Файл: Конкурентная стратегия предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Конкуренция (от лат. Concurentia — состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции»[1].

В товарном производстве, как правило, связь между производством и потреблением осуществляет рынок, который через механизм спроса и предложения обеспечивает осуществление этой связи.

Предложение на рынке формируют компании, которые являются по отношению друг к другу конкурентами. Для того, чтобы развиваться, компания должна быть сильнее своих конкурентов. Поэтому на рынке постоянно происходит борьба между конкурентами за потребителей.

Стратегия конкурентной борьбы – это центральная часть стратегии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функциональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планирование, мотивацию, обучение персонала и пр.)- Стратегия конкурентной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существует и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурентоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.

Объект исследования – кредитная организация ООО «Ривайвал».

Предмет исследования – конкурентные стратегии организацией, применяемые на внутреннем рынке.

Целью работы является разработка конкурентной стратегии для компании ООО «Ривайвал» для работы на внутреннем рынке.

Задачи работы:

  • рассмотреть такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества;
  • выделить факторы конкурентоспособности;
  • определить, какие конкурентные стратегии существуют на современном рынке;
  • проанализировать динамику рынка;
  • проанализировать деятельность компании на рынке.

На основе аналитического материала в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом можно будет разработать конкурентную стратегию компании.

Методы исследования: традиционный анализ документов, наблюдение, расчетный, графический.

Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной й работы послужили: учебная литература российских и иностранных авторов, периодические издания, Интернет-ресурсы, посвященные стратегическому управлению.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Конкурентная стратегия предприятия

1.1 Конкуренция и конкурентные преимущества

Понятия конкуренции и конкурентоспособности – одни из центральных в современной теории и практике стратегического управления.

Конкуренция – это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и пр. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том числе и в России, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.

Конкурентоспособность – это способность конкурировать, а конкурентные преимущества – это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества – это проявляющиеся у конкретных субъектов факторы конкурентоспособности.


Одним из первых исследователей конкуренции в экономике был А.Смит, основоположник классической экономической теории. Конкурентоспособность по Смиту – это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.

Дальнейшие исследования конкуренции продолжил Д.Рикардо, автор трудовой теории стоимости. Исследовав международную конкуренцию, он пришел к выводу, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри страны.

В последние годы экономическая теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ и применении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М.Портера – родоначальника современной теории конкуренции и конкурентоспособности. Он разработал основы многих современных представлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентоспособности. М. Портер выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации[2]:

  • барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау);
  • ценовая власть потребителей;
  • ценовая власть поставщиков;
  • угроза заменителей услуг и товаров;
  • степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).

Среди отечественных авторов, разрабатывающих проблемы конкурентоспособности, следует отметить А.Ю.Юданова, который предложил оригинальную классификацию видов конкурентных стратегий для фирм различной природы[3].

А.Ю.Юданов предлагает рассматривать несколько основных типов конкурентной стратегии коммерческих фирм.

Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы наиболее крупных фирм, состоящая в ставке на снижение издержек производства. Это достигается за счет организации массового выпуска продукции и достижения экономии на масштабе производства. Такие фирмы нередко сравнивают со слонами и бегемотами.

Патиентная стратегия - стратегия нишевой конкурентной борьбы, состоящая в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. За свою способность побеждать не столько силой, сколько хитростью и умением эти фирмы часто сравнивают с хитрыми лисами.

Коммутантная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предпоягаюшая максимально гибкое удовлетворение небольших потребностей скальных рынков. Мелкие фимы, придерживающиеся этой стратегии, называют серыми мышами за их неприметность и небольшую величину.


Эксплерентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные нововведения. Эти фирмы подобны первым ласточкам.

Наиболее исчерпывающая отечественная работа, посвященная вопросам конкурентоспособности, принадлежит Р.А. Фатхутдинову[4]. Он определяет конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях.

Многие идеи М. Портера получили свое дальнейшее развитие в трудах Г. Хамела и К.К. Прахалада[5], которые разработали идею центральной компетенции фирмы (core competence). Центральная компетенция - это основное конкурентное преимущество фирмы, которое появляется в том или ином виде деятельности сотрудников.

Центральная компетенция – это комбинация взаимосвязанных навыков и технологий. Это синтез всех знаний и всех навыков. Обычно владелец ключевой компетенции - именно фирма, а не отдельно взятый человек или небольшая команда. Чтобы достичь статуса ключевой компетенции, набор навыков должен обладать определенной ценностью для потребителя, быть уникальным и оцениваться руководством именно как ключевая компетенция, т.е. как ресурс, позволяющий выиграть конкурентную гонку.

Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе центральной компетенции заключается в том, что компания должна культивировать центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегать ее с помощью строительства дополнительных рыночных барьеров, чтобы оградить себя от новых конкурентов.

Источниками центральной компетенции фирмы могут быть ресурсы:

  • материальные – земля, здания, оборудование и т. д.;
  • нематериальные – репутация, связи, бренд, патенты и т. д.

Источником центральной компетенции являются не просто ресурсы, а уникальные ресурсы, т.е. такие, которые имеются у данной фирмы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной компетенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на уникальном знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, навыки обслуживания.

Еще одной продуктивной идеей теории конкуренции является концепция цепочки стоимости. Под цепочкой стоимости подразумевается последовательность создаваемой добавленной стоимости на всех стадиях производства и потребления продукта. Эта последовательность включает в себя идею, разработку этой идеи создание и отработку опытного образца, внедрение его в производство, маркетинг, продажу, обслуживание, потребление и утилизацию. Речь идет не только о материальных продуктах, но и об услугах, которые проходят аналогичную последовательность. Иногда рассматривают укороченную цепочку стоимости, ограничиваясь такими стадиями, как: сырье – полуфабрикат – промежуточный продукт – конечный продукт – обслуживание – утилизация. Концепция цепочки стоимости позволяет каждую стадию и каждый системный блок производства рассматривать как необходимый элемент производственного процесса, вносящий свой вклад в создание добавленной стоимости. Данная концепция позволяет рассматривать человеческие ресурсы, информационные системы, инфраструктурные услуги бизнесу в качестве полноправных элементов производственного процесса.


Концепция цепочки стоимости позволяет формировать эффективную стратегию конкурентоспособности фирмы. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость. Именно эти виды деятельности позволяют доминировать среди конкурентов.

Таким образом, в условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития фирмы.

Конкурентные преимущества можно объединить в две группы: преимущества высокого ранга и преимущества низкого ранга.

Преимущества высокого ранга связаны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентами, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанном на использовании современных технологий, современным менеджментом, долговременными отношениями с покупателями и т.д. Конкурентные преимущества этой группы характеризуются более длительным периодом активного использования и позволяют достигать более высокой прибыльности.

Особое место среди преимуществ высокого ранга занимают инновации. Для удержания фирмой лидирующего положения на рынке за счет использования инноваций необходимо обеспечить невозможность (сложность) их возможного повторения конкурентами, значительное качественное превосходство. Постоянно осуществляемый инновационный процесс позволяет фирме переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга, £ также увеличивать их количество и уровень.

Преимущества низкого ранга связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и не столь устойчивы.

1.2 Виды и краткая характеристика глобальных конкурентных стратегий

Стратегия минимизации издержек

Стратегия минимизации издержек (лидерства по издержкам) нацелена на обеспечение более низких системных издержек на товар по сравнению с конкурентами. Продукция при этом может продаваться либо по более низким ценам, чем у конкурентов, либо по сопоставимым ценам.

Преимущество низких издержек создает относительно эффективную защиту против пяти конкурентных сил М. Портера (соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли; конкуренция со стороны услуг, производимых предприятиями других отраслей, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены; угроза входа в отрасль новых конкурентов; экономические возможности и способности предприятий; экономические возможности и способности потребителей).