Файл: Dokument_Microsoft_Office_Word_7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2019

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7)ОБРАЗ НАРОДА В понимании автора романа народ — это не просто темную неграмотную толпу, он полный творческих сил и воли к борьбе, за ним — будущее. Он еще не проснулся, «его время еще не пришло». Но штурм собора парижским людом, так ярко изображенный в романе, — это лишь прелюдия к штурму Бастилии в 1789 году (не случайно король Людовик XI находится именно в этом замке), прелюдия к революции, которая уничтожит феодалізм. «Когда из этой башни ударят в набат, когда загрохочут пушки, когда страшным грохотом упадут стены, когда солдаты и толпа с рычанием бросятся одно на один, вот тогда и придет это время».

Ход истории приводит к пробуждению народных масс. Одной из центральной сцен романа является сцена, изображающая штурм собора толпой разгневанных обитателей Двора Чудес, пытающихся освободить Эсмеральду. А король Людовик 11 в это время, боясь бунтующего народа, прячется в Бастилии. Прозорливый читатель того времени мог увидеть параллель между Людовиком 11 и Карлом 10, отстранённым от власти после революции 1830 года.

Изображая народ, Гюго показывает его силу, мощь, но также и стихийный характер действий, переменчивость настроений и даже его слепоту. Это проявляется в отношении парижан к Квазимодо, сегодня избирающих его Королём Шутов, а завтра унижающих его у позорного столба.

В сцене штурма собора Квазимодо и народ оказываются противниками; но ведь и звонарь, защищающий собор, и народ, пытающийся туда ворваться, действуют во имя интересов Эсмеральды, однако не понимают друг друга.

10)ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ


правда и вымысел, история и роман составляют нерасторжимое единство. Можно было бы утверждать, что Ричард I существовал, а шут Вамба, свинопас Гурт, леди Ровена и все другие были автором вымышлены. Но узнать об этом можно было, только разрушив роман и из его обломков построив некую абстракцию, на которую сам Скотт как историк и романист был неспособен.»1

Поскольку события в романе разворачиваются в «мутные» времена средневековья, отличавшиеся особенным свирепством и жестокостью правителей, уместно вспомнить фрагмент сжигания народом замка феодала Фрон де Бефа под предводительством Черного Рыцаря. Вообще, народ у Скотта показан неоднозначно и противоречиво во всех его произведениях. Сам автор был приверженцем консервативных политических воззрений. Он подчеркивал свою преданность королевскому дому, однако художественно это проявлено несколько иначе в отличии от того, как это известно истории. Нельзя, однако, говорить и том, что, изображая историю, Скотт во многом исказил ту действительность, которую освещал своим повествованием, но абсолютно правомерно заявить о том, что народ слишком охотно признает власть вожаков, которые преследуют интересы своего класса, а не интересы, народа. «Айвенго» отчетливо делит всю массу народа на сторонников того, кто занимает трон в настоящий момент (это принц Джон: с какой преданностью, к примеру, они встречают его появление на рыцарском турнире в начале романа!) и на его романного антипода, исчезнувшего когда-то короля Ричарда Львиное Сердце. Безусловно, преданность эта отчасти показная, объясняемая исключительно страхом перед гневом власть имущего монарха Джона (самого крупного феодала в Англии), а в душе каждый из них мечтал о торжественном возвращении подлинного народного любимца, но проявлять это было, как становится очевидным при прочтении, слишком чревато. Так или иначе, роман «показывает эту эпоху переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собою феодальных владений в монолитное королевство, в страну, где из завоеванных и завоевателей медленно выплавлялась единая новая народность — не нормандцы и не англосаксы, а англичане. В. Скотт дал в этом романе в целом правдивую картину описываемого момента в истории Англии.»2


В романе выведено несколько главных персонажей, один из которых Ричард I, известный более как Ричард Львиное Сердце, великий и могучий, доблестный и бесстрашный рыцарь …. Ордена, отличавшегося, как известно истории, не столько своими ратными подвигами, сколько зычным и громовым голосом, от крика которого приседали кони, и это отмечено самим автором:

«…сам же он всё время тревожно ждал, не раздастся ли из‑под опущенного забрала этого покрытого стальными доспехами рыцаря низкий и грозный голос Ричарда Львиное Сердце!» 3. Поступки, которые он совершает не зарегистрированы ни в одном историческом документе, но это не особо беспокоит смого автора, потому что его цель – показать Ричарда таким, каким он видит рыцаря сам, в свете своих художественно вымышленных портретных зарисовках и штрихах. Отправляя своего героя посетить келью монаха-отшельника тука, Скотт виртуозно вплетает в этот небольшой сюжетный отрезок целый пласт исторического наследия: вместе с монахом они устраивают целое пиршество с вином и сытным обедом, сопровождающимся распеванием баллад и других фольклорных песенок, которыми так богата средневековая Англия!

Подлинный характер Ричарда раскрывает и сам факт его прихода в монашескую келью: это действительно соответствует существовавшей тогда рыцарской традиции «искателя приключений».

«Свора феодалов, хозяйничающая в Англии, вызывающая ненависть английского народа, возглавлена принцем Джоном, братом короля Ричарда I, захватившим в его отсутствие власть в стране. В. Скотт, искажая историческую правду, показывает принца Джона бесхарактерной и жалкой фигурой, орудием в руках феодальной клики, рассматривающей Англию как свою добычу. Но общая точка зрения В. Скотта на принца и его сторонников в основном правильна.»4

Не обошел писатель и такую актуальную тему, и не просто тему, а драму и бич всех времен и всех без исключения народов, как несчастная и всеми всегда и отовсюду гонимая нация израильтян, воплощенная в образах старого кредитора-еврея Исаака и его красавицы-дочки Ревекки, сведшей с ума циничного, жестокого, но большого охотника до женщин Буагильбера. Итак, доподлинно известен рассказ о том, что принц Джон, заключив какого-то богатого еврея в одном их своих замков, приказал каждый день вырывать у него по зубу. Это продолжалось до тех пор, пока несчастный израильтянин не лишился половины своих зубов, и только тогда он согласился уплатить громадную сумму, которую принц стремился у него вытянуть. Взяв за фабулу данный исторический факт, Вальтеру Скотту удалось воссоздать уникальную картину средневековых пыток, а также рассказать о характере, нравах, традициях, вероисповедании (вспомним, как часто Исаак в своих репликах обращался к разным святым) и даже одежде тех, кто им подвергался (еврейская шапка Исаака, характерный наряд его дочери также детально описан).


Не последнюю роль играют такие детали-способы введения исторический реалий, как рабский ошейник свинопаса Гурта, тамплиерский плащ де Буагильбера и многое, многое другое. Для достижения еще большей достоверности Вальтер Скотт использует в романе свой излюбленный прием, при котором главные действующие лица представляются читателю как бы невзначай, в будничном представлении, а исторические лица – еще и «инкогнито».

Итак, из небольшого числа приведенных примеров закономерным будет заключить, что там, где история – там же и вымысел, там где вымысел – там же и история, поскольку роман тогда не был бы романом, а был бы хроникой, и не был бы историческим, а лег бы на полку с фантастикой (вспоминается Люис Кэрол: «хочешь дойти до дуба, нужно идти в обратную сторону» - прим. авт.). «Очевидно, исторические персонажи Скотта вымышлены так же, как и неисторические.» <…> «В вымышленном персонаже можно воплотить больше исторической правды, чем в персонаже историческом; чтобы создать и, следовательно, объяснить вымышленного героя, можно привлечь больше сведений о нравственной жизни, быте, существовании масс - сведений, отсутствующих в документах, но определяющих характер всей эпохи.» <…> «Для Скотта, так же как для его читателя, созданные им образы были не вымыслом, а историей. Открыть закономерности, создавшие данный образ, значило произвести историческое исследование эпохи, ее нравов, национальных традиций, уклада жизни, общественных отношений.»5

11)АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает­ся на собственной исторической концеп­ции, так или иначе выражая свое отноше­ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель­ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон­ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто­рия развивается по особым законам. Обще­ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст­венному состоянию. Эти периоды жесто­кости связаны с борьбой покоренных на­родов со своими завоевателями. В резуль­тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/v-skott-ajvengo-najdite-etnograficheskie-detali-kotorye-organicheski-vxodyat-v-syuzhet-proizvedeniya.html

12)Великая заслуга выдающегося шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832) состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает картина борьбы противоречивых и сложных интересов различных социальных групп, партий, религиозных сект. Его исторические романы позволяли лучше понять современные проблемы. его романы внесли в общественное сознание эпохи нечто новое и значительное, нечто важное для культуры XIX века. Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей его поколения, заключалось в том, что он, как отметил В.Г. Белинский, создал жанр исторического романа, "до него не существовавший".


Скотт взялся за создание исторического романа, следуя правилу: "Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же как и на ее язык".

В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического содержания и тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое поколение европейских читателей. В романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные более или менее выдающиеся личности "простого звания", но целые группы, толпы народа - крестьяне, ремесленники, пастухи, рыбаки, воины. Народ у него - это настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный к действию в силу собственной закономерной реакции на события. Во всех почти романах Скотта действует этот коллективный герой. Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык.



1

2

3

4


5 Б. Г. Реизов ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ В РОМАНАХ ВАЛЬТЕРА СКОТТА

(Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXX. Вып. 4. - М., 1971. - С. 306-311)