском государстве, согласно действующему законодательству, выделяют следующие структурные компоненты обязательного страхования: на случай временной нетрудоспособности либо возникновения у лица болезни; в связи с материнством; от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; медицинское страхование; пенсионное страхование; социальное страхование; на случай смерти застрахованного лица либо несовершеннолетнего члена его семьи.

К ключевым принципам реализации обязательного социального страхования, которые регламентированы в статье 4 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования», относятся следующие: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных граждан осуществления собственных социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных граждан на защиту от социальных страховых рисков и выполнения обязательств согласно обязательному социальному страхованию вне зависимости от положения финансов страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; обязательность произведения выплат страхователями страховых взносов; ответственность за целевое применения средств обязательного социального страхования; обеспечение общественного контроля и надзора.


ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования» согласно общепризнанным принципам и нормам мирового права занимается регулированием отношений в системе обязательного социального страхования, при этом им определяется правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания появления и порядок выполнения их обязанностей и прав, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также данным законом устанавливаются основы государственного регулирования обязательного социального страхования. [2]

Исходя из содержания статьи 1 ФЗ №165-ФЗ обязательное социальное страхование является системой формируемых при помощи государства экономических, организационных и правовых мер, которые направлены на компенсацию либо сведение к минимуму последствий изменения в социальном и материальном положения осуществляющих рабочую деятельность граждан, а в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством РФ, других категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, травмы, заболевания, потери кормильца, несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до 1,5 лет и остальных событий, которые установил российский законодатель об обязательном социальном страховании.

Для характеристики Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС) следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования РФ» и ФЗ от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

На текущий период времени ФСС РФ является специализированной структурой, обеспечивающей деятельность всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

К основным задачам ФСС РФ относятся следующие: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, родам и беременности, женщинам, которые встали на учёт в ранние сроки беременности, в случае рождения ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также страховых выплат по причине возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональными заболеваниями.

Помимо этого, ФСС РФ производит разработку и реализацию государственных программ охраны здоровья сотрудников, мер в отношении совершенствования социального страхования.


Исходя из содержания статьи 7 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 «О Фонде социального страхования РФ» средства Фонда формируются благодаря следующему:

страховым взносам работодателей;

страховым взносам граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;

страховым взносам граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на других условиях и обладают правом быть обеспеченными по государственному социальному страхованию, которое установлено для работников, с условием выплаты данными работниками страховых взносов в Фонд;

доходам от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

добровольным взносам юридических лиц и граждан; поступлений других финансовых средств, которые не запрещены действующим российским законодательством;

ассигнованиям из федерального бюджета;

прочим поступлениям (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по причине возникновения трудового увечья либо профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и другим санкциям, которые предусматривает действующее законодательство; уплаченных в установленном порядке сумм за путёвки, которые были приобретены страхователем благодаря средствам Фонда; средствам, которые возмещаются Фонду в результате выполнения регрессных требований к страхователям, и другим). [3]

Средства Фонда направляются на реализацию и совершенствование социальной политики государства:

выплата пособий по временной нетрудоспособности,;

выплата пособий родам и беременности для женщин, которые встали на учёт в ранние сроки беременности;

выплата пособий при рождении ребёнка, при усыновлении ребёнка;

выплата пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет.

Исходя из этого, ФСС занимает одно из наиболее значимых позиций в системе социальных услуг, которые предоставляются бюджетной системой РФ. Благодаря содействию ФСС производится финансирование большой части всех социальных расходов консолидированного бюджета Российского государства.

Страхование в широком толковании является защитой имущественных и социальных интересов субъектов предпринимательства и граждан.

К числу сущностных правовых характеристик социального страхования отечественное законодательство и международное право относит:


законодательное регламентирование способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов социального страхования;

законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;

законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и размера страховых тарифов.

Государство несет ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.

Теперь рассмотрим субъекты обязательного социального страхования, которые являются участниками отношений по обязательному социальному страхованию. Их права и обязанности закреплены в Федеральном законе № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г.

Согласно ч. 2 ст.6 Закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.[4]

Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Вместе с тем необходимо отметить, что страхователями не всегда могут быть работодатели или индивидуальные предприниматели (адвокаты, нотариусы), уплачивающие страховые взносы за себя.

Таким образом, очевидно, что страхователем обычно выступает работодатель, который страхует своих работников или самого себя (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т.д.), а также им может выступать любое другое лицо, не состоящее с застрахованным лицом ни в каких гражданско-правовых или трудовых отношениях.