Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Право социального обеспечения считается самостоятельным сектором экономики в системе русского права, которая сложилась во 2 половине 20 века. В Конституции закреплено понятие Российской Федерации, как социального государства, а ключевой целью такого государства считается достижение равенства, солидарности и справедливости в разных слоях населения нашей страны. Так же в Конституции Российской Федерации указаны права гражданина в части государственного социального обеспечения. Основным Законом нашей страны гарантируется каждому государственная помощь, в случае каких-либо сложных жизненных обстоятельств, например, потери кормильца, получении инвалидности, тяжёлой болезни и других непростых ситуациях, когда помощь государства ему просто необходима, так как при таких обстоятельствах требуются дополнительные финансовые вложения, или повышение психологических и физических затрат. Ещё к лицам, имеющим право на получение социальной помощи, относятся: беременные женщины, студенческие семьи, молодые специалисты, ветераны ВОВ, вынужденные переселенцы и беженцы, ветераны труда и другие категории граждан, установленные в Законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года. Целью предоставления государственной помощи, в первую очередь, является забота нашего государства о здоровье, материальном обеспечении, достойной жизни гражданина, а также защита людей в сложной жизненной ситуации.

Задача предоставленной курсовой работы – это исследование теоретических почв государственной социальной помощи. Но для того чтобы достигнуть установленной цели, нужно проанализировать и раскрыть следующие вопросы: состав системы государственной социальной помощи; виды и размеры государственной социальной помощи в 2018 году на примере Сахалинской области, условия предоставления государственной социальной помощи, источники её финансирования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы рассмотрим формирование системы социальной помощи в Российской Федерации, понятие, виды, цели и задачи государственной помощи. Во второй главе разберем порядок и условия предоставления помощи, граждан, которым данная помощь положена, а так же отказ в предоставлении государственной социальной помощи. В заключении нашей курсовой работы сформулированы основные выводы по всем разделам данной работы.

  1. Государственная социальная помощь в Российской Федерации.

    1. Формирование системы государственной социальной помощи.


В первый раз понятие государственной социальной помощи было дано в Федеральном законе от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Это конкретные денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), и предоставление актуально важных и необходимых товаров только лишь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям. До принятия данного закона использовалось определение «малообеспеченные граждане», «малообеспеченные семьи». Данным понятием государство признавало, что в нашей стране существуют граждане, которые нуждаются в дополнительной общественной поддержке или помощи. Говоря по-другому, степень их финансового положения был недостаточным, и он поддерживался различными методами.

Сначала Закон о государственной социальной помощи был ориентирован на оказание общественной помощи малоимущим жителям нашей страны, другими словами – бедным. В 2004 г. в России стартовала административная реформа, направленная на разделение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госвласти субъектов России, оптимизации работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. За этой реформой последовало изменение и в нормах Закона от 17.07.1999 года. Отныне почти все общественные льготы и виды социальной поддержки и помощи были установлены правовыми решениями надлежащих органов субъектов России. Так, поменялись подходы к содержанию общественной помощи. Пополнен круг лиц, которые имеют право на государственную социальную помощь. Стал разнообразным список видов помощи, которая предоставлялась гражданам, указанным в законе.

Новшества в сфере социального обеспечения населения, которые были обусловлены административной реформой, коснулись и сути Федерального закона «О государственной социальной помощи». Там появились новеллы, которые вызывают сомнения с точки зрения его новой юридической системы и подобающего использования юридической техники. Это касается главы номер два представленного закона, которая именуется «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора со­циальных услуг»(1). Из названия указанной главы следует, что социальные услуги рассматриваются как вид государственной социальной помощи. С данным раскладом, органа принявшего закон, непросто согласиться по следующим основаниям. В первую очередь, набор социальных услуг предоставляется отдельным категориям людей независимо от их фактического финансового состояния (например: ветераны труда, ветераны ВОВ и т.п.). Далее, набор социальных услуг представляет собой меру социальной поддержки гражданам, которые имеют соответствующие заслуги перед Отечеством (ветераны ВОВ, ветераны труда и пр.), или, к примеру, инвалидам, нуждающимся в определенной поддержке (в обеспечении лекарственными препаратами, дополнительном медицинском наблюдении и т.п.). И наконец, присутствие в данном законе, двух самостоятельных видов социального обеспечения зародило недостатки в нормотворчестве. Это наиболее явно проявилось, в принятых для исполнения закона указанного выше, нормативных правовых актах федерального значения. Так, Минздравсоцразвития РФ были приняты приказы от 16.11.04. «О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи»(5) и от 18.09.06. «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»(6). В содержании данных приказов, если не брать во внимание их название, речь идет о мерах социальной поддержки, а не о государственной социальной помощи. Вышеизложенное наводит на мысль о том, что необходимо устранить недостатки в правовом регулировании двух сравнительно самостоятельных видов социального обеспечения методом их разделения и отдельного правового закрепления.


    1. Понятие и виды государственной социальной помощи.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» направлен на оказание общественной поддержки малоимущим жителям нашей страны в финансовой и натуральной форме. Финансовые выплаты могут быть потрачены получателями на основании тех целей, на которые они были даны.

Социальная помощь может быть предоставлена в следующих формах:

  • финансовые выплаты, которые предоставляются в виде каких-либо социальных субсидий, пособий и иных выплат;
  • натуральная помощь, предоставляется в виде каких-либо товаров, например, одежды, обуви, продуктов питании и т.п.

Под социальным пособием принято понимать бесплатное предоставление нуждающимся слоям населения какой-либо денежной суммы из средств определенных бюджетов бюджетной системы России. У данных пособий существуют определенные признаки, а именно: 1.безвозмездность; 2. фиксированный размер выплат.

Под безвозмездностью выплаты пособий понимается то, что все полученные пособия получатели не должны возвращать в бюджет, из средств которого они были выплачены. Граждане, получившие пособия вправе расходовать их на своё усмотрение.

В Законе о государственной социальной помощи не указывается фиксированный размер выплат пособий, но указана максимальная величина выплаты этого вида помощи. Размер пособий малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых меньше прожиточного минимума, который установлен в определенном субъекте России, регулируется законодательством данного субъекта в границах разницы между суммой прожиточных минимумов и среднедушевым доходом всех членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Одним словом, размер пособия и его сумма не должны превышать минимальной величины прожиточного минимума.

В закон о государственной социальной помощи точно определяются источники финансирования выплат – это средства бюджетов субъектов России и районных бюджетов. Вследствие этого, почти во всех регионах Российской Федерации происходит развитие собственного (местного) законодательства об этом виде социальной помощи.

Под социальной субсидией принято понимать оплату каких-либо предоставляемых услуг или материальных благ, которая имеет целевое предназначение. Важным признаком социальных субсидий считается их целевое предназначение. Субсидии выдаются нуждающимся слоям населения с конкретной целью, в связи с этим, граждане они не имеют право тратить их на своё усмотрение.


На территории нашей страны предоставляются субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения. Эта мера социальной помощи предоставляется в том случае, если затраты граждан на оплату коммунальных услуг, больше величины, соответствующей максимальной части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи 15%.

Данная субсидия предоставляется людям, которые пользуются являющимся пользователям жилым помещением в государственном или муниципальном жилищном фонде, и собственникам жилых при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Одной семье положена только одна субсидия. Субсидия предоставляется на шесть месяцев. После её окончания, нужно предоставить квитанции для проведения перерасчета по предоставленным данным за всё время предоставления субсидии.

В Сахалинской области сумма субсидии, которая выплачивается гражданину, рассчитывается на основании размеров областных стандартов стоимости коммунальных услуг. Стандарты отличаются в зависимости от основания пользования жилищем, способа оплаты услуг отопления, количества членов семьи. Так, для людей, который оплачивает коммунальные услуги только в отопительный период, установлено два областных стандарта: летний стандарт для неотопительного периода и зимний стандарт для отопительного периода. С июня, когда заканчивается отопительный сезон, применяется летний стандарт, он намного меньше зимнего. На основании этого размер субсидии становится меньше.

Помимо финансовых выплат государственная социальная помощь может быть предоставлена в натуральной форме. В наше время нередко выходит так, что денежных средств в региональном бюджете не хватает или их попросту нет.

На примере Сахалинской области рассмотрим некоторые виды и размеры государственной социальной помощи. Меры государственной поддержки, оказываемые в Сахалинской области:

  • оказывается помощь при утрате имущества или его повреждениях из-за каких-либо стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных обстоятельств, или же хищении имущества;
  • предоставляются медицинские услуги, не считая тех которые оказываются в рамках региональной Программы госгарантий оказания гражданам РФ, которые проживают на территории Сахалинской области, бесплатной медицинской помощи;
  • предоставляются медицинские путевки на лечение за пределами Сахалинской области по направлению областного министерства здравоохранения;
  • оказывается помощь в приобретении топлива для граждан, которые проживают в домах без центрального отопления, предоставление данным лицам теплой одежды и обуви, предметов домашнего обихода.
  • предоставляются ежемесячные выплаты многодетным семьям. В 2018 году размер выплаты составляет 2551 рубль 00 копеек на каждого ребенка.
  • предоставляется единовременная выплата при рождении (одновременном) троих и более детей. Размер данной выплаты в 2018 году составляет один миллион рублей.
  • предоставляется областной материнский капитал при рождении второго и последующих детей. Размер данного капитала в 2018 году составляет 204263 рубля 00 копеек.
  • выплачивается компенсация за путевки в лечебные санатории и оздоровительные организации, приобретённые гражданином самостоятельно.
  • Безвозмездно в личную собственность предоставляются земельные участки гражданам, которые имеют трех и более детей, стоящих на учете и нуждающихся в жилом помещении.
  • ежемесячно предоставляются компенсации на приобретение медицинских препаратов для детей-инвалидов, оплата фактически понесенных расходов на сопровождение на лечение ребёнка-инвалида, оплата обучения или содержания в специальной школе ребёнка-инвалида.
  • предоставляется ежемесячная выплата ветеранам труда Сахалинской области. Размер выплаты в 2018 году составляет 1927 рублей 00 копеек.
  • ежеквартально предоставляется выплата гражданам РФ проработавшим в районах Крайнего севера и приравненным к ним местностям сорок и более лет. Размер выплаты в 2018 году составляет 11330 рублей 00 копеек.
  • участникам и инвалидам ВОВ предоставляется ежемесячная выплата в размере 1666 рублей 00 копеек, бесплатная медицинская помощь, помимо, медицинской помощи, которая предоставляется в рамках региональной программы, оплата капитального ремонта жилого помещения.
  • Предоставляется единовременная социальная выплата студенческой семье при рождении ребенка. Размер данной выплаты в 2018 году составляет 57438 рублей 00 копеек.
  • Неработающим пенсионерам, которые не имеют право на социальную поддержку, оказывается государственная помощь в виде компенсации затрат на проезд к месту нахождения земельного участка (дачи).
  • Предоставляется ежемесячная стипендия Сахалинской области, инвалидам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях на территории Сахалинской области. Размер выплаты в 2018 году составляет 1772 рубля 00 копеек (данная сумма ежегодно индексируется).
    1. Цели государственной социальной помощи.


Основными целями государственной социальной помощи принято считать:

  • поддержка уровня жизни малообеспеченных групп населения, среднедушевой доход которых ниже размера прожиточного минимума, который установлен в конкретном субъекте России;
  • адресное использование средств бюджетов;
  • усиление адресности государственной поддержки малоимущих лиц;
  • разработка таких условий, которые необходимы для обеспечения общей доступности и надлежащего качества социальных услуг для всех групп населения;
  • понижение уровня общественного неравенства;
  • увеличение прибыли населения.

Все данные цели обязаны соответствовать целям социального государства, которые направлены на достижение улучшения финансового положения и условий жизни населения; обеспечение эффективной занятости населения, увеличение качества рабочих слоёв; обеспечение гарантии прав человека в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, культуры, обеспечения жилым помещением; обеспечение социальных гарантий и прав, которые предоставляются семьям, молодёжи, женщинам и детям; улучшение общественной инфраструктуры и т.п.

Чтобы добиться поставленных целей социальной помощи населению, органы власти обязаны взять во внимание то, что материальное положение человека, отдельных групп и слоёв населения в целом напрямую связано с их потребностями.

Потребность— это нужда в чём-то необходимом, психологическое ощущение недостаточности чего-либо для поддержания жизнедеятельности человека, социальных групп населения и общества в целом;

Осмысленные потребности являются интересами человека. Факторы, осуществляющие удовлетворение потребностей человека, многообразны. К данным факторам можно отнести: возрастной состав и численность населения Российской Федерации; социальную структуру экономического и общественно-политического строя; размер и распределение государственного дохода; финансовые доходы населения, распределение их между разными слоями и группами населения.

Все эти условия неразрывно связаны между собой, но влияние их друг на друга неодинаково на разных этапах становления человеческого общества. В настоящих условиях РФ, первоочередно должны учитываться факторы, которые касаются содержания общественной политики, направленной на поддержание и повышение уровня жизни человека и населения в общем. Так как уровень жизни характеризует степень удовлетворённости духовных и материальных потребностей человека. Он состоит из таких показателей как: уровень государственного дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления различных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения страны в целом.