ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2019
Просмотров: 280
Скачиваний: 1
1)основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:
1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).
Различают следующие уровни политической идеологии:
- теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного
класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
- программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;
- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.
3) Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:
1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;
2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.
3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.
Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке ).
Структурными составляющими политической идеологии являются:
1) политические идеи;
2) политические теории, концепции, доктрины;
3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;
4) оценка политических процессов;
5) гипотезы, лозунги, программы.
Структура:
1.
Политические теории и учения. Благодаря
им идеология служит целям познания,
необходимого для социально-политической
и мировоззренческой ориентации.
2.
Ценности и нормы, позволяющие не только
описать, но и объяснить социальную
действительность, оценить ее и выработать
к ней определенное отношение. Ценность
– это стандарт, посредством которого
субъектами отбираются цели своих
действий. Норма – это предписание,
служащее общим указанием для социального
действия.
3.
Элементы утопии – совокупность самоценных
идеалов, способных влиять на человеческую
мотивацию в социальной сфере (коммунизм
в марксизме-ленинизме, американская
мечта в американском либерализме).
4.
Проекты и программы политического
действия, служащие сплочению групп
вокруг планов воплощения общественных
идеалов.
5.
Мифологическое начало присутствует в
идеологии за счет того, что поведением
людей имеет не только предопределяется
не только интеллектуальными и рассудочными
факторами, но также и психологическими,
связанными с чувствами, стереотипами
и верованиями.
4) Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Признаками партии являются:
-
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
-
наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
-
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
-
наличие народной поддержки, добровольность членства;
-
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
Предложено несколько типологий политических партий:
-
по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
-
по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
-
по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
-
по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
-
по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
Обязательные элементы политической партии:
-
всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
-
это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
-
цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
-
каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
-
наличие организационной структуры;
-
программа и устав;
-
уплата членских взносов;
-
партийная дисциплина;
-
организационная связь между членами партии;
-
формирование общественного мнения;
-
участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.
Роль политической партии в жизни общества:
-
связующее звено народных масс и государства;
-
регулятор социально-политической жизни общества;
-
руководитель классовой борьбы в обществе.
Главная задача политической партии — захват и участие во власти.
Функции политической партии
1. Теоретическая функция:
-
анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;
-
выявление интересов разных социальных групп общества;
-
разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;
2. Идеологическая функция:
-
распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
-
пропаганда своих целей и политики;
-
привлечение граждан на сторону и в ряды партии;
3. Политическая функция:
-
борьба за власть;
-
участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
-
выполнение предвыборных программ
4. Организаторская функция:
-
реализация программных установок и решений;
-
проведение избирательных кампаний;
-
подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.
5) Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).
Виды партийных систем:
-
однопартийные;
-
двухпартийные;
-
многопартийные.
Однопартийная система
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.
Двухпартийная система
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.
Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.
Многопартийная система
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.
Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.
В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.
В рамках многопартийной системы выделяют:
-
многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
-
многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
-
«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.
В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.
6) Политические партии активно влияют на деятельность органов государственной власти, экономику, социальные процессы, отношения между странами. Они являются одним из базовых институтов современного общества, без которого не возможно функционирование представительной демократии, которая требует развитых и хорошо организованных партий. При их отсутствии усиливается угроза возникновения авторитарного режима. Демократия обеспечивается участием партий в выборах, поскольку на многопартийных выборах сталкиваются не амбиции личностей, а интересы общественных групп. Многопартийность является определенной гарантией против коррупции, злоупотреблений властью, своеобразным способом контроля государственных деятелей. Трансформируя чувства социального недовольства в позитивные политические цели, партии направляют стихийную его энергию в русло конституционной борьбы за достижение целей через участие в государственном управлении.